Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Описание и краткое содержание "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать бесплатно онлайн.
Образ действий консерваторов по отношению к Соединенным Штатам возбудил недовольство в приморских провинциях, которые хотели продавать рыбу своим соседям, американцам, и покупать у них фабричные продукты.
В Новой Шотландии выборы 1886 года дали большинство либералам, отстаивавшим необходимость заключения торгового договора с Соединенными Штатами. Парламент этого штата грозил отложиться от доминиона, если не получит удовлетворения в этом пункте. «Федерация загнила, — заявил один из министров, — не пройдет и 15 лет, как она рухнет». И всюду либеральная партия высказывала те же пожелания, как и в Новой Шотландии (но не говорила об отложении). В 1893 году на большом политическом конгрессе либералов под председательством Лорье была выработана избирательная программа партии. Она содержала требования понижения таможенных ставок, насколько это позволит равновесие бюджета, и заключения торгового договора с Соединенными Штатами; другие статьи программы требовали изменения ценза для федеральных выборов, земельных законов для поддержки мелких арендаторов и борьбы со спекуляцией, плебисцита по-вопросу о продаже алкоголя. Главной ареной борьбы между обеими партиями по прежнему являлся таможенный вопрос. Консервативное правительство понизило тарифы в надежде этим путем несколько ослабить своих противников. Но на выборах 1896 года либералы получили большинство. Своей победой они были обязаны французско-католической провинции Квебеку, доставившему им 50 депутатских мест из 65. Объяснение этого явления заключалось в том, что либералы не были настроены антиклерикально и что их лидер — французский канадец Лорье, — занявший после победы своей партии пост председателя федерального министерства, был первым федеральным премьером не английского происхождения.
Канадо-Тихоокеанская железная дорога. Консервативное правительство провело Канадо-Тихоокеанскую железную дорогу, которая была обещана Колумбии с целью склонить ее к вступлению в союз. Когда консервативная партия вернулась к власти в 1878 году, железной дороги еще не было, и Колумбия грозила выйти из федерации. Творцом великого трансконтинентального пути был основатель доминиона министр Макдональд. В 1880 году министерство вошло в соглашение с компанией английских капиталистов относительно постройки железной дороги; в следующем году этот проект был одобрен английским парламентом. Вся линия с ее разветвлениями была построена в несколько лет; на ней работали одновременно 23 000 рабочих. При прорытии Скалистых гор потребовался целый ряд сложных инженерных сооружений; часть пути пришлось защитить от снежных обвалов. Работы велись энергично и были закончены на пять лет раньше, чем рассчитывали. 26 июня 1886 года из Монреаля вышел первый поезд по направлению к Ванкуверу. В следующем году по этому пути пошла почта из Англии в Китай. Это — кратчайшая дорога между Великобританией и Дальним Востоком; по ней войска могут прибыть из Англии в Гонконг в 21 день вместо 43, которых требует дорога через Суэцкий канал); по ней подкрепления могут быть доставлены в Индию исключительно через владения британской державы. Эта железнодорожная линия представляет собой важнейшее, но не единственное государственное сооружение, выполненное со времени основания доминиона. Канада, как и остальные английские колонии, не побоялась войти в долги, чтобы обзавестись хорошими путями сообщения. Ей оказалось под силу то, чего отдельные колонии никогда не могли бы осуществить; она располагала солидным кредитом и находила деньги из четырех процентов и ниже; с помощью займов она построила порты, провела сеть каналов и железнодорожных линий. Она располагала теперь приблизительно 5000 километров судоходных путей и 25 000 километров железных дорог. Сооружение последних почти всегда передавалось частным обществам, как это делалось в Англии; единственной большой линией, построенной по примеру Австралазии самим государством, является Межколониальная дорога (Intercolonial Railway) — первое предприятие, затеянное доминионом в видах соединения приморских провинций с собственно Канадой и оконченное в 1876 году. Эта казенная линия теперь окупает свои расходы.
Путем субсидий доминион содействовал учреждению пароходных рейсов между Колумбией, Японией и Австралией. Все эти затраты тяжелым бременем легли на союзный бюджет, и увеличения таможенных доходов оказалось недостаточно для покрытия возросших расходов. Подобно остальным автономным колониям, и у доминиона образовался дефицит, который он стал покрывать путем займов. Его долг возрос до 355 000 000 долларов, долг отдельных штатов — до 34 000 000 долларов. Отношение суммы долга к количеству жителей здесь оказалось почти так же велико, как и во Франции.
