» » » » Александр Кондратов - От тайны к знанию


Авторские права

Александр Кондратов - От тайны к знанию

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Кондратов - От тайны к знанию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Детская литература», год 1969. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Кондратов - От тайны к знанию
Рейтинг:
Название:
От тайны к знанию
Издательство:
«Детская литература»
Жанр:
Год:
1969
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От тайны к знанию"

Описание и краткое содержание "От тайны к знанию" читать бесплатно онлайн.



Эта книга познакомит вас с увлекательнейшими загадками древних цивилизаций, народов, языков, произведений искусства, а также с тем, как, каким образом удается современным ученым восстанавливать события давно минувших времен.

В основу повествования положены результаты новейших исследований ведущих советских и зарубежных ученых.






Столь же разнообразны и научные гипотезы, с помощью которых океанисты пытаются объяснить происхождение загадочных изделий из камня. На Западе популярна гипотеза, согласно которой каменные фигуры были вытесаны неведомым доисторическим народом, который жил на Новой Гвинее до того, как остров заселили папуасы. Народ этот, несмотря на свою древность, имел более высокую культуру — он умел выращивать злаки и толочь зерна в ступах (чего не делали папуасы). Советский этнограф Н. А. Бутинов выдвинул более правдоподобную гипотезу: изделия из камня созданы не таинственно исчезнувшим народом, а предками современных меланезийцев, побывавшими здесь 5–6 тысячелетий назад. Ведь берега Новой Гвинеи были важной вехой на их пути к островам Меланезии.

Весьма вероятно, что многие изделия из камня выполнены самими папуасами, так как стиль скульптур из камня напоминает стиль деревянных статуй, которые и поныне изготовляют жители Новой Гвинеи.

Каменные скульптуры были обнаружены американским археологом Осборном при раскопках на островах Палау в Микронезии. Это головы высотой около полуметра. Происхождение статуй неизвестно. По своему стилю они не имеют аналогий в искусстве Океании. Какой народ их создал, каково назначение статуй и их возраст? На все эти вопросы предстоит еще ответить науке. Правда, о находке на островах Палау науке стало известно лишь в 1958 году. Зато другая загадка Микронезии вот уже около ста лет волнует умы как профессиональных ученых, так и многочисленных романтиков, энтузиастов археологии, — это грандиозные руины на острове Понапе, в центральной группе Каролинского архипелага.

Нан Мадол — так называется самое большое древнее поселение на западном берегу Понапе, архитектурный комплекс площадью около 18 квадратных километров, состоящий из около сотни искусственных островков, разделенных каналами (недаром Нан Мадол называют «Венецией Тихого океана»!). На островках расположены гробницы, площадки, туннели, храмы. Самая большая крепость — Нан Танах, сложенная из базальтовых глыб, раскинулась на площади почти в восемь с половиной тысяч квадратных метров.

Нан Мадол обнесен высокой толстой стеной; имеется и большой мол, длиной около километра. Канал делит «Венецию Тихого океана» на две части: верхний и нижний город. Кроме Нан Мадола, на острове Понапе есть и другие древние сооружения: храмы, склепы, насыпи, платформы.

Кто и когда воздвиг их на маленьком гористом острове? У науки пока нет ответа. Выдвигалась гипотеза, что «тихоокеанская Венеция» является руинами столицы могущественного государства, территория которого ныне скрыта под водой. Другая гипотеза предполагает, что постройки Понапе — дело рук светлокожих полинезийцев; третья — темнокожих меланезийцев; четвертая гипотеза называет творцами грандиозных сооружений народ чаморро, населявший соседние Марианские острова и беспощадно истребленный колонизаторами-испанцами в XVI веке. Какая из гипотез верна? На этот вопрос мы не можем пока что ответить. Ведь археологическое изучение Микронезии — да и вообще Океании — делает лишь первые робкие шаги.

Таинственный остров

Около двух с половиной столетий назад цивилизованный мир узнал о гигантских статуях острова Пасхи. Капитаны, миссионеры, путешественники, этнографы побывали на далеком острове и оставили описания его загадочной культуры. В 1955–1956 годах здесь работала археологическая экспедиция, организованная и возглавленная прославленным норвежским исследователем Туром Хейердалом. В обработке материалов, собранных экспедицией, приняли участие специалисты в разных областях науки и из разных стран, в том числе и из Советского Союза (доктор исторических наук Ю. В. Кнорозов, кандидат исторических наук И. К. Федорова и автор этих строк). Публикация материалов заняла сотни страниц, целых три тома. Но все же многие загадки острова Пасхи ждут своего решения. И в первую очередь — это загадка происхождения удивительного искусства, самобытного письма и вообще всей культуры «Пупа Земли», как называют свою родину островитяне.

