И Кирин - Черноморский флот в битве за Кавказ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Черноморский флот в битве за Кавказ"
Описание и краткое содержание "Черноморский флот в битве за Кавказ" читать бесплатно онлайн.
Такой порядок использования лодок дал положительные результаты, так как, действуя все время в одном и том же районе, экипажи лодок повседневно накапливали сведения о движении в нем вражеских судов, а также Знания особенностей данного участка театра. Но лодок было мало, и находиться на позициях непрерывно они не могли, поэтому в некоторые дни гитлеровцы могли совершать перевозки беспрепятственно.
В течение сентября подводные лодки бригады совершили девять походов к Босфору, Бургасу, Констанце, Сулине, Одессе и к побережью Крыма и два похода на постановку минных заграждений. Во время походов были обнаружены транспорты противника и произведено десять атак, однако успешной оказалась только одна атака. Подводная лодка "С-31" 22 сентября потопила в районе Ялты баржу водоизмещением 300 тонн. Столь малая эффективность торпедных атак подводных лодок объяснялась тем, что вражеские конвои, транспорты, баржи, буксиры, шхуны ходили, прижимаясь к берегу, т. е. на глубинах 6-12 м. Надо было заставить противника перенести курсы движения своих кораблей дальше в море. С этой целью 16 и 19 сентября между Одессой и Сулиной на глубине 10-12 м были поставлены минные банки. На одной из таких банок, выставленной подводной лодкой "Л-5", подорвалась и затонула канонерская лодка противника.
В октябре - декабре подводные лодки совершили 42 боевых дохода. В двадцати из них они имели соприкосновения с противником, потопив десять транспортов и барж общим водоизмещением около 30 тысяч тонн и повредив эскадренный миноносец, два транспорта и танкер водоизмещением около 14 тысяч тонн.
Гитлеровцы усилили свою противолодочную оборону. В октябре - ноябре они стали создавать специальные поисковые группы из катеров и самолетов для уничтожения наших подводных лодок. Но это не ослабило удары подводников-черноморцев по вражеским коммуникациям.
8 октября из Поти в район севернее Сулина вышла в свой пятнадцатый боевой поход подводная лодка "М-32" под командованием капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина. До этого лодка не раз ходила в Севастополь, доставляя его героическим защитникам горючее, боеприпасы, продовольствие. Перед выходом в море командир собрал личный состав подводной лодки и разъяснил ему боевую задачу. Состоялось также собрание коммунистов и комсомольцев корабля, на котором обсуждался вопрос о том, как лучше выполнить боевое задание.
В 0 часов 40 минут 12 октября "М-32" благополучно прибыла в назначенный ей район Бургас - Сулина. Мелководный, изобилующий минными заграждениями, места которых были известны недостаточно точно, этот район был очень опасен для плавания. Кроме того, противник в связи с увеличением активности наших лодок усилил здесь свою противолодочную оборону, выделяя для борьбы с лодками и охраны своих конвоев авиацию, эскадренные миноносцы и сторожевые катера.
14 октября "М-32" обнаружила эскадренный миноносец, буксир, сторожевой катер и самолет противника и начала маневрирование для выхода в атаку. В 13 часов 38 минут
капитан-лейтенант Колтыпин лег на боевой курс и через шесть минут с дистанции 5 каб. дал по эскадренному миноносцу двухторпедный залп с интервалом в пять секунд. Через 45 секунд во всех отсеках услышали два глухих взрыва. Как выяснилось позже, вражеский корабль был поврежден и поставлен в док для ремонта. Лодка легла на грунт на глубине 13 м. Был остановлен гирокомпас и выключены все механизмы.
В 13 часов 47 минут гидроакустики обнаружили над лодкой шум винтов, и вскоре в непосредственной близости от "М-32" начали рваться глубинные бомбы. Первым взрывом были сорваны задрайки верхнего рубочного люка, отчего рубка стала быстро заполняться водой. С большими усилиями находившиеся возле люка капитан-лейтенант Колтыпин и его помощник старший лейтенант В. И. Иванов задраили его. В пятый отсек начал поступать соляр. Вышли из строя турбонасос и трюмная помпа, во всей лодке погас свет. Все, что находилось в боевой рубке: флаги, фанерный ящик, брезенты, бушлаты, - всплыло на поверхность. В центральный пост через тубус перископа стала интенсивно поступать вода. Для заделки тубуса использовались брезенты, матрасы, обмундирование, но задержать воду не удавалось. Личный состав, находившийся в центральном посту, работал по горло в воде. Затопило радиорубку, пробило цистерны главного балласта, масляную и соляровую. На поверхность вышло до двух тонн соляра и около полутонны масла, и образовалось большое масляное пятно. Вышло из строя управление вертикального и горизонтального рулей, часы, тахометры, амперметры, гирокомпасы и магнитные компасы
После окончания бомбометания к месту, где лежала "М-32", подошел вражеский корабль и стал давать звукоподводные сигналы. Не получив ответа, он через некоторое время дважды провел по корпусу лодки металлическим предметом и, считая, видимо, что советская лодка уничтожена, ушел. Однако гитлеровцы ошиблись. Как только над лодкой разорвалась первая бомба, в ней началась героическая борьба личного состава за жизнь своего корабля. Ко времени окончания бомбометания подводникам удалось ввести в строй трюмную помпу центрального поста и приступить к откачке воды. Заслуга в этом принадлежит старшине группы мотористов Пустовойтенко, сумевшему привести в порядок полузатопленный дизель. Комсомолец-электрик матрос Инжаев восстановил освещение всех отсеков подводной лодки. Каждый на своем боевом посту работал не щадя сил.
