Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Десанты Великой Отечественной войны"
Описание и краткое содержание "Десанты Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.
В отличие от Первой мировой Великая Отечественная война была маневренной. Поэтому одним из способов «переиграть» противника, раньше его оказаться в ключевой точке стала десантная операция. Быстрая атака с моря или с воздуха позволяла перехватить инициативу, сорвать планы врага, принуждала его отвлечься от выполнения основной задачи, раздробить свои силы и вести бой в невыгодных условиях.
В этой книге впервые в военно-исторической литературе собрана информация обо ВСЕХ основных десантных операциях Великой Отечественной войны, воздушных и морских, советских и немецких, имевших стратегическое значение и решавших тактические задачи. Некоторые из них, такие как Керченско-Феодосийская и Вяземская, были в целом успешными и позволили сорвать планы врага, создав в его тылах серьезный кризис. Другие десанты, например Днепровский или Петергофский, завершились провалом и привели к неоправданным потерям.
Эта книга — не просто описание хода событий, но и глубокий анализ причин успехов и неудач, побед и поражений.
Таким образом, всего предполагалось перебросить по воздуху 1850 человек. Однако для операции был выделен только 31 транспортный самолет — 21 машина ТБ-3 и 10 самолетов ПС-84. Поэтому план высадки спешно изменили, решив проводить ее в четыре рейса — сначала батальон капитана Суржика, на следующую ночь — отряд майора Старчака для захвата аэродрома, и уже потом — пехотинцы 250-го полка и снаряжение. В результате десантирование затягивалось до 6–7 января, хотя по первоначальному плану командования фронта 43-я армия должна была выйти в район выброски десанта уже 5 января.
В итоге 1-й батальон 201-й воздушно-десантной бригады высаживался совершенно отдельно в ночь на 3 января 1942 года. Выброска была осуществлена в районе деревни Гусево без противодействия противника; высаживавшийся первым командир группы подачей световых сигналов обеспечил сбор парашютистов. В течение суток десантники заняли деревни Гусево, Грибово и Маслово, где противника не оказалось. Первое столкновение с врагом имело место лишь 4 января; захваченный в этом бою пленный ефрейтор сообщил, что для борьбы с десантом немцы направили в этот район два батальона. Отряд капитана Суржика провел еще несколько боев, взорвал мост в тылу отступающего противника, а у поселка Кременское разгромил отходящую по дороге вражескую автоколонну, захватив 30 мотоциклов, 31 автомашину и 3 орудия, после чего соединился с наступающими советскими частями. Успеху действий батальона в немалой степени способствовало бездорожье, отсутствие у противника сплошной линии обороны, резервов и гарнизонов в большинстве деревень, а также быстрое наступление наших войск.
Высадка десанта в районе Мятлево 3–4 января 1942 года
Отряд майора Старчака для захвата аэродрома Большое Фатьяново был отправлен сутками позже — в ночь на 4 января. При этом в последний момент численность его увеличили до 416 человек. Рейс делился на четыре группы: первая захватывала аэродром, вторая, высаживаясь чуть в стороне, обеспечивала его прикрытие, третья являлась резервом командира отряда, вместе с ней высаживался сам Старчак. Четвертой прибывала стартовая команда — она должна была высаживаться посадочным способом.
Естественно, в реальности сохранить этот стройный порядок оказалось невозможным. Самолеты с десантниками начали подниматься с аэродрома Внуково около половины пятого вечера 3 января. По воспоминаниям И. Г. Старчака, уже находясь в воздухе в районе сбора, он получил радиограмму — не ждать остальные машины, а вместе с первыми четырьмя самолетами направляться к месту высадки.
Передовая группа под командованием самого Старчака достаточно легко захватила аэродром, частично перебив, частично разогнав немногочисленную охрану — аэродром немцы рассматривали как резервный и не использовали. И тут выяснилось, что полосы занесены снегом, и без лыж тяжелые ТБ-3 на них приземлиться не могут. Расчистить же полосы своими силами десантники быстро не могли, несмотря на то, что с подходом остальных самолетов число высадившихся на аэродроме парашютистов достигло трех сотен человек. При этом после высадки было собрано 85 % парашютистов, что можно считать большим успехом.
Здесь начинается расхождение мемуаров Старчака с официальными описаниями высадки. Книги по истории советских воздушно-десантных войск дружно утверждают, что группа захвата не смогла установить контроль над аэродромом до вечера 4 января. Документы Западного фронта, на основе которых составлялись все последующие работы, живописуют героическую борьбу десантников с огневыми точками противника — однако сам Старчак про нее не упоминает ни разу. Затем якобы началась метель, окончательно занесшая аэродром.
В то же время И. Г. Старчак пишет, что захватить аэродром удалось быстро, еще до рассвета 4 января. За день парашютисты смогли расчистить часть поля, однако ни в ночь на 5-е, ни в ночь на 6-е самолеты с десантом так и не прилетели.
Утром 5 января над аэродромом появились два «МиГа», сбросившие вымпел для десантников — странное действие, с учетом того, что парашютисты имели рацию и поддерживали связь со штабом ВВС фронта. Затем на аэродроме приземлился связной У-2 — но пилот, увидев подбегающих к нему десантников, принял их за немцев и снова взлетел.