Большой популярностью когда-то пользовалась гипотеза, предполагавшая, что остров Пасхи с его статуями (так же как и «Венеция Тихого Океана» — Нан Мадол) является остатком «тихоокеанской Атлантиды» — материка, на котором жило когда-то многочисленное культурное население, погубленное катастрофой. Английский ученый Макмиллан Браун в 1924 году выпустил в свет большой том, посвященный доказательству этой гипотезы. Затонувшую сушу он назвал Пацифида, от «Пацифик» — «Тихий океан».

В самом деле, как мы уже говорили, Тихий океан является одним из самых «горячих» мест на нашей планете. В период последнего оледенения здесь происходили грандиозные изменения: погружались массивы суши, зарождались коралловые атоллы и острова. В ту далекую эпоху человек мог сделать примитивный плот, чтобы преодолеть небольшое водное пространство, отделяющее один остров от другого. Но построить такие величественные сооружения, как грандиозный порт Нан Мадол в Микронезии или гигантские статуи острова Пасхи, ему было явно не под силу. Да такая мысль и не могла бы прийти в голову людям, все помыслы которых были направлены на добычу «хлеба насущного» — на охоту, рыболовство, собирательство. Монументальное строительство в Океании началось много тысячелетий позднее. Радиоуглеродный анализ показал, что гигантские статуи острова Пасхи начали свой путь от каменоломен к берегу океана не 10–12 тысяч лет назад, а лишь в XI веке нашей эры. А это означает, что реальная геологическая Пацифида вряд ли имеет отношение к Пацифиде исторической — стране с высокой культурой, существование которой предположили Браун и некоторые другие исследователи.

Статуи острова Пасхи.


Археологические раскопки на острове Пасхи показали, что культуру островитян можно разделить на три больших периода. Первый начался в первых веках нашей эры и закончился около тысячи лет назад. В этот период возводились грандиозные каменные платформы — аху: каменные плиты без всякого цемента надежно и плотно подгонялись одна к другой. Во втором периоде, начавшемся в XI веке, строительство платформ уже не велось с такой тщательностью: все внимание и силы островитян были направлены на гигантские статуи. Скульптуры из камня высекали и в первом периоде, но они были невелики по размерам, разнообразны по стилю и не предназначались для того, чтобы стоять на платформах. Теперь же, в течение XI–XVI веков, жители острова Пасхи изготовили несколько сотен огромных, многотонных статуй, водрузив бóльшую часть их на платформы.

Война «длинноухих» и «короткоухих» открывает третий период, во время которого статуи свергаются с постаментов, а вместо монументальных платформ возводятся небольшие пирамидальные сооружения. Завершается этот период гибелью самобытной культуры и принятием христианства жителями острова Пасхи.

Кем была создана удивительная цивилизация Рапа-Нуи? Знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал привел много доказательств в пользу того, что выходцы из Южной Америки являются творцами культуры острова Пасхи. Миллионам читателей популярных книг Хейердала «Путешествие на “Кон-Тики”» и «Аку-аку» хорошо известны доводы норвежского ученого, и мы не будем их повторять.

Согласно гипотезе Хейердала, и первый и второй периоды древней истории Рапа-Нуи — это результат деятельности выходцев из древнего Перу. А последний, третий период, «который был отмечен междоусобными войнами, каннибализмом и общим упадком», — это плоды деятельности полинезийцев, истребивших трудолюбивых и мирных первых поселенцев острова. Полинезийцы, пишет Хейердал, «эти воинственные люди оказались одними среди руин на голой сцене острова Пасхи.

Они сохранили в своей среде очень небольшой инородный элемент. Такими их и застал Роггевен, когда приподнял занавес для европейского зрителя — через много лет после того, как великая драма кончилась и исполнители главных ролей покинули сцену».

Но так ли это? Вот в чем вопрос.

Полинезийцы на острове Пасхи

Начнем со знаменитых великанов острова Пасхи. Если полинезийцы уничтожили древнюю культуру и ее создателей в результате битвы с «длинноухими», естественно, что они стали разрушать и свергать с платформ статуи, в изготовление которых, согласно преданиям, заставляли их участвовать «длинноухие». Последние были истреблены, согласно предположению Хейердала, примерно за полвека до открытия острова Пасхи Роггевеном. Но почему же тогда тот же Роггевен свидетельствует, что этим статуям поклонялись?

«Что касается их богослужения, то ввиду кратковременности нашего пребывания мы не смогли получить об этом достаточно полного представления, мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы, а затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз», — читаем мы в судовом журнале Роггевена. О разрушении и свержении статуй свидетельствуют капитаны конца XVIII — начала XIX веков, а не первооткрыватели острова Пасхи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От тайны к знанию"

Книги похожие на "От тайны к знанию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Кондратов

Александр Кондратов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Кондратов - От тайны к знанию"

Отзывы читателей о книге "От тайны к знанию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.