» » » Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА


Авторские права

Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «ТЕКСТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Рейтинг:
Название:
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Издательство:
«ТЕКСТ»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5–903298–03–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Описание и краткое содержание "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать бесплатно онлайн.



В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296–14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».

Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.

Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






Что же, все это был Дух Святой и не глаголал Он, по написанному, через пророков, но Сам изглаголался ими или к ним изглаголался? Долой такую хулу! Если же и эти [слова], бестелесно сказанные бестелесным Богом, не были Духом Святым, то тем более ни Христовы глаголы, произнесенные телесно. Если же ни эти [слова не были Духом Святым], то ни дыхание, в котором они запечатлеваются и [которым] доводятся [до слушающих]. Если же ни сие [не было Духом Святым], то и не дуновение, бывшее посредством него. Кроме того, и не то, на что оно намекает. Хотя это и совершенно невозможно, однако допустим, что дуно{стр. 91}вение было [совершено посредством] не плоти, а божества Сына; более того, положим, как говорят латиняне, будто посредством чувственного [дуновения] обозначается мысленное [дуновение] Спасителя. Но Он и вначале дунул в лицо первого создания. Что же Он [тогда] вдунул? — Дыхание жизни [232]. — Что же такое это дыхание жизни? — Живая душа. Пусть же тебя научит Павел: бысть первый человек в думу живу [233]. — Что же значит «живая»? — Присноживущая, бессмертная, или — что то же самое — разумная (λογική), ибо бессмертная — значит разумная, и не только это, но и божественно облагодатствованная. Ибо такова поистине живая душа. Это [значит] то же самое, что и по образу, а если угодно, то и что по подобию [234]. О, какая потеря! Из чего и во что мы превратились?!

9. Узрели тогда очи ангелов сопряженную с чувством и плотью душу человека, и узрели [в его лице] иного бога, не просто сотворенного на земле по причине божественной благости, одного и того же, являющегося плотью и умом, но по причине преизбытка этой [божественной благости] преображенного по благодати Божией, так что он стал плотью, умом и Духом, а душа его стала в совершенстве обладать божественным образом и подобием, будучи единой в уме и слове и Духе. Но увидело это и завистливое око, и не вынес [этого] началозлобный змий. Я думаю, что он обнаружил такое упорство, что уготовал под языком самый действенный яд [235] и как бы приготовил и коварно примешал к сладкой речи [вливаемую] через слух отраву, пришел, очаровал, укусил, — увы моей удобопреклонности и его злобе, — влил яд в душу и умертвил живущее ради нее [236], то есть {стр. 92} тело, а живущую саму по себе душу — помрачил; ибо отнялась божественная доброта и мы лишились божественного образа, отбросили [от себя] свет, разрушили [в себе] подобие самому Высочайшему Свету, облеклись во мрак словно в ризу, о горе!, и словно в двойной плащ завернулись в тьму. Но пожалел [Свое] дарование, — дабы мне не удлинять свое слово, — Тот, Коего природой является благость и [проистекающая] от нее милость, и ради меня, падшего, сошел и бысть, — как говорит апостол, — в Дух животворящь [237], чтобы, оживотворив, обновить [Свой] почерневший образ.

Итак, совершая теперь это и показывая, что Он есть Тот, Кто в начале сотворил [человека] посредством дуновения, Он дует на учеников и Своим словом являет [им] дар, не говоря, что–де снова влагаю душу, но Дух, и снова соделываю душу — через преподание [ей] дарований — божественным Духом. Скажи нам, Павел, взяв слово, — как [Он это сделал]? — ибо я знаю тебя как воистину уста Христовы. Как сказал бы Он, — говорит [Павел], — [Я сделал это] соединив сию [душу] с Моим Духом, так чтобы Мои [ученики] как бы дышали вместе со Мной и по благодати имели бы от тесного со Мною соприкосновения естественно присущую Святому Духу власть связывать и разрешать. Мы бо, — глаголет, — ум Христов имамы [238], и прилепляяйся Господеви един Дух есть [239].

