» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






1936 г.

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ К ВОПРОСУ О РАБОЧИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Пример Москвы дал толчок делу развития рабочих университетов. В Ленинграде открылись рабочие университеты: 1) на Васильевском Острове — при Горной Академии, 2) в Володарском районе и 3) при Технологическом институте. Открылись рабочие университеты и в других городах: в Иваново-Вознесенске, Перми и т. д.

Опыт московских рабочих университетов показал, что целесообразнее всего устраивать рабочие университеты при вузах: дешевле всего обходится, имеется уже налицо — в лице профессуры и студенчества — преподавательский персонал, имеется оборудование.

Но, конечно, самое важное, чтобы в рабочие университеты попадали действительно рабочие. Если вуз находится далеко от рабочего района, рабочим трудно туда добраться; целесообразнее устраивать рабочий университет в центре района, поставив его лишь под шефство вуза. Целесообразнее десятку преподавателей тратить лишнее время на поездку, чем сотням рабочих. Во всяком случае надо, чтобы почетное имя рабочий университет не обращалось в пустую вывеску. Надо, чтобы рабочий университет действительно был связан с рабочими массами. Было бы нецелесообразно, например, чтобы Пермский рабочий университет не был связан с мотовилихинскими рабочими, а Иваново-Вознесенский — с ивановскими. Иногда, может быть, полезно иметь рабочему университету свои филиалы на рабочих окраинах.

Тут мы подходим к чрезвычайно важному вопросу — к вопросу о связи рабочего университета с фабрикой,

В «доброе» старое время университет отрывал рабочего от фабрики, от рабочей среды — рабочий через университет «выходил в люди». И сейчас такой взгляд, как ни странно, еще не изжит. А между тем наша задача — не вырывать одиночек из массы, а через передовые, наиболее развитые слои рабочих поднимать всю массу. Рабочий университет открывает к этому путь.

Каждый рабочий университет должен как можно лучше, как можно глубже изучить те фабрики и заводы, рабочие с которых являются студентами рабочего университета, изучить при содействии этих же студентов, сделать из этого изучения путь сближения между рабочим университетом и фабрикой. Начав с изучения, надо поставить перед вузом более широкие задачи, чем обслуживание отдельных студентов. Вместе с этими студентами, через них надо прийти на помощь рабочей массе путем организации на самом заводе, в его клубе лекций, бесед, передвижных выставок, передвижных библиотек. Надо перекинуть мост между вузом и фабрикой, между наукой и трудом.

В лице рабочих университетов создается новый тип учебного заведения. Наши вузы слабо связаны с производством, с фабрикой. «Новое» они видят часто лишь в пролетарском составе студенчества. Рабочий университет должен подойти к делу иначе: он должен быть пропитан новым духом, должен сродниться с рабочей массой. У обычных вузов свои традиции — там «мертвый хватает живого», все стихийно отливается в старые формы. Рабочие университеты — новая форма университета. И надо, чтобы старые традиции не душили нового духа. Необходимо не торопиться с выработкой «единой» программы для всех рабочих университетов, надо сделать их программы шире, гибче, жизненнее. Не может быть одна и та же программа в рабочем университете, обслуживающем текстильщиков, и в рабочем университете, обслуживающем металлистов. Надо, чтобы программы ориентировались на потребности завода, фабрики, на запросы рабочих, чтобы живая наука как можно меньше втискивалась в рамки отстоявшихся форм.

Рабочий университет — это созданная самой жизнью форма, и надо уметь помочь ей развиться.

1926 г.

САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ (ИЗ ДОКЛАДА НА II ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ)

Советский строй организует массы, привлекает их к строительству новой жизни, ставит перед ними все новые и новые задачи. Тем самым он толкает массы на путь самообразования. И действительно, мы наблюдаем в массах страстную жажду знаний. Я хотела бы также подчеркнуть, что та задача, которая в данный момент стоит перед страной, которая всячески подчеркивается нашей партией — задача индустриализации, — также теснейшим образом связана с поднятием культурного уровня. Если мы обратимся к Западу, к Америке, то увидим, что промышленное развитие стран вызвало и там необходимость повышения культурного уровня масс. Например, в начале XIX в. буржуазия Англии и Франции принимала чрезвычайные меры для распространения грамотности среди рабочих. Конечно, буржуазия это делала не для того, чтобы пойти навстречу рабочим, поднять их сознательность и т. д., но само развитие промышленности неизбежно ставило перед буржуазией задачу повышения грамотности и культурного уровня рабочих.