В итоге высадка 250-го стрелкового полка на аэродром Большое Фатьяново была отменена, а группа Старчака получила приказ перейти к диверсионным действиям. Уже вечером 5 января десантники взорвали железнодорожный мост у платформы Костино. 8 января парашютисты внезапным налетом ворвались на станцию Мятлево, где уничтожили два воинских эшелона. 20 января 1942 года группа Старчака соединилась с силами направленной ей навстречу 34-й отдельной стрелковой бригады; к этому моменту в ней насчитывалось 87 человек.
2
Знаменский десант
Высадка 250-го полка с 18 по 22 января 1942 года
Следующая фаза Вяземской воздушно-десантной операции началась во второй половине января 1942 года. Собственно, большинство историков отечественных воздушно-десантных войск хронологическими рамками этой операции определяют 18 января — 28 февраля 1942 года. Однако 18 января у деревни Желанье высаживались те же самые силы, что участвовали в незавершенной высадке в районе Мятлево 3–4 января. Поэтому есть основания вслед за генерал-лейтенантом Г. П. Софроновым, автором книги «Воздушные десанты во Второй Мировой войне», считать эти действия частями одной последовательной операции, планы которой постоянно изменялись.
7 января 1942 года была подписана директива Ставки ВГК, определявшая задачи стратегической операции по окружению и разгрому основных сил группы армий «Центр». Левое крыло Западного фронта силами 43-й, 49-й, 50-й армий и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса должно было нанести фланговый удар из района Калуги и Мосальска в общем направлении на Юхнов и далее на Вязьму с одновременным фронтальным наступлением армий правого крыла на Сычевку и Гжатск. Одновременно правое крыло Калининского фронта в составе 22-й и 39-й армий, имея в резерве 29-ю армию, наносило удар с севера на Ржев и Сычевку. Обе ударные группировки должны были встретиться в районе Вязьмы, довершив окончательный разгром основных сил группы армий «Центр».
8 января ударная группировка Калининского фронта прорвала вражескую оборону северо-западнее Ржева. Уже 10 января передовые части 39-й армии перерезали шоссе Ржев — Великие Луки и достигли района Сычевки. Штаб 9-й немецкой армии, оборонявшей ржевский участок фронта, чтобы не попасть в окружение, переместился в Вязьму. Командующий армией генерал-полковник Штраус подал в отставку и был заменен генералом Вальтером Моделем.
На юхновском направлении к середине января тоже наметился успех: подразделения 49-й армии подошли вплотную к станции Мятлево, части 43-й армии заняли Медынь и через Шанский завод продолжали наступление на запад. 14 января 1942 года командующий Западным фронтом Г. К Жуков отдал приказ: 49-й армии — к 15 января выйти в район Погорелое, 43-й армии — не позднее 16 января овладеть Мятлево, 50-й армии — до 17 января взять Юхнов, 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу Белова — к 20 января прорвать оборону противника и выйти к Вязьме.
Для обеспечения этих действий в ночь на 16 января в помощь наступающим войскам в 20 км северо-западнее Медыни была выброшена усиленная парашютная рота из состава 1-го батальона 201-й вдбр[137]. Десантники действовали на путях отхода немецких войск, а позднее соединились с вышедшими сюда частями 43-й армии.
Не исключено, что именно результатом действий этой десантной группы было решение немецкого командования отводить свои подразделения не на северо-запад, а на запад от Медыни. В результате во вражеской обороне образовалась брешь, куда по приказу Жукова была срочно направлена наступавшая севернее 33-я армия генерала М. Г. Ефремова. В результате локтевой контакт между 4-й танковой и 4-й общевойсковой армиями противника оказался нарушен, вражеская оборона потеряла целостность. Основные силы 4-й немецкой армии, насчитывавшие под Юхновым до 9 дивизий, оказалась под угрозой обхода с севера.
Южнее Юхнова к 20-м числам января подразделения правого фланга 10-й армии вышли на железную дорогу Вязьма — Брянск в районе Кирова, нарушив рокадное сообщение между 4-й танковой и 4-й общевойсковой армиями противника. Однако части 50-й армии и корпуса генерала Белова все еще стояли в 10–15 км от Варшавского шоссе, а основные силы 10-й армии совместно с 16-й армией были заняты ликвидацией окруженной в Сухиничах группы генерала фон Гильза (6 пехотных батальонов) и отражением контрудара 24-го танкового корпуса немцев, 16 января начавшего наступление из района Жиздры на Сухиничи с целью деблокировать город.
В этих условиях командование Западного фронта решило поддержать наступление 50-й армии и корпуса Белова высадкой в тылу противника воздушного десанта. Местом высадки десанта был район поселка Знаменка и деревни Желанье в 40 км южнее Вязьмы. В задачу десанта входило перерезать шоссе из Вязьмы на Юхнов и железную дорогу Вязьма — Брянск, пресечь коммуникации противника и содействовать войскам Западного фронта в окружении его юхновской группировки. Одновременно наступлением в направлении деревни Темкино десант должен был содействовать продвижению 33-й армии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Десанты Великой Отечественной войны"
Книги похожие на "Десанты Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны"
Отзывы читателей о книге "Десанты Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.