Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия."
Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия." читать бесплатно онлайн.
«Это дурное предзнаменование!» — произнес А. С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер.
Вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были широко распространены в среде дворянства пушкинской поры. Слова, предметы, поведение людей и животных — всё имело в глазах даже самого просвещенного человека первой половины XIX века свой тайный смысл.
О том, во что верили, чего боялись, чего старались избегать, а чего страстно желали Александр Сергеевич Пушкин и его современники, читатель узнает из первых рук: из воспоминаний, писем, газетных и журнальных публикаций того времени, любовно собранных и тщательно, со вкусом организованных автором книги.
В 1718 году, по приговору Бордоского парламента, был сожжен один знаменитый колдун, который заговорил одного знатного вельможу, жену его, всех слуг и служанок.
Овидий и Вергилий сохранили нам описание различных средств для заговаривания. Нужно было взять небольшую восковую фигурку, обвязать ее лентами или снурками и по порядку их стягивать. Над головою этой фигурки произносились заклинания. В печень втыкали ей иголки или гвозди, и тогда заговаривание было окончено.
Новейшие колдуны усовершенствовали свое искусство: они употребляют совершенно другие средства. Боден насчитывает более пятидесяти различных способов для заговаривания; но действительнейшее средство, по мнению его, есть следующее: взять небольшой ремешок, или снурок шелковый, шерстяный, нитяный или бумажный, завязать первый узел, перекреститься и произнести слово Рибальд; потом завязать второй узел, перекреститься и произнести слово Небаль наконец, завязать третий узел, перекреститься и произнести Ванарби. Все это должно быть совершено во время венчания. В первый раз узел слегка завязывается, во второй туже, а в третий совершенно. Второстепенные колдуны довольствуются произнесением нескольких заклинаний при венчании, деланием левою рукою и правою ногою каких-то мистических знаков и привязыванием к платью новобрачных бумажек с магическими начертаниями. Все эти различные средства тщательно и подробно описаны и исследованы в сочинениях Якова Шпренгера, инквизитора; Креспе, Санского целистинца; Дельрио, иезуита; Бодена, Виера, Деланкра и других ученых демонологов.
В прежние времена заговаривались не только новобрачные и ревнивые мужья, но даже воздух, вода, огонь и все элементы. От заговаривания мельницы переставали молоть, войска не могли двигаться с места[10], купцы были не в состоянии торговать, адвокаты говорить за обвиненных, зайцы бегать, птицы летать, огонь гореть, ветры дуть. Созомен рассказывает об одном византийском императоре, который приговорил к смерти философа Сопатра, заговорившего ветер, отчего остановился подвоз съестных припасов к столице Византии. Олай Великий говорит, что шведский король Ерик умел так искусно заговаривать ветер, что мог всегда заставить его дуть по своему произволу, для чего стоило ему только повернуть свою шляпу. По словам Геродота, один персидский магик заговорил Эола, когда поднялась ужаснейшая буря, от которой погибло четыреста кораблей Ксерксова флота: только это могло спасти персидский флот от совершенной погибели. Какой-то фракийский магик заговорил лошадей молодого грека, желавшего получить награду на Олимпийских играх: один опытный колдун дунул на колесницу и коней и с помощию приготовленной им воды избавил их от судороги и чар, которые не позволяли им бежать. Другой колдун, которому кваканье лягушек мешало заниматься своими важными делами, так удачно заговорил их, что оне совершенно онемели.
Чтобы избавиться от заговариваний злонамеренных людей, необходимо знать, по крайней мере, главнейшие средства, которыми можно уничтожать их чары.
По мнению Кондронхия, древние почитали воронью желчь за действительнейшее средство: смешав ее с кунжутным маслом, они натирали им все тело. Аравитянин Исаак на тот же конец предписывает употребление внутренностей и желчи рыбы, называемой им загами, и ныне, по несчастию, вовсе неизвестной. Николай Флорентин советует принимать териак с соком зверобоя. По свидетельству Плиния, божье дерево, смешанное с маслом и вином, производит чудеснейшее действие. Императрица Юстина, жена Марка Аврелия, страстно влюбилась в одного гладиатора: чтобы уничтожить эту любовь, Юстину заговорили, дав ей выпить крови другого гладиатора, которого убили нарочно для того.
Тьер, весьма основательно писавший об этом предмете, насчитывает еще двадцать два средства, употребляющиеся в новейшие времена против заговаривания. Важнейшие из них суть:
Положить себе в карман соли или грошей с заметками в башмаки перед тем, как ехать венчаться.
В день свадьбы надеть на себя две рубашки наизнанку, и во время венчания держать тайно, в левой руке, деревянный крестик.
