Надежда Крупская - Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Описание и краткое содержание "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста в примечания Я. И. НАДЕЖДИНА
В данных условиях, когда в нашей стране уже полным ходом идет строительство социализма, когда растет не по дням, а по часам сознательность трудящихся масс, когда внимание партии, комсомола, профсоюзов, Советов особенно заострено на поднятии культурного уровня всей массы населения, когда создаются материальные предпосылки для перестройки всего бытового уклада (новые жилищные условия, развивается общественное питание, растет число яслей, детских садов, клубов, парков культуры и отдыха и пр.), когда шьется, что называется, платье для нового быта, — в этих условиях будут с каждым днем все больше укрепляться новые формы семьи, основанные на глубоком взаимном доверии, на идейной близости, единстве во взглядах, на естественном влечении, вырастающем в дающее безграничную радость чувство любви.
И наконец вопрос о воспитании.
Женщина — настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты — великая сила, они дают матери великую радость.
Мы к матери относимся с огромным уважением. Мать — естественная воспитательница. Велико ее влияние на детей, особенно на малышей, а мы знаем, какую печать кладут на весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни. Весь вопрос в том, что это за воспитание.
Можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурно-стремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях; можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку.
Все зависит от того, что представляет собой сама мать, каковы ее взгляды.
Сейчас, когда смотришь на наших работниц, на наших колхозниц, видишь, как горячо бьются их сердца за осуществление социализма, за учение Маркса — Энгельса — Ленина, чувствуешь, какое это громадное значение имеет для воспитания подрастающего поколения.
И Маркс, и Энгельс, и Ленин, и Сталин много уделяли внимания вопросам воспитания. Наши дошкольные учреждения, наша советская школа должны служить образцом того, как надо воспитывать из ребят новых людей — строителей социализма. Сочетание общественного воспитания, которое лается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным, где сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создаст замечательное поколение людей. Женская комсомольская молодежь, как и весь комсомол в целом, должна развернуть в этом направлении широкую работу.
1935 г.
ОКТЯБРЬ И ДЕТИРавнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей, —
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Все живое — счастливо живет.
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим! —
…Где уж нам, измученным, в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас сейчас пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться…
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»
(Н. А. Некрасов. «Плач детей»)
Таково было положение детей рабочих на первых ступенях развития капитализма. Так описал его Некрасов. Об этом же писал в первом томе «Капитала» Карл Маркс.
Тяжелый ранний труд притупляет человека на всю жизнь. Когда-то, в 90-х годах прошлого века, я учила в вечерне-воскресной школе взрослых рабочих. У меня в группе был один ученик, который работал с восьми лет на фабрике, и вот меня всегда поражало, как эта работа искалечила его, убила в нем всякую инициативу, всякую самостоятельную мысль, всякую способность наблюдать. Не скажешь ему, как держать перо, он возьмет его боком как-то — другим не надо объяснять, а он сам не догадается или не скажешь, что надо писать по линейкам, — пишет сверху вниз и т. д. и т. п. По воскресеньям он всегда напивался пьян до потери сознания — не знал куда себя ткнуть.
Детский труд стали ограничивать на фабриках даже при капитализме, а у нас запрещается на фабриках детский труд до 14 лет совсем, а от 14 до 16 очень сильно ограничивается. Кустарный однообразный труд, за который засаживали ребят с раннего возраста, притуплял не меньше машинного. Что такое домашний наемный детский труд — это прекрасно отражено в художественной нашей литературе.
Не лучше жилось детям крестьян. Беспросветная темнота царила в деревне. Те, кто побогаче, кое-как учили своих детей. Дети бедняков, середняков, особенно девочки, работали без всякой меры, родители неохотно посылали их в школу — нужны дома ребят нянчить, на посылках быть.
Октябрьская революция ставила себе целью положить конец всякой эксплуатации, всякому угнетению, делению на богатеев и бедняков, ставила целью сделать для всех жизнь сытой, здоровой, просвещенной, светлой. Октябрьская революция положила конец тому общественному укладу, тому строю, который губил детей, обрекая их на голод, болезни, тяжелый, непосильный, однообразный труд, на невежество, на тяжелейшие бытовые условия, на беспросветное существование.
