Дмитрий Леонтьев - Обитель

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Обитель"
Описание и краткое содержание "Обитель" читать бесплатно онлайн.
Сон был невероятно отчетлив, но стыд… Неописуемый, жуткий, выжигающий стыд, охвативший меня, был куда отчетливей и ярче. Я рывком сел на кровати и со всей силы зарядил себе ладонью по лбу! Потом вскочил и, одеваясь, буквально на ходу, бросился искать игумена.
Несмотря на позднюю ночь, настоятель не спал, беседуя о чем-то с двумя явно встревоженными монахами возле входа в храм. При моем появлении настоятель оборвал разговор и отпустил их, напутствуя странными словами:
– А когда увидите, то просто перекрестите, и сразу все поймете,- сказал он и повернулся ко мне: – Что с вами, голубчик? На вас лица нет…
– Простите, что в столь неурочный час,- сбивчиво начал я.- Это противоречит всем нормам этикета… Я должен был подождать до утра… Я…
– Вот что… Пойдемте ко мне в келью,- предложил он.- Так все расскажете, а заодно и успокоитесь…
Келья игумена меня удивила. Комнату главного монастырского начальства я представлял себе все же иначе. Здесь было все настолько «по-спартански», что невольно закрадывалась мысль: «Да живет ли здесь кто-нибудь вообще?» В любом, даже снятом на время пристанище, у человека и то вещей больше. Впрочем, в тот момент у меня были заботы поважнее.
Настоятель усадил меня на единственный в комнате стул, сам присел на краешек кровати напротив и кивнул:
– Рассказывайте, голубчик. Только отдышитесь сперва…
По мере моего сбивчивого рассказа его лицо становилось все внимательнее и… улыбчивее. Под конец я даже не выдержал:
– Ну вот… вам-то смешно, а я…
– Ну что вы, Джеймс,- успокоил он меня.- Я не смеюсь, я радуюсь за вас. Это же замечательный сон!
– Чем же он такой замечательный?! – возмутился я.- Таким глупцом себя чувствую! Понимаю, что это всего лишь сон… но надо же мне было… Как пастух какой-то американский, ковбой, только что с кактуса на землю слезший… «Эй, парень!»… Ну надо же такое выдать?! Я же в действительности не такой!
– Так тем и замечательно, что вам стыдно,- сказал монах.- Вот если б во сне вам было сказано, что вы «лучший парень всех времен и народов» и вообще «весь из себя избранный и призванный», и вы бы после этого ходили весь такой восторженный и гордый, я бы с вами сейчас по другому разговаривал… А это был замечательный сон… Кстати, теперь вы понимаете, почему мы называемся «православными» – «правильно славящими Бога»? Не хочется быть «ковбоями» от христианства… во всем их многообразии…
– Чувствую себя преотвратительно…
– А я бы дорого дал, чтоб оказаться на вашем месте, Джеймс…
– Вы бы такого не выкинули даже во сне. Это только такой невоспитанный, несдержанный, не имеющий права называться джентльменом, как я… Ну и кто я после этого?!
– Счастливчик,- сказал он.- Которому выпал такой редкий повод для раздумий. Все в этом мире устроено очень правильно, Джеймс. Даже незримое. Мне такого поучительного сна не увидеть,- он тихонько вздохнул, словно даже сожалея о том, что не такой «баран», как я. Совершенно непредсказуемый старик!
– Вы никогда не забудете эту ночь, Джеймс. Вам дан такой замечательный урок… Это в любом случае – факт..
– Чувствую себя, как выпоротым! Всего лишь сон, а… а если б все было на самом деле? И это не было бы сном?!
Монах лишь улыбнулся.
– Теперь я понимаю, что совершенно не воспитан,- признался я.- Я не сторонник Фрейда, но… В том, что мне его долго не забыть – вы правы.
– Это же хорошо. Помня его, вы сохраните лицо.
– Это что-то из японской культуры?
– Из православной. Есть такая присказка: «Когда человек рождается, то ему дается лик. С годами, под бременем событий и поступков, лик превращается в лицо. И главная задача человека – не допустить, чтобы это лицо превратилось в морду».
