Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пособие по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Пособие по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга может стать пособием по христианскому душепопечению для пасторов и душепопечителей, руководством для их помощников из числа рядовых верующих, а также учебником для библейских учебных заведений. Работая над этой книгой, автор руководствовался библейским учением и старался быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и данных из области душепопечения и психологии.
Религиозное издание
Согласно Даньелу Левинсону и группе его коллег по научно–исследовательской работе в Йельском университете, возраст ранней зрелости можно разделить на четыре перекрывающихся периода, каждый из которых длится приблизительно 5–7 лет[597]. Как показано на рис. 13.1, период ранней зрелости начинается с перехода в период ранней зрелости, который охватывает возраст от 17 до 22 лет. Переходя из юности в молодость, люди принимают решение о будущем. Выбирать жизненный путь бывает трудно, отделяться от родителей не всегда приятно, и для большинства этот временной отрезок жизни является периодом испытаний, волнений, трудностей и тревог в одно и то же время[598].
Рис. 13.1. Ступени взросления*[599]
В возрасте около 21 года молодые люди стоят на пороге мира взрослых и уже должны принимать практические решения. В середине третьего десятка лет жизни большинство людей решают вопросы брака, отцовства и материнства, рода или вида деятельности и организации быта. Часто в разных ситуациях молодые люди могут выбирать из целого ряда альтернатив; однако иногда жизненно важные решения принимаются ими поспешно либо под влиянием конкретных обстоятельств, о чем в последующем им приходится сожалеть.
Переходный период тридцатилетних начинается в 28 лет и завершается в начале четвертого десятка лет. Для многих это время переоценки, когда прошлый жизненный выбор подвергают критическому анализу и временами меняют. К этому времени у большинства из нас открываются таланты, способности и интересы, которых раньше мы в себе не находили. Одни приходят к выводу, что их идеалистические, юношеские ценности и мечты нереальны или недостижимы. Те, кто не связывал себя какими–то обязательствами в третьем десятилетии жизни, бывает, чувствуют себя огорченными, утратившими связь с людьми, и склонны считать, что их сносит течением жизни. Многие пытаются изменить этот образ жизни ради большей стабильности в будущем. Для других этот возрастной период становится временем таких перемен, что молодые мужчины и женщины задаются вопросом, не наступил ли у них кризис середины жизни на десять лет раньше обычного.
В возрасте от 33 до 40 лет у большинства людей наступает период стабилизации. Согласно Левинсону, «жизнь на четвертом десятке лет всегда отличается (при этом перемена может быть едва различимой или драматической) от того, какой она была десятилетие назад»[600]. Требования семьи, общины и общества достигают пика. Этот период в сфере профессиональных и экономических достижений часто характеризуется возникновением конкурентной борьбы, по крайней мере в нашем обществе; многие люди начинают все больше заботиться о достижении большей независимости и самодостаточности.
В наше время все это осложняется феноменом, получившим название «бэби–бум». В 1946 г., после Второй мировой войны, рождаемость во всем мире неожиданно достигла пика. В большинстве государств в последующие годы рост рождаемости вскоре прекратился, однако в следующих четырех странах — Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Соединенных Штатах — рождаемость оставалась на высоком уровне на протяжении почти двадцати лет. Все это привело к демографическому взрыву (один обозреватель назвал его «свиньей в удаве»), который распространяется по жизни, радикально изменяя общество и оказывая существенное влияние на предыдущие поколения[601]. На Западе — это первое поколение, выросшее под влиянием телевидения; первое поколение, не знающее инфекционных болезней типа дифтерии и полиомиелита (зато познавшее ВИЧ–инфекцию); первое поколение, привычно использующее компьютеры в повседневном труде, знакомое с покорением космоса и получившее практически безграничные возможности в сфере образования. Это поколение пытается изменить общество, освободить женщину. Это поколение гонится за материальным изобилием, меняет ценностную ориентацию в отношении секса, проявляет терпимость к разнообразию и бросает вызов устоявшимся традициям. Это поколение гордится непредубежденностью и широтой взглядов; однако именно это поколение обвиняют в духовной нищете и культурном консерватизме[602]. И это же поколение ведет активную конкурентную борьбу за рабочие места, продвижение по службе и материальное изобилие, добиться которого рассчитывают многие взрослые[603].
Те, кто родился позже, могут испытывать смешанные чувства в отношении своих старших братьев и сестер из числа «самого большого, самого богатого и самого образованного поколения», о котором теперь пишут как о поколении людей, «сомневающихся, неуверенных в подлинности своих ожиданий, неуверенных в своей роли в обществе, неуверенных в своем браке и семье, неуверенных даже в необходимости продолжать свой род»[604].