И вот теперь, когда мы хотим поднять производительные силы нашей страны, мы наталкиваемся на недостаточность в массах знаний, что отзывается на всей нашей работе. Нет ни одного собрания, на котором крестьяне и рабочие не говорили бы о том, что школы наши плохи, что нет библиотек и т. д. Интерес к знанию должен быть удовлетворен.

Но тут уже указывалось, что посредством школ удовлетворить эти потребности мы не сможем, и потому необходимо широким массам дать возможность получить эти знания путем самообразования. Самообразование надо развернуть, сделать его доступным широким массам, и тут чрезвычайно важно обратить внимание на создание предпосылок для самообразования.

ШКОЛА И САМООБРАЗОВАНИЕ

Главный источник, откуда массы могут черпать знания, — это книга, которая является или может быть сделана орудием труда, которая дает знакомство с опытом, приобретенным человечеством в той или другой области знаний.

Но для того, чтобы пользоваться книгой как источником самообразования, надо уметь быстро, бегло читать.

У нас в школе все же недостаточно делается для того, чтобы научить пользоваться книгой в целях самообразования. В Америке, например, можно часто видеть, как ребята сидят в школе и читают про себя книгу, для ребят обязательно ходить в библиотеку, обязательно умение пользоваться справочниками, умение пользоваться книгой. Американские педагоги обсуждают вопрос о том, надо ли уделять время выразительному чтению вслух. Очень многие считают, что в целях самообразования наиболее важно не умение читать вслух, а умение много и быстро читать про себя. Указывалось при этом, что чтение про себя идет быстрее, что в жизни приходится много читать, просматривать газеты, отыскивать в книге нужные материалы и т. п.

Большая ошибка думать, что можно развивать какую-нибудь отдельную отрасль политпросветработы независимо от других отраслей этой работы. Нельзя думать, что можно ликвидировать безграмотность, если одновременно у нас не будет создано умение пользоваться книжкой, читать ее.

Вопрос о ликвидации безграмотности должен быть тесно увязан с постановкой работы в нашей школе взрослых. Вполне естественно, что в начале революции мы стремились в школе взрослых дать побольше знаний, сделать революционные идеи доступными массам.

Если вы посмотрите учебники для школ взрослых, то вы увидите, что в них главное внимание обращается на то, чтобы дать как можно больше важных и нужных понятий, а на умение пользоваться книгой, отыскивать книгу — на все это обращается очень мало внимания. Нам надо пересмотреть наши учебные планы, внимательно просмотреть наши программы и ввести в них усвоение приемов самообразовательной работы в гораздо большей мере, чем это было до настоящего времени.

У нас бывают случаи, когда, научившись в школе малограмотных читать, человек дальше попадает в тупик, потому что не научился пользоваться книжкой.

БИБЛИОТЕКА И САМООБРАЗОВАНИЕ

Это нам нужно подчеркнуть и в политпросветработе. Мы сейчас увлекаемся кружковой формой самообразования, формой заочного обучения, но не надо забывать о той базе, на которой можно строить самообразование. Эта база — общественное пользование библиотекой. У нас есть места, где на одну книгу общественного пользования приходится пятнадцать — двадцать человек, а если мы возьмем, например, Калмыцкую область, то книга приходится там на сорок два человека. Книг общественного пользования у нас очень мало. Кроме того, они распределены чрезвычайно неравномерно. Главные книжные богатства сосредоточены в Ленинграде и Москве. Вообще книг гораздо больше в городах, чем в деревнях. Есть такие глухие углы, где никаких книг общественного пользования нет.

Из того количества книг, которое у нас имеется, половина не годна к употреблению. Например, все помещичьи библиотеки были изъяты и обращены в общее пользование. Я помню, какое громадное значение придавалось переходу этих помещичьих библиотек в общественное пользование. Помнится рассказ Подъячева, в котором описывается, как молодой крестьянин нагрузил воз помещичьими книгами и вез их в деревню. Но тут получилось разочарование, ибо в помещичьих книгах говорилось о том, что мало интересно крестьянам, и из всей этой массы книг выбрать что-нибудь интересное для крестьян было трудно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.