Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Описание и краткое содержание "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать бесплатно онлайн.
36
Это не очень точно выражено: «Высокая церковь» (High Church) не столько «сохранила» от XVI века «некоторые римско-католические обряды», сколько их благополучно приобрела и ввела в середине XIX века под влиянием шедшей из Оксфорда резкой духовной реакции, представленной Пюзей, Ньюманом и др. Это течение захватило почти исключительно аристократию и крупную буржуазию. «Высокая церковь» — одно из любопытнейших явлений, возникших как следствие страшно встревожившего имущие классы чартистского движения. «Высокая церковь» существовала целые века — до 50—60-х годов XIX века, но никогда не достигала такого расцвета, как именно — в эти годы. — Прим. ред.
37
Еще в свои молодые годы Дизраэли носился с мыслью омолодить и укрепить консервативную партию, введя в ее программу ряд таких пунктов, которые могли бы привлечь к ней симпатии рабочей аристократии. Для Дизраэли и теперь, в 1875 году, и в следующих годах отдельные уступки растущему рабочему движению были очень ловким тактическим приемом борьбы против либералов и их вождя Гладстона. — Прим. ред.
38
Автор игнорирует наличие двух тенденций в английском рабочем движении и исключительную роль Маркса и Энгельса в формировании революционного крыла английского рабочего класса. Автор не в состоянии объяснить факта временного преобладания оппортунизма в английском рабочем движении, «…английской буржуазии…, — пишет Ленин, — удалось в XIX веко расколоть английское рабочее движение. В половине XIX века Англия пользовалась почти полной монополией на всемирном рынке. Благодаря монополии прибыли английского капитала были невероятно велики: можно было поделиться чуточку крохами этих прибылей с рабочей аристократией, — обученными заводскими рабочими. «Эта рабочая аристократия, имевшая тогда сносные заработки, замкнулась в узкие, своекорыстно-цеховые, союзы, отделившись от массы пролетариата и будучи в политике на стороне либеральной буржуазии… «Но в последней четверти XIX века дело стало меняться. Монополия Англии подорвана Америкой, Германией и т. д. Экономическая основа узкого, мещанского профессионализма и либерализма среди английских рабочих разрушена. Социализм снова поднимает голову в Англии, проникает в массы и растет неудержимо вопреки отчаянному оппортунизму английской около-социалистической интеллигенции» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 608). — Прим. ред.
39
Но у этого «грабительского народца» англичане еще в 40—50-х годах отняли буквально всю землю и загнали его в те африканские джунгли, в которых нет почти ничего, чем можно было бы питаться. Ашанти совершали нападения из чащи, откуда их выгонял голод, на свои прежние места, отнятые у них англичанами. Воина на истребление, предпринятая против них в 1870–1872 годах, отбросила их еще дальше в глубь материка, но не уничтожила их. — Прим. ред.
40
Это совершенно неверно: Биконсфильд не думал заверять Россию в миролюбии, напротив, вполне определенно грозил войной и на самом деле готовился к войне. I'd февраля 1878 года шесть английских броненосцев под флагом адмирала Горнби появились перед Константинополем с инструкцией начать бомбардировку русских войск, если они вступят в город. Около двух месяцев (февраль — март 1878 г.) дело было на волосок от войны. «Разрыв с Англией почти неизбежен», телеграфировал царь главнокомандующему Николаю Николаевичу 18 марта 1878 года. Только из-за угроз Виконсфильда Россия и согласилась на созыв Берлинского конгресса. — Прим. ред.
41
Хартум, где находился Гордон, был осажден махдистами, арабами Судана и южного Египта, объединившимися вокруг Мухаммеда-Ахмета, принявшего звание Махди, потомка пророка и вождя в священной войне против неверных. Дервиши — не народ и не войско, а духовное звание. Их было немало в армии Махди, но, конечно, сказать, что «дервиши осаждали Хартум», — неверно. — Прим. ред.
42
Собственно, речь идет не о событиях 1688 года, а о событиях 1689–1690 годов, когда новый английский король Вильгельм III Оранский подавил ирландское восстание и жестоко расправился с восставшими. От слова «Оранский» (Orange) ольстерские протестанты, ненавидевшие ирландцев-католиков, и называли себя «оранжистами». Они и теперь так себя часто именуют. — Прим. ред.
