Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Десанты Великой Отечественной войны"
Описание и краткое содержание "Десанты Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.
В отличие от Первой мировой Великая Отечественная война была маневренной. Поэтому одним из способов «переиграть» противника, раньше его оказаться в ключевой точке стала десантная операция. Быстрая атака с моря или с воздуха позволяла перехватить инициативу, сорвать планы врага, принуждала его отвлечься от выполнения основной задачи, раздробить свои силы и вести бой в невыгодных условиях.
В этой книге впервые в военно-исторической литературе собрана информация обо ВСЕХ основных десантных операциях Великой Отечественной войны, воздушных и морских, советских и немецких, имевших стратегическое значение и решавших тактические задачи. Некоторые из них, такие как Керченско-Феодосийская и Вяземская, были в целом успешными и позволили сорвать планы врага, создав в его тылах серьезный кризис. Другие десанты, например Днепровский или Петергофский, завершились провалом и привели к неоправданным потерям.
Эта книга — не просто описание хода событий, но и глубокий анализ причин успехов и неудач, побед и поражений.
Наиболее классические формы силы высадки приняли на Черном море. По итогам проведения морской десантной операции под Григорьевкой сложилось впечатление, что опробованная организация вполне отвечает реалиям начавшейся войны. Иллюзорность этого впечатления развеялось уже в конце того же 1941 года. Под Григорьевкой получался во многом классический вариант благодаря тому, что отряд маломореходных десантно-высадочных средств прибыл в район высадки из рядом расположенной Одессы. Нельзя также забывать, что высадка производилась фактически в «бархатный сезон». А вот в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, в условиях зимних штормов, для собранных с миру по нитке отрядов десантно-высадочных средств Азовской флотилии расстояние в три десятка миль оказалось труднопреодолимым. Высадка войск десанта на необорудованное побережье в районе Феодосии даже не рассматривалась — разгружать десантно-транспортные средства было нечем. В качестве последних преимущественно использовались боевые корабли, они же осуществляли огневое обеспечение высадки. После высадки в Феодосию от перевозки войск десанта на крейсерах и эсминцах отказались, впредь из них формировали специализированные отряды кораблей огневой поддержки.
Вообще именно в ходе морских десантных операций Черноморского флота был наработан наиболее разнообразный и значимый опыт проведения морских десантных действий — но это уже тема отдельного разговора. Наиболее блеклый и малопоучительный опыт наработали балтийцы. Опыт Северного флота уникален специфическими условиями, в которых проводились морские десантные операции.
Владислав Гончаров
Вяземская воздушно-десантная операция
Вяземская десантная операция стала не только самым массовым воздушным десантом советских войск, но и одной из крупнейших операций такого рода во Второй мировой войне — наряду с Критской и Арнемской. Даже Нормандскую и Рурскую операции нельзя поставить в этот ряд, поскольку они не имели самостоятельных целей и проводились на небольшую глубину с чисто тактическими задачами (содействие наземным войскам в захвате плацдарма).
Как и союзники в операции «Маркет-Гарден» два с половиной года спустя, в январе 1942-го советское командование стремилось предотвратить наметившуюся стабилизацию фронта. Для того, чтобы продолжить уже затухающее наступление, и там, и там была сделана попытка вывести боевые действия из привычной плоскости, методом «вертикального охвата» нанести удар по пунктам, находящимся в глубине вражеской обороны. И результаты обеих операций оказались поразительно схожи…
1
Высадка частей 201-й воздушно-десантной бригады и отряда майора Старчака у Мятлево 3–4 января 1942 года
К началу января 1942 года под Москвой сложилась чрезвычайно сложная для обеих сторон обстановка. Советские войска, почти месяц ведущие активное наступление, были уже в достаточной степени измотаны, в то время как германские войска, потерпевшие серьезное поражение, оказались обескровлены и деморализованы. В условиях холодной зимы обе стороны испытывали недостаток снабжения: части Красной армии — из-за того, что далеко оторвались от налаженных коммуникаций и продвигались по выжженной противником территории, немцы — из-за слабости железнодорожной и автомобильной сети, к тому же постоянно подвергавшейся ударам партизан.
Наибольшего успеха в декабрьских боях достигли войска левого крыла Западного фронта, за неполный месяц прошедшие с боями 200–300 километров. При этом действовавшие на крайнем левом фланге соединения 10-й армии генерала Голикова и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова далеко опередили своих соседей и, окружив немецкий гарнизон в Сухиничах, вышли на железную дорогу Москва — Брянск севернее города. Передовые части корпуса генерала Белова находились всего в 8 километрах от Варшавского шоссе.
Правее них вели наступление 50-я, 49-я и 43-я армии, последняя 1 января 1942 года заняла Малоярославец. В немецкой обороне наметился 40-километровый прорыв на линии Сухиничи — Бабынино. Создавалась реальная возможность выхода советских войск в район Юхнова на Варшавское шоссе и дальнейшего продвижения к Вязьме — в тыл немецкой 4-й и 4-й танковой армиям и на жизненно важные коммуникации группа армий «Центр». Силы 4-й немецкой армии, действовавшей против четырех армий левого крыла Западного фронта, оказались глубоко охвачены с юга.
