» » » » Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи


Авторские права

Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель-СПб,, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи
Рейтинг:
Название:
Русские Украйны. Завоевания Великой Империи
Издательство:
АСТ, Астрель-СПб,
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-052656-7, 978-5-9725-1267-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи"

Описание и краткое содержание "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи" читать бесплатно онлайн.



Это уникальное исследование, хронологические рамки которого охватывают период от начала нашей эры до конца Первой мировой войны, посвящено судьбе тысячелетней России, триумфальное расширение границ которой стало возможным благодаря техническому превосходству над соседними государствами. Как Россия завоевывала и присоединяла к себе многочисленные земли, как ей удавалось играть огромную и важную роль в Европе, как и почему она начала утрачивать свою мощь — об этом рассказывает книга «Русские украйны».

Книга предназначена широкому кругу читателей, как специалистам, так и любителям истории, географии и этнографии.






Зайсан долгое время считали лежащим где-то на краю света. Губернатор Тобольска, отправляя в 1717 г. первую экспедицию для исследования Зайсан-нора, велел набрать в тюрьмах 100 отчаянных удальцов, согласных пойти на это страшное море.

Название Зайсан-нор, или Благородное озеро, дали калмыки, в память того, что необыкновенное обилие рыбы в озере спасло их от голода в 1650 г. Судоходства на Зайсане не было, кроме как для рыбной ловли и охоты. Торговля между Семипалатинском и Китаем шла сухим путем. Однако ещё в 1864 г. русский пароход уже поднялся вверх по Иртышу, плавал по Зайсану, прошел в Черный Иртыш и заходил даже в воды Китая. В 1880 г. между Тюменью, Зайсаном и Кара-Иртышем (около 4500 км) началось регулярное судоходство.

На высоте 409 м. начинается течение Белого Иртыша, выходящего из озера Зайсан. Спускаясь пологим скатом, Белый Иртыш принимает в свои мутные воды прозрачные волны алтайских рек: Курчума, Нарыма и Бухтармы. Правильность течения прерывается там и сям стремнинами, которые, впрочем, безопасны, так что барки спускались вполне спокойно.

Ущелье Иртыша широко открывается у города Усть-Каменогорска, и река, вступив в равнину, принимает свое нормальное направление к северо-западу. Ниже Усть-Каменогорска Иртыш широко разливается в глинистом ложе и делится на множество рукавов.

Большую часть пространства между Обью на востоке, Иртышом на западе и Омью на севере занимает Барабинская степь. Большая военная дорога Сибири пересекает Барабу от Омска до Колывани на протяжении около 650 км.

Усиленный притоком Омью, Иртыш описывает длинную кривую на восток, затем, повернув опять на северо-запад, идет на соединение с водами двух могучих рек, Ишима и Тобола. Ишим, называемый казахами Изель, — самый значительный из этих притоков.

На всем протяжении от истоков до слияния с Иртышом Тобол течет вдоль восточного основания покатостей, спускающихся от горных цепей Урала. Именно к Тоболу присоединяются важнейшие притоки этого водораздельного хребта между системами Оби и Волги. Один из этих притоков — река Тура, остался со времен Ермака главным историческим путем между Европейской и Азиатской Россией.

Прежде Тобол соединялся с Иртышом как раз против высокого берега, на котором стоят здания верхней части Тобольска. Но городу постоянно грозила опасность обрушиться постепенно, улица за улицей, вместе с обвалами крутого яра, подтачиваемого течением и водоворотами двух больших рек. Защитные свайные и фашинные сооружения уносились водой, и рано или поздно Тобольск мог разделить участь древней Сибири, построенной также на правом, нагорном берегу Иртыша. Однако опасные водовороты Тобола удалось отвести в другое место. В 1716 г. губернатор Сибири Гагарин велел вырыть канал длиной более 3 км. Эту работу выполнили пленные шведы, которые перенесли устье Тобола ниже города и защитили от размыва основание нагорного берега Тобольска.

Верхнюю Обь, соединяющуюся с Иртышом почти в 530 км ниже Тобольска, можно назвать дочерью Алтая. Её главная ветвь, Катунь (Царица по-калмыцки), берет начало из ледников, покрывающих высочайшую вершину Золотых гор. Однако река получает название Оби только при слиянии Катуни с другой ветвью — Бией, в 650 км ниже ледника горы Белухи. По некоторым легендам, это наименование происходит от русского слова «обе» (то есть обе реки).