43
До настоящего времени любой депутат может возбудить перед палатой на заседании вопрос о немедленном удалении публики, — и палата может тут же постановить, чтобы публика была удалена. — Прим. ред.
44
В просторечии фениями стали называть (особенно во Франции) без разбора всех ирландских революционеров (вроде того, как во всей Европе членов партии «Земля и воля», «Народная воля» и т. д. называли «нигилистами»). — Прим. ред.
45
Убийство лорда Кавендиша и Бёрка в 1882 году.
46
Дело против Парнеля затеял один из членов ирландской партии капитан О'Ши, подавший просьбу о разводе. Когда затем Парнель женился на разведенной с мужем г-же О'Ши, то архиепископ Ирландии назвал этот брак «вершиной ужасов» (the climax of horrors). В Англии и консерваторы и либералы-унионисты (партия Чемберлена) воспользовались случаем, чтобы «заживо похоронить» опасного ирландского лидера, и лицемерно повторяли о «вершине ужасов». «Английские волки воют, требуя моей гибели» (howl for my destruction), крикнул Парнель на одном митинге незадолго до смерти. — Прим. ред.
47
Древнее слово «borough» теперь употребляется для обозначения трех совершенно различных делений: 1) некоторых избирательных округов (parliamentary borough); 2) некоторых городов, имеющих городской совет (municipal borough), наконец, 3) некоторых городов, обращенных вместе с своим округом в графства и управляемых советом графства (county of borough).
48
Успех книги Г. Джорджа Прогресс и бедность связан с той резкой критикой некоторых положений вульгарной политической экономии и лендлордизма, которая оказалась весьма своевременной в условиях аграрного кризиса 70-х годов. Как на главную причину бедности Джордж указывал на земельную ренту, присваивавшую все большую часть продуктов народного производства. В введении единого земельного налога Джордж видел единственное спасительное средство от ужасов эксплуатации, которую он относил только к области землевладения. Основам капитализма он пытался придать характер естественных и гармоничных явлений. Рассматривая капитал и труд как разные состояния одного и того же качества, Джордж отрицал их антагонистическую природу. По его мнению, антагонизм существует только между трудом и капиталом с одной стороны и земельной рентой — с другой. Уничтожение земельной ренты откроет дорогу к земле каждому желающему. Нечего и говорить, что учение Джорджа стремилось отвести удар рабочего движения в сторону от основной цели — ликвидации частной собственности на средства производства. О Джордже и его книге Маркс писал: «Все это не что иное, как скрытая под маской социализма попытка спасти господство капиталистов и фактически заново укрепить его на более широком, чем теперь, основании» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XXVII, стр. 140). — Прим. ред.
49
Все «ученичество» Гайндмана у Маркса заключалось только в том, что Гайндман переписал и издал под собственным именем ряд глав «Капитала». Маркс относил Гайндмана к числу тех лиц, которые стремятся «…немедленно нажить себе деньги, имя или политический капитал на любых новых идеях, которые донесло к ним благоприятным ветром» (Марке и Энгельс, Соч., т. XXVII, стр. 172). Видя успехи социализма, Гайндман начал эксплуатировать в своих интересах социалистическое учение, совмещая эту свою деятельность с ролью международного биржевика. Беспринципный делец и демагог, Гайндман сыграл исключительно отрицательную роль в английском рабочем движении, а в последние годы своей жизни был ярым империалистом, врагом Советского Союза и сторонником интервенции. — Прим. ред.
50
Говоря о Независимой рабочей партии, Ленин отмечает, что она является незаежил ой «от социализма, но зависимой от либералов». [Ленин, Соч., т. XVI, стр. 392). — Прим. ред.
51
Тут наш автор цитирует, не называя, историка Маколея, который еще в 1847 году в своей статье «Церковь и государство» назвал молодого Гладстона «возникающая надежда непреклонных тори». Гластон тогда решительно боролся за все права и привилегии государственной церкви. — Прим. ред.
52
Это означает: каждый избиратель может иметь только один голос, а не по числу цензов в разных местах. — Прим. ред.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Книги похожие на "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая"
Отзывы читателей о книге "Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая", комментарии и мнения людей о произведении.