» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Само собой, что рабкорам и селькорам надо как можно глубже вдуматься в то, что писал и говорил Владимир Ильич. К вопросам народного образования он относился с такой серьезностью, как никто. Иногда его слова проходили не замеченными, не понятыми даже работниками просвещения; и только теперь, пожалуй, когда вновь и вновь перечитывается и обдумывается каждое его слово, некоторые его замечания, часто брошенные как бы вскользь, начинают пониматься во всем их значении. И чем дальше, тем больше и глубже они будут пониматься.

То, что говорил Владимир Ильич о деле народного образования, нужно знать, конечно, не только работникам просвещения, — это нужно знать в первую голову широким массам трудящихся — рабочим и крестьянам.

Владимир Ильич не мыслил, что дело народного образования можно построить без активного участия самих народных масс. В своей речи на I Всероссийском съезде по народному образованию в 1918 г. — выше мы уже упоминали о ней — он говорил: «Русская же школа отныне освобождается от этой опеки буржуазии и вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом вступает в новую жизнь на началах социализма, братства и равенства»[22]. Вдумываясь в эту фразу, видишь, что Владимир Ильич не мыслил строительство новой школы иначе, как при активном участии самих масс. И это совершенно согласуется со всей его точкой зрения на роль народных масс в деле строительства новой жизни, в деле строительства социализма.

Когда Владимир Ильич был уже тяжело болен и не вставал с постели, я рассказала ему однажды о том, что американцы поставили себе целью ликвидировать у себя безграмотность. Владимир Ильич оживился: «Мы должны тоже это сделать». Я усомнилась: у нас ведь совсем другое дело, чем в Америке, — у нас нет ни средств, ни школ — ничего. Владимир Ильич ответил: «Если массы сами возьмутся за дело — ликвидируем». Эта глубокая вера в творческую силу масс была очень характерной для Владимира Ильича. Сначала он собрался сам написать об этом статью, потом, когда почувствовал, что силы у него уходят окончательно, сказал, чтобы я написала, а он припишет. Я написала статейку «База культуры»[23]; он посмотрел, сказал, что ладно, хотел какое-то место исправить и продиктовать приписку, но это было в начале марта 1923 г. — перед новым припадком. Так и не успел Ильич сделать приписку. Эта приписка должна была быть обращением к массам, к рабочим и крестьянам, о том, чтобы они сами брались за дело своего просвещения.

Товарищи рабкоры и селькоры! Дописывайте неподписанные слова. Учитесь у Ильича, изучайте сказанное им о деле народного образования, о школе, о ликвидации безграмотности, учебе, культуре. Тогда ваш взгляд обострится, вы научитесь видеть, чего не замечали; научитесь видеть промахи, находить ошибки; научитесь указывать выход; научитесь вовлекать рабочих, крестьян в организацию дела просвещения.

Конечно, научитесь вы этому не сразу, надо учиться и учиться, учиться видеть, заставить свою мысль работать в этом направлении, проверять свои соображения опытом; но, вооруженные тем, что сказал о деле народного просвещения, о школе Ильич, вы этому научитесь и сумеете показать, как на деле в обстановке нашей отсталости, в обстановке условий жизни и труда рабочих и крестьян осуществлять заветы Ильича.

Зажегшись его энтузиазмом, вы зажжете им и массы, вы поможете им справиться с темнотой, с безграмотностью, возвести здание новой школы.

Ильич писал, что мы стоим перед лицом культурной революции. Рабкоры и селькоры будут в этой революции на передовых постах.

1925 г.

ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСЕСОЮЗНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ И МАЛОГРАМОТНОСТИ)

Если мы посмотрим на деятельность правительства в последнее время, то увидим, как оно особо подчеркивает вопрос о необходимости подъема производительных сил страны и развития в ней товарооборота. При натуральном хозяйстве, когда деревни оторваны друг от друга, оторваны от города и сами удовлетворяют в основном свои потребности, — если при этом народ неграмотен, то для данной полосы развития это не представляет такой беды. Конечно, мы сожалеем об этом, но для экономического развития это не играет такой крупной роли. Но если в стране широко развивается товарооборот, если в стране широко растут производительные силы, то ясное дело, что в такой стране необходимо поднять культурный уровень и в первую очередь вооружить все широкие народные массы знанием и грамотностью. Вот почему в данный момент, когда мы сдвинулись с мертвой точки и когда на хозяйственном фронте замечаются крупные успехи, мы можем с полной уверенностью и твердостью сказать себе, что сейчас наше дело — одно из самых существенных, самых необходимых дел.

