Альберто Рус - Народ майя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Народ майя"
Описание и краткое содержание "Народ майя" читать бесплатно онлайн.
Книга прогрессивного мексиканского ученого-археолога содержит самый полный и всесторонний на сегодняшний день анализ цивилизации майя. Вместе с тем автор показывает жизнь и быт современных индейцев майя - потомков древнего народа, живущих ныне на территории Мексики, Гватемалы, Гондураса. Книга хорошо иллюстрирована. Для широкого круга читателей.
Ченес
Происхождение названия этого района связано с тем, что многочисленные поселения здесь носят названия, заканчивающиеся словом "чен", что означает "колодец". Это говорит о существовании колодцев в зоне, где вода встречается на достаточно больших глубинах. Район расположен между штатами Кампече и Юкатан и включает наряду с другими такие центры, как Хочоб, Цибильнокак, Эль-Табаскеньо, Санта-Роса-Штампак и Цехкабтун. Географическое положение района объясняет взаимосвязь между характерными элементами архитектурных стилей этого района и района Пуук, хотя и невозможно проследить направления влияний ввиду того, что обе культурные зоны существовали одновременно.
Среди черт архитектуры Ченес назовем редко встречающиеся гребни; стены, построенные из хорошо обработанных камней; колонки в цоколях построек, хотя колонна как опора или часто встречающийся мотив декора неизвестна. Наиболее яркая особенность - это центральная дверь храма в форме пасти маски - черта, появившаяся, вероятно, именно в этом районе и достигшая, с одной стороны, области Рио-Бек, а с другой - района Пуук.
Пуук
Это название означает на языке майя "холмистая местность". Область Пуук охватывает территорию, расположенную между штатами Юкатан и Кампече. Вот некоторые из главных центров района: Эцна, Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна, Шлабпак, Чакмультун, Холактун, Шкулок, Кивик.
Дворец в Сайиле. Часть фасада
Стиль, характерный для этой области, по-видимому, развивался на протяжении нескольких веков. Первый этап (VII в. н. э.) мог соответствовать Эцне и самым древним постройкам Ушмаля, Сайиля, Лабны, Кабаха, в которых гребни расположены на центральной стене или являются продолжением фасада и слабо декорированы. Затем (VIII-IX вв.) наступает расцвет стиля; для этого периода характерно появление богатого декора на фризах и исчезновение "кровельных гребней", и, наконец, в X в. появляются некоторые тольтекские декоративные элементы.
Архитектуре Пуука свойственны следующие черты: постройки, в которых горизонтальные линии преобладают над вертикальными; стены из хорошо обработанных и пригнанных камней, неглубоко проникающих в тело бутовой кладки и образующих подобие облицовки; стены с гладкими фасадами, где декор ограничивается фризами; цоколь, окружающий фундамент здания, часто украшенный столбиками; использование колонны, монолитной или из составных секций, с капителью квадратного сечения для разделения входных проемов и образования портиков.
Стиль Пуук не был ограничен одноименным районом, так как здания с некоторыми из указанных черт одновременно встречаются в Чичен-Ице (Акабциб, "Храм трех притолок", Чнкчан-Чоб, "Женский Монастырь", "Иглесиа"), Цибилчальтуне и имелись в Майя-пане до расцвета в позднем периоде.
Постклассические стили
В X в. в область майя вторглись завоеватели. В северном районе в первой половине века это были путуны или чонтали с побережья Мексиканского залива, а в конце века - тольтеки. В южном районе - сначала пипили, носители тольтекской культуры, а позднее - ацтеки. Эти вторжения наложили свой отпечаток и породили гибридную культуру, характерную почти для шести веков, предшествовавших испанской конкисте. Мы коротко остановимся на результатах этих влияний на архитектуру майя, сосредоточив наше внимание на нескольких главных центрах, в которых оно наиболее заметно: Чичен-Ица, Майяпан, Тулум.
Чичен-Ица
Если первые волны чужеземцев, нахлынувшие на полуостров Юкатан (шивы, ица или путуны), несли с собой только символы своей религии или изображения фигур своих воинов, что нашло отражение на фризах Ушмаля и в архитектуре некоторых зданий Кабаха (возможно даже, они построили Караколь в Чичен-Ице), то большая волна захватчиков, прямо или косвенно происходивших из древнего Толлана (ныне Тула в штате Идальго), значительно трансформировала на протяжении XI-XII вв. архитектуру майя.