10. Но видишь, как относительно этого дуновения намекается, что [в нем] присутствует Дух и совершает обновление человеческой души к лучшему, каковое [обновление] мы полагаем совершающимся от Отца через Сына во Святом Духе, и что этим [дуновением] подается Дух и [именно] Дух Святой, но [подается] по дару и силе и по {стр. 93} благодати и действию (энергии), — которое состоит в том, чтобы разрешать и связывать грехи людей, — а не сама [подается] ипостась Всесвятого Духа? Ибо она не может быть воспринята никем. А дарования Духа, отнюдь не отделяемые от Него природные силы и энергии, приемлются достойными того, чтобы через них действовал Дух, о которых, — поскольку они соединились с Ним и помазались Его энергией (ибо один лишь единственный Христос помазался всецелым Помазывающим согласно сказавшему, что [Он есть] Христос по причине божества, освящающего [Его человечество] не энергией, подобно другим помазанникам, а присутствием всего Помазывающего [240]), — говорится, что они прияли Духа Святого являющим Себя через них, и что Он подается им через Сына или даже, если угодно, и от Сына. Ведь это [говорится о них] по причине того, что [они удостоились] соединиться [с Ним] посредством [исходящей] от Него божественной энергии и послужить орудиями Духа [241]. И это показал Сын, дунув и сказав ученикам: приимите Дух Свят, как научил нас и божественный Дамаскин. Ибо сказав: «не говорим, что Дух — от Сына; Духом же Сына [Его] именуем и исповедуем, что Он через Сына явился и подается нам», он сразу прибавил: «дуну бо и глагола ученикам: приимите Дух Свят» [242]. Итак, не ясно ли, что дамасский Отец понимал и показал на примере этого дуновения, что Дух Святой не бытие получает и от Сына, но лишь является и подается через Него?

{стр. 94}

11. Латиняне же безумно помышляют и учат противно оному [учителю], ибо не видят, что эти дарования и энергии, по которым через Сына подается Дух Святой, даются не только Сыном, но и Самим Всевышним Отцом. Всяк бо дар совершен, — говорит [апостол], — свыше есть от Отца светов [243]. А что есть совершеннее власти отпускать или удерживать грехи? И [эта власть происходит] не только от Отца и Сына, но и от Самого и через Самого Святого Духа, ибо Бог сказал через Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть [244]; к каковому излиянию всяко относится и данный Христом ученикам в дуновении Дух. И овому убо, — говорит [апостол], — Духом дается слово премудрости, овому же слово видения [245], и все прочее, что перечислено избранным сосудом [божественных] дарований — Павлом, сподобленным от Духа чрезвычайных откровений, и потому говорящим: нам же откры Бог Духом Своим [246] не только не познанное знаменитыми за свою добродетель и благочестие отцами, но превосходящее даже и самое ангельское ведение. И мы знаем это, — говорит богословнейший из апостолов Иоанн, — от Духа, Егоже прияхом от Него [247]. И вообще, всякое подаяние благ по отношению к твари источается от Него, и «вовсе не существует дарования, — говорит великий Василий, — которое бы достигало твари без [содействия] Святого Духа» [248]. Он же, перечислив и все дары и харизмы и действия Духа, затем говорит: «всем этим присно обладает Дух Святой, но Источающееся от Бога [249] является воипостасным, а из Него источаемое {стр. 95} суть Его энергии» [250]. Стало быть, и от Себя Самого исходит Дух Святой, раз от Него и через Него [совершается] всякое подаяние благ, в числе коих всяко находится и власть вязать и решить, которую Господь подал ученикам через дуновение? Прочь такую несуразность! Но подавать [блага] является общим [свойством] для трех Ипостасей, как свидетельствует и апостол, говоря, что разделения же дарований суть, а Тойжде Дух; и разделения служений суть, а Тойжде Господь; и разделения действ (энергий) суть, а Тойжде Бог [251].

12. Ибо общими являются для единой Святой и поклоняемой Троицы божественные энергии и силы, посредством которых Бог вселяется и ходит [252] согласно обетованию [253] в достойных, действуя и познаваясь через них. Каковых божественных энергий источником называется в богословии не только Отец и Сын, но и Святой Дух, как говорит и великий Василий, который пишет в своих антирретических главах: «Каковы же суть энергии Духа? Неизреченны по величию, неисчислимы по множеству» [254]. И еще: «У Святого Духа все совершенное: любы, радость, мир, долготерпение, благость [255], премудрость, разум, совет, безопасность, благочестие, ведение, святыня, искупление, вера, действия сил, дарования исцелений и все тому подобное. Он ничего не имеет в Себе приобретенного, но все имеет присно, как Дух Божий, как от Него явившийся, Его Себе имеющий Причиной как Свой Источник, из Которого Он источается. Но и Сам Он — источник перечисленных выше благ. Но Источающееся от Бога является воипостасным, а из {стр. 96} Него источаемое суть Его энергии» [256]. Таковы суть характерные величия божественной природы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Книги похожие на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Отзывы читателей о книге "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.