Хорошо известно, что молодые люди по окончании средней школы, в возрасте ранней зрелости, часто выбывают из церкви и возвращаются туда позднее, уже став родителями. И очень часто люди эры «бэби–бума» и «пост–бэби–бума» попадают в церкви, где их отчаянных усилий по преодолению проблем понять не могут, не могут удовлетворить их потребностей. Подобно большинству руководств по психиатрии, многие церкви также не уделяют должного внимания проблемам молодости (ранней зрелости)[605].
Библия и молодость
Из всех людей, упоминаемых Библией, ни о ком не говорится чаще, чем о Давиде. Исторические данные из его жизни изложены в четырех ветхозаветных книгах; во всей Библии его имя упоминается даже чаще, чем имя Иисуса Христа[606]. Иногда мы забываем, что динамичный, подвижный образ жизни Давида, его соперничество с Саулом, дружба с Ионафаном, духовный рост и семейно–брачные неурядицы[607] имели место, по всей видимости, до того, как ему исполнилось тридцать[608]. Многие псалмы были написаны Давидом, очевидно, в возрасте ранней зрелости.
В отличие от современных писателей, Библия не выделяет раннюю зрелость как особый возрастной период, но похоже, что библейские персонажи большей частью прославились в истории, находясь именно в этом возрасте, как и Давид. Иисус находился именно в этом возрасте, когда исполнил Свое служение и изменил течение истории. Многие руководители первой Церкви, похоже, были молодыми людьми. Каждый из них бился над решением собственных проблем, но Бог, сильный в делах, употреблял многих из них. «Никто да не пренебрегает юностью твоею», — писал апостол Павел Тимофею, когда тот, возможно, был в возрасте ранней взрослости. Далее Павел продолжает: «Но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»[609].
Хотя возраст ранней зрелости в Священном Писании не выделяется, тем не менее здесь часто упоминаются многие из забот и проблем этого возраста. Тревога, уныние, супружество, половое общение, операции с деньгами, занятия, связь с родителями и детьми, искушение и духовный рост — вот вопросы, которые упоминаются в Библии и особо относятся к людям в возрасте ранней зрелости.
Причины проблем в молодости
В одном фундаментальном исследовании психологии университетских студентов сообщалось, что для многих из них была характерна психология «спасательной шлюпки». Каждый ощущал себя одиноким моряком в шлюпке, оказавшейся вдали от гавани в страшном шторме. Если в лодку поступает вода, «каждый черпает ее в одиночку. Ситуация настолько скверная, что ни у кого не хватает времени подумать о других, которые, может быть, терпят такое же бедствие»[610].
Является ли сегодня это описание (одно из последних по времени) достоверной характеристикой психологии университетских студентов и других молодых людей в возрасте ранней зрелости? Некоторые ученые считают, что существование студентов, как и всех других людей, определяется циклами. Возьмем, к примеру, некое поколение студентов. Оно характеризуется массовой политической активностью, политическим самосознанием и озабочено проблемами ближних. Но вот проходит несколько лет и в университетах становится тихо, поскольку студенты с головой уходят в учебу и научную работу, стремясь к личному успеху и материальному благополучию. Мудрые душепопечители знают об этих социальных тенденциях и ясно понимают, каким образом они влияют на отчаянные усилия подопечных по преодолению своих проблем. Тем не менее, несмотря на то что культурные тенденции и условия постоянно меняются, молодые люди в возрасте ранней зрелости во всяком поколении и в любое время чувствуют себя в мире изолированно. Подобно одинокому моряку в шлюпке, давшей течь, многие беспокоятся о собственной безопасности и выживании, и у них не остается сил подумать об обществе или проявить интерес к ближним.
Испытания, с которыми сталкиваются люди в молодости, можно объединить в четыре главных категории. Каждое из этих испытаний способно породить проблемы у молодых людей в пору ранней зрелости.
1. Развитие способностей. Большая часть нашего детства посвящается приобретению навыков, необходимых для выживания и приспособления друг к другу. Становясь старше, мы узнаем, как учиться, решать проблемы, справляться со стрессом, контролировать такие чувства, как гнев и тревога, а также как обращаться с родителями и сверстниками. Много личных неудач происходит от того, что мы в свое время не обрели навыков, необходимых для нормального функционирования в условиях современной сложной культуры. Если человек хочет преуспевать в возрасте зрелости, ему следует совершенствовать навыки в разных сферах[611].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пособие по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Пособие по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Пособие по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.