Командир 1-гo гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенант П. А. Белов
Четыре армии и кавалерийский корпус — звучит солидно. На деле же в боевом составе войск левого крыла Западного фронта (без учета тылов) к 5 января 1942 года насчитывалось не более 170 тысяч человек. В 10-й армии было 48 тысяч «штыков», в 50-й армии — 37,5 тысяч, в 49-й армии — 38 тысяч. 1-й кавалерийский корпус с приданными частями имел в боевом составе около 20 тысяч человек. 43-я армия к 9 января (начало Медынско-Мятлевской операции) насчитывала 15 тысяч «штыков» в четырех дивизиях. Здесь же находился свежий 9-й воздушно-десантный корпус, еще не принявший участие в боях — еще 7–8 тысяч «штыков».
С учетом артиллерии, небоевых частей и тылов общую численность советской группировки можно оценить в 250 тысяч человек. По данным советской разведки, ей противостояло от 20 до 25 немецких пехотных дивизий; даже с учетом потерь это было не менее тех же 250 тысяч человек.
Для оказания помощи 43-й и 49-й армиям, продвигавшимся с северо-востока по обе стороны Варшавского шоссе, командование Западного фронта решило высадить воздушный десант. Он должен был перерезать шоссейную дорогу из Медыни на Гжатск, захватить станцию Мятлево и пресечь движение из района Калуги на Вязьму, а также воспрепятствовать отходу войск 57-го армейского корпуса немцев по Варшавскому шоссе от Малоярославца и Алешково через Медынь на Юхнов и прикрыть подходы к станции Мятлево от возможного контрудара противника из района Юхнова.
В состав десанта предполагалось включить 250-й стрелковый полк майора Н. Л. Солдатова[135], а также один батальон 201-й воздушно-десантной бригады капитана И. А. Суржика и парашютный отряд майора И. Г. Старчака, до этого успешно действовавший в полосе Калининского фронта, а затем высаживавшийся тактическим десантом накануне Нового года. Командиром десанта был назначен майор Солдатов.
И. Г. Старчак (довоенное фото)
250-й стрелковый полк общей численностью в 1425 человек ранее входил в состав прибывшей из Забайкалья 82-й стрелковой дивизии. Организационно он состоял из трех батальонов, отдельной батареи, минометной роты, взвода 45-мм противотанковых орудий. В середине декабря 1941 года полк был переименован в воздушно-десантный, но по сути так и остался стрелковым. Никакого опыта прыжков с парашютом его бойцы полка не имели, они были оснащены автоматами и прошли лишь краткое обучение бою в ночных условиях и подрывному делу. Поэтому основные силы десанта предполагалось высаживать посадочным способом.
3 января командующий войсками Западного фронта генерал Г. К. Жуков поставил лично майору Солдатову следующую задачу: после высадки основных сил захватить станцию Мятлево и хотя бы временно прервать все пути сообщения из Медыни на Юхнов. Кроме того, от десантников требовалось перерезать дорогу от Медыни на Кременское и все пути к северо-западу от Медыни, а также шоссе, ведущее от Полотняного завода — тем самым не допустив отхода противника от Медыни вплоть до подхода в этот район основных сил 43-й армии. Позднее, после перенесения времени высадки полка на вторую половину января, эта задача в общих чертах сохранилась.
Обеспечить высадку 250-го полка должны были два парашютных отряда. Отряд майора Старчака в составе 202 человек предполагалось высадить на аэродроме у Большого Фатьянова (в 5 км восточнее Мятлево, на западном берегу реки Шани[136]), захватить аэродром и подготовить его к приему 1300 человек посадочного десанта на самолетах ТБ-3 и ПС-84 (DC-3, он же Ли-2). Второй отряд парашютистов под командованием капитана Суржика (348 человека из состава 1-го батальона 201-й воздушно-десантной бригады) выбрасывался в районе сел Гусево, Бурдуково и Гусаково в 12–15 км северо-западнее Медыни возле шоссе Медынь — Гжатск.
Задача этого отряда была сложнее. Он должен был захватить Кременское и мост через реку Шаня в поселке Шанский Завод и поставить здесь заслон от продвижения противника со стороны Гжатска. Затем от батальона капитана Суржика требовалось выйти на Варшавское шоссе, и, взорвав мост через реку Шаня на шоссе Юхнов — Медынь (в 10 км юго-восточнее Медыни), прикрыть район высадки основных сил от наступления противника со стороны Малоярославца.
Таким образом, всего предполагалось перебросить по воздуху 1850 человек. Однако для операции был выделен только 31 транспортный самолет — 21 машина ТБ-3 и 10 самолетов ПС-84. Поэтому план высадки спешно изменили, решив проводить ее в четыре рейса — сначала батальон капитана Суржика, на следующую ночь — отряд майора Старчака для захвата аэродрома, и уже потом — пехотинцы 250-го полка и снаряжение. В результате десантирование затягивалось до 6–7 января, хотя по первоначальному плану командования фронта 43-я армия должна была выйти в район выброски десанта уже 5 января.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Десанты Великой Отечественной войны"
Книги похожие на "Десанты Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Заблотский - Десанты Великой Отечественной войны"
Отзывы читателей о книге "Десанты Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.