Новые строительные приемы, концепции и формы были привнесены тольтеками, и архитекторы майя, вероятно, применили их к собственным идеям, добившись чрезвычайно плодотворного слияния. Среди новых элементов назовем следующие: ориентация зданий под углом 17° на восток от астрономического севера; использование откоса и панели для украшения оснований построек и пирамид; расположение на кровлях украшений, неудачно названных "зубцами"; вестибюли из колонн у подножия пирамид, образующие параллельные галереи со сводчатой кровлей, покоящейся на деревянных балках, подпираемых колоннами или столбами; внутренние колонны, также в сочетании с майяским сводом и колоннами и балками, которые в Центральной Мексике служили для поддержки плоской кровли; комплекс для игры в мяч, закрытый на торцах и имеющий кольца; расширенное основание стен, образующее откос; скамьи и алтари с наклонной облицовкой, украшенной карнизом; квадратные платформы с лестницей на каждой стороне, облицовка которых образует откос и панель; круглые здания; план главного храма в Туле, воспроизведенный в "Храме Воинов".
Продолжали сохраняться майяские приемы строительства стен из хорошо вырубленных и подогнанных камней и арок из отесанных камней.
Обсерватория - 'Караколь', в Чичен-Ице
Майяпан
Во второй половине постклассического периода (XIII-XIV вв.), после апогея Чичен-Ицы, расцветает Майяпан, где воспроизводятся тольтекские конструкции Ицы. Но, хотя форма сохраняется и даже точно копируется, техника строительства становится гораздо хуже. Окруженный стеной протяженностью более 8 км, Майяпан был настоящим городом. В нем располагалось около 4 тыс. построек (по описанию Ланды). Из них около 2 тыс. составляли хижины простых обитателей, немногим меньше - каменные постройки (дома знати и лиц с определенным положением) и около сотни зданий предназначалось для культа. Двадцать сенотов обеспечивали потребности в воде 11-12 тыс. обитателей. Неровные дорожки и узкие мощеные улицы служили для передвижения и вели к храмам. Как подражание постройкам Чичен-Ицы назовем сооружение, вероятно бывшее главным храмом и ныне известное под названием Кастильо, как и то, что послужило ему образцом. Пирамида имеет то же число ярусов, по одной лестнице с каждой стороны, и план храма, просматривающийся, несмотря на то что здание разрушено, в точности совпадает с планом постройки в Чичен-Ице. В Майя-пане есть также круглое здание, видимо сходное с "Обсерваторией" (Караколь) Чичен-Ицы, и несколько круглых молелен. Портики с колоннами напоминают колонные галереи так называемого "Рынка".
Архитектурные памятники Чичен-Ицы
Однако использование плохих материалов, несовершенной техники обтесывания камня и посредственного раствора из известнякового песка (саскаб) привело к низкому качеству строительства. Его изъяны были скрыты под толстыми слоями штука, но сейчас они бросаются в глаза, так как облицовка исчезла. Например, плоские сечения колонн - это плиты, которые не имеют даже округлой формы и едва обработаны. Кровли были почти все плоские и, разумеется, исчезли уже давно. Чтобы справедливо оценить состояние, в котором находится Майяпан, следует вспомнить, что он был разрушен в 1441 г.
Город Тулум, находящийся на восточном побережье полуострова Юкатан, также обнесен стеной, но значительно меньшей протяженности. Стена окружает городище с трех сторон, а четвертую образует береговой обрыв; размеры памятника: 380 м с севера на юг и 165 м с востока на запад.
Тулум - современник Майяпана, и его стиль тоже включает подражания майя-тольтекскому стилю Чичен-Ицы; тем не менее он, как и другие памятники побережья, имеет собственный стиль и, так же как и они, отличается от тех памятников, до которых дошло влияние из Центральной Мексики.
Майя-тольтекский стиль Чичен-Ицы
Его архитектуре присущи следующие особенности: сосуществование плоских кровель и сводов, часто имеющих форму бутыли и берущих, вероятно, начало от основания стены; углубленные притолоки; фризы, ограниченные плоскими карнизами, хотя иногда могут встретиться скошенные карнизы, как в стиле Пуук; фриз, укороченный на половину высоты плоским карнизом; стены, преднамеренно отклоненные наружу и трапециевидные входы; маленькие святилища внутри постройки, сделанные, как в Паленке; домики, должно быть служившие святилищами, в которых хранилась скульптура (последней, видимо, поклонялись снаружи, так как размеры конструкции не дают возможности доступа людям внутрь); портики с колоннами, сложенными из бутовой кладки и покрытыми штуком.
Храм в Тулуме, Кинтана-Роо
Южная область
Многие майянисты, среди которых находятся А. В. Киддер и С. Г. Морли, не относят горную Гватемалу и Тихоокеанское побережье к области собственно майя, так как там не было элементов, которые, по их мнению, были характерны для майя, а именно развитый календарь, иероглифическая письменность и применение свода, называемого ступенчатым, "ложным" или просто майяским.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Народ майя"
Книги похожие на "Народ майя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альберто Рус - Народ майя"
Отзывы читателей о книге "Народ майя", комментарии и мнения людей о произведении.