Если мы посмотрим на развитие народного образования в Западной Европе, то мы увидим, что как раз развитие хозяйственной жизни, развитие обмена между городом и деревней создало громаднейшую потребность сделать население грамотным; капиталисты, которые весьма мало были заинтересованы в том, чтобы поднять сознание масс, все же вынуждены были обратить внимание на развитие и распространение грамотности.

И поэтому мы имеем в капиталистических странах налицо всеобщее обучение. Это объясняется тем, что экономический уровень этих стран требовал — повелительно требовал, может быть, против воли правящих — грамотности населения. Конечно, капитализм постарался вместе с этой грамотностью дать населению определенное мировоззрение.

В Советской России грамотность должна широко раскрыть массам двери к знанию, вооружить этим знанием, пониманием окружающей природы, окружающей действительности рабочий класс и крестьянство, дать им понимание окружающей их жизни. Чем отчетливее будут рабочие и крестьяне понимать настоящее положение вещей, чем сознательнее они будут, тем крепче будет СССР. В данный момент развитие хозяйственной жизни страны является порукой тому, что та задача, которую мы поставили себе — задача ликвидировать неграмотность в СССР, — не только может быть выполнена, но выполнение ее диктуется самим положением вещей, самим развитием хозяйственной жизни страны.

Конечно, закрывать глаза не приходится. В последнее время много приходилось слышать от обследующих самые медвежьи, глухие уголки о том, как обстоит дело там. Конечно, не приходится себя обманывать в том, что мы достигли уже очень многого. Кое-что уже, правда, достигнуто, но нужно работать, работать не покладая рук, чтобы дальше продвигать дело. Рабочая масса, крестьянская масса жаждет знаний.

То небольшое количество книг, которое появляется в деревне, создает определенное настроение, дает крестьянству сознание того, что теперь начинает строиться новая жизнь, и мы сами захвачены тем настроением, которое нам приходится ежедневно наблюдать. Приходит масса писем — берешь эти письма и видишь, что комсомольцы, молодежь пишут одно и то же: «Пришлите к нам книги, только поосновнее». И это выражение — «поосновнее» — повторяется несколько раз. Желание больше схватить, увеличить свои знания присуще нашей молодежи. Письма часто наивные, письма бывают часто чрезвычайно трогательные, в них так и сказывается жажда знания. «Тов. Крупская, войди в наше положение, надо же нам учиться», — читаешь такие фразы в этих письмах и невольно входишь в положение. Или вот такое обращение: «Тетенька Надежда Константиновна, похлопочи у дяденек, чтобы прислали нам буквари». И это не в одном, не в двух письмах, а их приходит масса, и они получаются не только на имя Главполитпросвета и на мое имя, а во все редакции газет: и в «Крестьянскую газету», и в «Бедноту», и в «Правду», — и все эти письма говорят о страшной жажде знаний, которая имеется у масс.

Да и странно было бы, если бы оно было иначе. Ведь если посмотреть на недавнее прошлое, на империалистическую и гражданскую войны, на то, как люди были выбиты из своих глухих углов, то ясно станет, какой переворот произошел в умах широких масс и какая горячая, ненасытная сейчас жажда знания.

Подробно на методических вопросах я не буду останавливаться. Об этом скажут люди, больше меня занимающиеся этим делом. Остановлюсь вот на каком вопросе. Сейчас вся Советская власть, все правительство обращается лицом к деревне. Конечно, и ликвидаторам безграмотности также приходится обратиться лицом к деревне. В городах кое-что сделано, и там уже заведена, так сказать, машина ликвидации неграмотности. Нельзя того же сказать про деревню. Там мы имеем несколько иную картину. Там видим громадное море безграмотности и часто приходится слышать: «Что же нас, стариков, учить? Молодежь учите».

Необходимо сказать, что ликвидировать безграмотность можно только тогда, когда мы введем всеобщее обучение ребят, когда мы создадим школу-однолетку для того, чтобы пропустить через нее всю молодежь, которая была выбита из колеи, не могла получить необходимых знаний по целому ряду причин и которую теперь мы обязаны вооружить знанием.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.