Октябрьская революция открыла перед детьми светлое будущее, сделала их счастливыми.
Восемнадцать лет, как существует Советская власть. Первые годы были годами неимоверного разорения, вызванного империалистической войной, годами не менее жестокой гражданской войны. Белые не щадили и ребят. Расстреливали их, на их глазах вешали, расстреливали родителей.
В годы голодовки, возникшей в связи с гражданской войной, Советская власть приняла декрет о бесплатном снабжении всех ребят питанием. Широко развернута была сеть детдомов для сирот, для детей, потерявших родителей, брошенных ими. Многие рабочие, многие советские работники брали таких ребят.
С первых же лет существования Советской власти стали повсюду, не только в городе, но и на селе, устраиваться ясли, детсады и пр. Дело было новое. Первые годы крестьянки боялись отдавать своих ребят в ясли и детсады — думали, отберут у них ребят. Теперь ясли и детсады вошли в быт. Теперь крестьянки жалуются не на то, что их детей берут в ясли, а на то, что ясли и детплощадки не всех детей еще охватывают, что игрушек в детсадах мало и т. д. Через ясли и детсады учат родителей, как надо обращаться с детьми, растить из ребят здоровых, организованных людей.
Школ открывается все больше, обучение стало обязательным. Теперь перестали родители говорить: «Мы росли неучеными, и детям нашим учиться нечего, пусть работают». Девочек учат наравне с мальчиками. Заботятся не только о русских детях, но и о детях всех национальностей — татарах, мордвинах, евреях, украинцах, таджиках, узбеках, грузинах, армянах и т. д. и т. п.
Обязательное обучение есть и в капиталистических странах. Но чему там и как учат? Учат верить в бога, верить фашистским вождям, ненавидеть все другие народности, кроме своей, учат всякому вздору и хламу, подавляют в детях всякую живую мысль.
Обязательное обучение, которое введено в нашей Стране Советов, не только в корне подрезает неграмотность и малограмотность. Советская школа дает ребятам настоящие, нужные знания, растит их сознательными людьми. Ребята, учащиеся в школе, читают сплошь и рядом взрослым газеты, книжки, рассказывают, о чем им говорила учительница. Да и вообще уходит в прошлое старая темнота. Газеты, радио, кино, развитие путей сообщения — все виды общественной жизни вырывают село из старой заброшенности и слепоты. Совершенно особенное значение имеет коллективизация сельского хозяйства. Отмирает старое единоличное хозяйство, разъединявшее людей. Единоличник — мелкий собственник — не жалел себя, жены, детей, стариков родителей, только бы лишний кусок, лишний грош урвать. В семье бедняка, в семье середняка всегда царила нужда, забота, как бы просуществовать, как бы продержаться. В семье единоличника окружала ребят забота и нужда. Дела не было до других, каждый только за себя и за свою семью беспокоился.
Оторванность от общественной жизни характерна для мелкого собственника. В семье мелкого собственника росли ребята вне общественных интересов. Помню, как в детстве рассказывала мне крестьянка одна, моя бывшая кормилица — очень хорошая, добрая женщина, но безграмотная, смирная, забитая мужем и свекровью, — как радовались они, крестьяне, крушению товарного поезда около станции Серебрянки по Варшавской железной дороге, около которой она жила. Поезд вез чай. Крестьяне обычно пили липовый цвет, а чая в глаза не видали, особенно деревенская беднота. Страшно обрадовались они валявшемуся после крушения на земле чаю. Каждый старался захватить себе побольше, дети помогали родителям изо всех сил. Никого не интересовало, почему произошло крушение. Темнота, глупейшие поверья (вроде того, что, когда идешь жать в поле, надо затыкать серп за спину, а то он руки «увидит и обязательно обрежет»), вера в бога, в ангелов, в нечистую силу, мелкособственническая жадность, зависть, эгоизм, семейная замкнутость, рабское положение женщины в семье, битье жен и детей, домашние свары из-за выеденного яйца — вот что было уделом сотен тысяч ребят, росших по глухим деревням.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Книги похожие на "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Отзывы читателей о книге "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми", комментарии и мнения людей о произведении.