– Кстати, о «лицах» и «ликах»… Я понимаю, что это всего лишь сон, и все такое… Но почему тот, кого я видел, совершенно не похож на… Как бы это сказать?..
– Я понял.
– Вот… Я же видел и ваши иконы, и наши статуи… Если мозг играет со мной в подсознательные игры, то я должен был видеть… Ну, вы понимаете…
– Джеймс! Иконы – это не фотографии. Вы когда-нибудь задумывались – что такое иконы?
– Нет… У нас их нет. Больше скульптуры, фрески, картины… Я знаю, что в России им поклоняются…
– Ни в коем случае! Это было бы язычество.
– Но как же… Я же видел, что… И эти… как их? Чудотворные?..
– Кто-то замечательно сказал, что «иконы – это книги, написанные не буквами, а образами». Мы не поклоняемся им, Джеймс, а почитаем. Разница основополагающая. Поклоняться можно только Богу, а вот почитать можно и иконы, и отца с матерью, и Церковь. Икона – это не идол и не предмет для «медитации». Икона – это и символ, и знамя церкви, и окно в православие. Спаситель ведь имел две ипостаси: Божественную и человеческую. И человеческую можно изображать. Отрицать человеческую природу Христа – значит отрицать все христианство в целом. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему»… Ничего не замечаете?
– Нет… А что я должен замечать? Бог говорит о себе во множественном числе?
– И это тоже… Это еще одно доказательство Троицы, как и само понимание слова «со – творить», но сейчас не об этом… Бог замыслил человека «по образу и подобию», а сотворил только «по образу». Подобием человек должен стать сам! С Божьей помощью, разумеется, но сам! В этом и есть смысл человеческой жизни. И Спаситель нам показал Себя как Образец.
– «Апофеоз»?.. Но здесь логическая неувязка… Оставим возможность человека стать «по образу и подобию», это пока для меня слишком сложно… Как Христос мог иметь две ипостаси одновременно? Он же не «по очереди» ими пользовался?
– Меч, раскаленный на огне, приобретает свойство огня, но сохраняет при этом и свойства меча – так отвечали на этот вопрос мудрые. Так что, как видите, все не так уж и сложно… А первые иконы были написаны евангелистом Лукой еще при земной жизни Божьей Матери. Впрочем, самым первым «образом» можно назвать и «Спас нерукотворный» – плат, который Христос приложил к лицу, запечатлевая, по восточному преданию, для царя Месопотамии свой Лик. А первое изображение ангелов было еще на крышке знаменитого Ковчега Завета. Вселенские соборы доказали возможность и необходимость иконописи. А православные довели ее до совершенства, чему пример всемирно признанной «Троицы» Андрея Рублева. Иногда мне кажется, что икона – это материализовавшаяся мудрость… Посмотрите: на иконах нет горизонта! Это напоминание о том, что христианином надо быть не в прошлом или будущем, а здесь и сейчас, каждую секунду, каждое мгновение. Когда стоишь перед иконой, понимаешь, что в мире есть только Бог… и человек перед Ним. Вы замечали, что все православные иконы – «расплывчаты», «образны»? Мы не должны «медитировать» на них, представляя страдания Спасителя или апостолов. Так недолго и «стигматами» заразиться. Молитва – это пуповина, связывающая человека с Богом. Тот самый «огонь», который накаляет «меч». И через иконы нам иногда дается благодать, но – через них, а не от них. У нас многие не умеют читать, Джеймс… А некоторым, как обычно, на это «не хватает времени». А некоторые читают, но не понимают… И для таких людей икона – запечатленная Библия… Жаль, что в домашних иконостасах прихожан очень редко можно найти самого Спасителя. Изображений святых, апостолов, Божьей Матери – много, а вот Христос, как правило, изображен лишь в виде Младенца на руках Пречистой. Это к вопросу все о тех же «приоритетах» и «правильной точке отсчета». Про иконы можно говорить бесконечно, Джеймс. Они очень многое вмещают в себе. Потому так и любимы народом. Но на ваш вопрос я ответил?