Заставить новобрачного поцеловать у новобрачной большой палец левой ноги, а новобрачной велеть поцеловать у новобрачного большой палец правой ноги.
Перед тем как новобрачные лягут спать, привязать им к ногам записочку со словами: Omnia ossa теа arida, и пр.
Откупорить непочатую бочку белого вина и первую струю, которая из нее потечет, пропустить сквозь кольцо новобрачной.
Натереть волчьим жиром косяки дверей, в которые должны войти новобрачные в спальню.
Писать на новом пергаменте, до восхождения солнца, в продолжение девяти дней, слово: ригазиртор.
Произнести трижды слово темон, при восхождении солнца, когда оно обещает вёдро.
Для человека со здравым смыслом весьма понятно, что нечистой силе нет никакого дела до наших альковов и что все эти так называемые заговаривания зависят более от недостатков нашего сложения, слабости темперамента, малодушия, а иногда от действия разгоряченного воображения, от чрезмерно сильного пожелания, от которого жизненные силы бросаются в голову, оставляя свое главное направление. Отстраните все эти обстоятельства, предположите в новобрачном человека пылкого, молодого, крепкого сложения, неспособного предаться пустому страху, могущего умерять свои желания, и тогда пусть заговаривают его все колдуны мира: вы увидите, что усилия их будут тщетны. Кто бы осмелился подумать, что можно заговорить того героя Греции, знаменитого своими двенадцатью подвигами, который в одну ночь совершил пятьдесят раз то, что каждому из нас предстоит совершить единожды в жизни?
Влияние сил душевных на тело так велико, что люди совершенно здоровые вдруг становились неспособными к таинствам любви, потому что какому-нибудь шарлатану, деревенскому колдуну, или старой ворожее, вздумалось напугать их заговариванием. Доктор Сент-Андре рассказывает, что однажды жена его, не получив в назначенный срок заказанной ею работы одному бедному ткачу, хотела попугать его и сказала, что будет просить своего мужа заговорить его. Ткач до того был перепуган ея угрозою, что лишился способности исполнять свои супружеские обязанности, как будто бы его в самом деле заговорили. Только по окончании заказанной работы избавился он от своего страха. Боден рассказывает об одной женщине средних лет, жившей в Бордо, еще довольно живой и свежей, которая бралась вылечивать радикально все заговаривания. Для этого она ложилась спать с больными, которые, благодаря ея искусству, всегда совершенно вылечивались. Дочь этой женщины наследовала ея ремеслу и составила себе еще большую славу и гораздо значительнейшее состояние.
Впрочем есть столько естественных средств для укрощения или умерения телесных пожеланий. Кому неизвестны болеутолительные свойства четырех родов прохладительных семян. То же действие бывает от слабых приемов опиума, от камфары, селитры и от разжижающих слабительных{40}.
Глава V
«Люди за столам менее, нежели где-либо, боятся черта, и, несмотря на это, они здесь удивительно суеверны»{1}
Муха, попавшая в кушанье или питье, предвещает подарок…
Обедать должно благословяся, а кто сего не делает, с тем диавол, невидимо беседуя, пьет и ест вместе…
Скатерть не должно, отужинавши, оставлять с корками на столе; ибо есть ли оных наедятся мыши, то у всех ужинавших или почернеют, или гнить будут зубы…
Скатертью и салфеткою не должно утирать рук, дабы не пристала заусеница… Соль, просыпанная нечаянно, предзнаменует ссору и брань. В отвращение чего нужно велеть себя кому-нибудь выбранить или ударить по лбу щелчком…
Уголь, попавший в кушанье, есть знак подарка{2}.
* * *Есть суеверия общепринятые, как то: 13 человек за столом, или 3 зажженные свечи в комнате предвещают покойника{3}.
* * *Не станем доискиваться происхождения нелепого предрассудка, что будто число тринадцать всегда приносит несчастье, а когда случится за столом сидеть тринадцати человекам, то это знак, что один из них умрет в продолжение года{4}.
* * *Графиня Салтыкова, закадычный друг г-же Бенкендорф, обошлась со мною как с родным. Я был удостоен ее особым расположением, но вместе с тем мне приходилось нередко сносить ее капризы. Эта дама была очень своеобразна и суеверна. Она не терпела духов, никогда не садилась за стол, если было 13 собеседников, немилосердно прогоняла из-за стола того, кто имел неосторожность просыпать соль. Однажды, когда я был напомажен помадой, которая пахла гелиотропом, она прогнала меня, сделав мне громогласно выговор; другой раз я был лишен обеда за то, что пришел тринадцатым{5}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия."
Книги похожие на "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия."
Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.", комментарии и мнения людей о произведении.