Школьный вопрос в Манитобе. Компетенция федеральной власти была достаточно ясно определена в акте 1867 года; поэтому столкновения между местными и союзными властями возникали лишь изредка и только по частным вопросам. Так, в 1887 году доминион вмешался с целью воспрепятствовать * штату Манитоба провести железнодорожную линию, которая пересекла бы Тихоокеанскую. Результатом этого вмешательства было то, что в Квебеке немедленно собрались на конференцию представители отдельных частей союза. Здесь присутствовали премьер-министры ьсех провинций, кроме Колумбии и острова Принца Эдуарда, а также множество депутатов. Конференция высказала следующие пожелания: право veto должно принадлежать одной только королеве, но не губернатору; половина сенаторов должна быть избираема на определенный срок провинциями; право голоса при выборах в союзный парламент должно определяться каждой провинцией самостоятельно; штаты должны быть полновластны в деле железнодорожного строительства и общественных работ; верхние палаты в провинциях подлежат упразднению; доля доходов, причитающаяся каждой провинции, должна быть увеличена; необходимо заключить торговый договор с Соединенными Штатами. Часть этих требований была принята либералами, которые в 1896 году одержали верх над консерваторами.
Либеральному министерству Лорье (1896) пришлось на первых же порах распутывать новые затруднения, вызванные опять Манитобой. Постройка железной дороги, раньше не дозволенная, была разрешена в 1888 году. Но между федеральным правительством и Манитобой возник конфликт по вопросу о начальных школах. Народное образование в доминионе не составляет отрасли государственного управления. Правительство ограничивается субсидированием частных школ с таким расчетом, чтобы обучение было почти бесплатным; такова английская система. Субсидией пользуются школы всех вероисповеданий. Католики добились того, чтобы субсидии выдавались их школам, куда принимались только дети католиков и где учащими являлись духовные лица. Этот порядок существовал в провинциях Квебек и Онтарио. Манитоба не захотела подчиниться этому порядку, хотя он и был основан на конституции 1867 года. В 1890 году правительство Манитобы заявило, что отныне оно не будет субсидировать чисто католических школ; население этой провинции состояло тогда из 132 000 протестантов и всего 20 000 католиков. Епископы апеллировали к союзному правительству, которое признало за ними право требовать субсидий для своих школ. Но законодательное собрание Манитобы отказалось подчиниться этому решению и пригрозило вотировать присоединение своей провинции к Соединенным Штатам. Конфликт продолжался и при консервативном правительстве и был разрешен только уже либеральным министерством, ратовавшим, как мы видели, за провинциальные вольности.
В ноябре 1896 года Манитобе было предоставлено право требовать почти полной нейтральности субсидируемых ею школ. Последние должны быть открыты для всех детей без различия вероисповедания; обучение закону божьему любой религии производится в школе лишь по требованию школьной администрации и 10 родителей в деревне, 25 — в городе; вне уроков «закона божьего» детине должны быть делимы на вероисповедные группы. Преподавание ведется на французском языке или же на двух языках (французском и английском), если учеников-французов не меньше десяти. Введение этой сложной системы (мы изобразили ее лишь в главных чертах) имело последствием отнятие субсидии у 51 чисто католической школы. «С нами обращаются, как с ирландцами или русскими», сказал однажды архиепископ Ланжевен и следующим образом резюмировал «исторические права» канадских католиков: «Мы требуем для себя: 1) контроля над нашими школами, 2) католической школьной администрации повсюду, 3) католических учебников истории и словесности, 4) католических инспекторов, 5) католических преподавателей, обученных нами, 6) субсидий и освобождения нас от обязанности платить какой бы то ни было налог на содержание чужих школ». Программа архиепископа Ланжевена удержалась в Квебеке и Онтарио. Во всех прочих местах католики пользуются свободой преподавания, но субсидируемые школы должны быть почти нейтральны, как в Манитобе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Книги похожие на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Отзывы читателей о книге "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая", комментарии и мнения людей о произведении.