– Суть я понял… Я только не могу понять, зачем вы молитесь перед ними? Зачем вообще нужны какие-то посредники между Богом и человеком? Неужели меня и так Бог не услышит?
– Услышит, Джеймс, услышит. Но и вы услышьте Его. Христос принес на землю главный дар человечеству от Бога: прощение грехов. И уходя, оставил этот дар священнослужителям, сказав апостолам: «Что вы простите на земле, то и на небесах будет прощено». Священник наделен правом от Бога и именем Бога прощать грехи здесь и сейчас, не обременяя человека перетаскиванием их на тот свет. Вы можете, прочитав, истолковать всю Библию? Даже я не могу. А многие пытаются, не изучая рассуждения святых отцов, а так, от себя, в меру опыта и понимания. А ведь без изучения целой школы преемственности Писания, предания, опыта и разумения сотен мудрейших и образованных людей это просто не получится. Никто же не силится, без обучения, рассуждать о физике или математике? К философским школам не лезут, а божественную мудрость – запросто. Ну не глупость ли это горделивых неучей? Отсутствие образования и воспитания в Церкви – страшнее, чем отсутствие образования и воспитания в мирской жизни. Потому что «варвар» в духовности – это всегда еретик. Сломать – сломает, а все, что построить сможет – пещеру с наскальными рисунками. Да еще желательно катакомб-ную, поглубже под землей… Спаситель сам организовал Церковь, Он и есть сама Церковь, ибо все христианство – в Нем и Он, Христос, и есть суть и смысл христианской веры. Он Сам отобрал первых священнослужителей, показав и научив служению. Отвергать это – значит спорить с Христом. Ну кто это будет делать в здравом уме? Священнослужители это не «особая каста жрецов». У них все то же самое, что и у мирян, ответственности только больше. Нет молитв «отдельно для священников» и «отдельно для всех остальных». Раньше общество было устроено куда устойчивей. Священники – молились, дворяне – защищали, крестьяне – трудились. Священники – «жертва Богу от общества». Они часть общества, принимающая на себя очень тяжелый труд. Старцы говорили: «Если монах не стяжал святости, он – виновен!». Они – молитвенники, хранители, учителя и философы. Не каждый рискнет взять на себя такую ношу и такую ответственность. Но есть еще и мистика, Джеймс. Вы уверены, что ваша молитва умнее, правильнее и потому сильнее, чем молитва такого подвижника, как Николай Чудотворец? Или Сергий Радонежский? Не будет ли умней их просить о заступничестве перед Богом? Мы прекрасно понимаем, как находить нужные связи в миру и просить о заступничестве перед сильными и власть имущими, но как только дело доходит о просьбе заступничества у святых – играет гордыня: «Что это я просить кого-то буду? И сами с усами». А ведь любая молитва – это молитва о чуде. Если вдуматься, то это просьба о разрушении связи между причиной и следствием, о нарушении закономерности и устройства мира. Говоря «мирским» языком, это просьба о том, чтобы дважды два не равнялось четырем. Всего-то, да? Ну и кто ты, чтоб ради тебя совершали чудеса и меняли мир?.. Вот видите, уже улыбаетесь… Да, Джеймс, все просто… когда ответ уже дал за тебя кто-то другой… Лучшие умы ломали над этими вопросами головы, а мы все горделиво считаем себя самыми умными… А ведь я не коснулся еще таинства крещения, причастия, венчания… Хирургическую операцию человеку и в голову не придет проводить самостоятельно, а в чуде причастия «обойдется без посредников»?.. Это напоминает манию величия: и поезда сам могу водить, и самолетом управлять, и государством, и с Богом «напрямую» поболтать… Таким людям надо устраиваться санитарами в сумасшедший дом. Ведь санитары – самые влиятельные люди на земле: они и скрижали у «Моисея» отобрать могут, и «Наполеону» морду набить… А они что-то себя все не там реализовывают…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обитель"
Книги похожие на "Обитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Леонтьев - Обитель"
Отзывы читателей о книге "Обитель", комментарии и мнения людей о произведении.