Благодаря отличной подготовке экипажа лодки и умелому руководству ее командира борьбой за живучесть "М-32" была спасена от гибели. В 19 часов 35 минут с дифферентом на нос, доходившим до 40°, она всплыла и отошла от места атаки на 15-20 миль, а затем на 25-метровой глубине легла на грунт для дальнейшего ремонта механизмов. Личному составу в этих условиях удалось устранить лишь основные повреждения. Не представилось возможным восстановить систему управления лодкой под водой.
Невзирая на опасность быть обнаруженной надводными кораблями и авиацией противника, "М-32" совершила в надводном положении при 6-балльном шторме переход в 600 миль и 22 октября благополучно прибыла в базу. Весь личный состав подводной лодки был награжден орденами и медалями.
Оценивая события, развернувшиеся во время этого боевого похода подводной лодки "М-32", можно сделать вывод, что атака эскадренного миноносца противника была проведена в сложных условиях тактически грамотно и смело. Действия командира лодки и личного состава как во время атаки, так и в период борьбы за живучесть корабля отличались самоотверженностью и героизмом. Экипаж корабля проявил себя сплоченным, не знающим страха в боях с врагами нашей Родины, чему в значительной степени способствовала правильная организация партийно-политической работы на корабле. Коммунисты и комсомольцы всегда были на самых тяжелых участках и своим личным примером показывали образцы мужества и героизма, увлекали за собой весь личный состав.
Так же мужественно действовал и личный состав подводной лодки "М-35", которой командовал капитан 3 ранга М. В. Грешилов (ныне капитан 1 ранга). 12 октября эта лодка вышла из Хопи на морские сообщения противника в районе Сулина - мыс Олинька, куда и прибыла в 3 часа 15 минут 15 октября. Это был ее девятнадцатый боевой поход.
В 17 часов 31 минуту 21 октября в районе Сулинского порта были обнаружены мачты и дым корабля, идущего курсом 0°. Это оказался транспорт водоизмещением в 5 тысяч тонн в охранении миноносца и двух сторожевых катеров, которые шли мористее транспорта. Оценив обстановку, командир лодки решил атаковать противника со стороны берега. В 18 часов 05 минут "М-35" легла на боевой курс и с дистанции 4 каб. произвела залп двумя торпедами, после чего легла на грунт на 11-метровой глубине. Через минуту после залпа раздались взрывы торпед. Они были такими сильными, что на лодке вышли из строя гидроакустические приборы. А еще через две минуты гитлеровцы начали сбрасывать глубинные бомбы. От близких разрывов их "М-35" подбрасывало на грунте и кренило. Всего было сброшено 32 бомбы. Но, так как противник не обнаружил лодку во время атаки, бомбы ложились неточно и значительных повреждений лодке не причинили. В 22 часа 24 минуты "М-35" всплыла в позиционное положение, устранила повреждения и 24 октября возвратилась в базу.
Капитан 3 ранга М. В. Грешилов и личный состав "М-35" свою боевую задачу выполнили отлично, потопив еще один транспорт врага. Причина успеха крылась в умении правильно оценить обстановку, в тактически грамотном маневрировании, в выдержке и мужестве личного состава. Атаковав 21 октября вражеский транспорт со стороны берега, т. е. его неохраняемый борт, и уйдя после залпа под берег, командир лодки добился скрытности атаки и отрыва от кораблей охранения.
Но не все подводные лодки действовали так успешно, как "М-32" и "М-35". Подводная лодка "Щ-207", которой командовал капитан-лейтенант Н. А. Панов, обнаружила ночью 26 октября в районе Сулина - мыс Мидия в расстоянии 25 - 30 каб. от себя дым. Идя на сближение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Черноморский флот в битве за Кавказ"
Книги похожие на "Черноморский флот в битве за Кавказ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Кирин - Черноморский флот в битве за Кавказ"
Отзывы читателей о книге "Черноморский флот в битве за Кавказ", комментарии и мнения людей о произведении.