Сама Обь из-за своего незначительного падения принимает во многих местах вид озера. Извиваясь несколькими рукавами, она образует многочисленные острова, разливаясь постоянными наводнениями. Ширина реки изменяется от 800 м. до 3 км. Весной река разливалась на 40 км в ширину. Около Колывани она превращалась тогда в настоящее море, так что нельзя видеть одновременно оба берега. Ниже впадения рек Томи и Чулыма Обь разделяется на множество ветвей и образует изменчивый лабиринт потоков, занимающий всю равнину.

Длина реки Кеть, вливающейся в Обь выше Нарыма, не превышает 1100 км, что, конечно, очень мало для Сибири. Однако Кеть судоходна почти до самых болот, откуда берет начало (длина судоходного участка около 1050 км), и представляет лучший естественный путь сообщения между Обью и Енисеем. Во время первого похода казаков в Сибирь именно по течению этой реки держали свой путь отважные пришельцы. В начале XVII в. казаки для защиты складов шкурок пушных зверей от нападений туземцев построили две крепостцы (одну при устье, другую при истоке реки). Между постом на верхней Кети и течением Енисея, ниже города Енисейска, оставался волок менее чем в 100 км. Это единственный пробел в обширной сети водных путей между реками Урала и Байкалом. И проекты строительства здесь судоходного канала существовали давно.

В 1872 г. МПС исследовало реки между Обью и Енисеем в сближающейся части их течения, река Чулым, по которой небольшие пароходы поднимались до города Ачинска, на северо-запад от Красноярска, стоящего на Енисее. Также исследовали реки Тым и Ваг, по которым можно пройти, соответственно, на два притока Енисея, Сым и Елогуй. Но при выборе места для перехода из Оби в Енисей предпочтение осталось за Кетью. По проекту 1875 г., речные суда могли входить на северо-востоке от селения Маковского в маленький приток Язеву. Затем предполагалось пройти каналом болота и по реке Большая Касс спуститься к Енисею. В этом месте волок между двумя озерами имел всего лишь 3,5 км длины. Соединительный канал глубиной в 1,24 м. при ширине в 15 м. мог пропускать барки грузоподъемностью до 33 т. С той и другой стороны покатость так незначительна, что не требовалось строительства шлюзов.

Ниже Нарыма в Обь вливаются Тым и Ваг. После этого великая река Сибири развертывает свои переплетающиеся излучины на северо-запад и запад. Затем её прозрачные воды смешиваются с темно-бурыми водами Иртыша. По соединении две могучие реки, из которых каждая полноводностью может сравниться с Дунаем, снова разлучаются. Как будто одно русло слишком тесно, чтобы вместить это движущееся пресноводное море. Потоки Большой и Малой Оби, удаленные друг от друга в некоторых местах на ЗО или 40 км, но везде связанные между собой излучинами бесчисленных притоков, текут извилистой линией до самого залива, названного Обской губой.

Малая Обь, более узкая и менее глубокая, составляет левый рукав. Барки, которым нужно идти вверх, всегда выбирали этот меньший рукав, потому что течение там не так сильно. Большая Обь служит обычным путем для судов, спускающихся к низовьям. Но плавание по ней иногда бывает довольно опасным, когда северный ветер вздымает высокие волны, бегущие против течения.

При слиянии Иртыша с Обью заканчивается полоса хлебопашества, но Обь остается до самого устья в поясе лесов. Сосны, ели, лиственницы, березы, ивы окаймляют берега реки в нижнем её течении. По мере приближения к Ледовитому океану эти деревья постепенно мельчают и становятся приземистее. А по берегам тянутся только узенькие полоски зелени. Осенью темная зелень сосен, елок и более нежный оттенок лиственниц резко контрастируют с оранжевой листвой берез и багряно-красным цветом ясеней. Обские леса отличаются более ярким осенним колоритом, чем леса приморской Европы.

Нигде на берегах Большой и Малой Оби не увидишь настоящих скал. Высокие или нагорные берега состоят из глин и песков, которые иногда осыпаются подобно водопаду, когда течение подточит их основание. Но эти нагорные берега очень разнородны. Берега западной стороны, у подножия которых течет Малая Обь, невысоки, и откосы их во многих местах скрыты под густой порослью камышей и осоки. Восточный берег, у основания которого проходит широкое и быстрое течение Большой Оби, поднимается своими крутоярами и откосами до высоты 60 м. Глубокие овраги, открывающиеся в боках яра, позволяют передовому кустарнику леса спускаться там и сям до самой реки. Но на плоском песчаном берегу видны также груды камней, гранитов и сланцев, приносимых каждый год льдами.

Исполинская Обь, которую древние географы считали прямым путем в Восточный Китай, судоходна почти на всем протяжении своего течения. Если включить Улунгур в бассейн Оби и рассматривать его как одну из главных ветвей реки, то длина этого громадного потока составит почти 5700 км.

Но судоходная сеть Обской системы гораздо значительней. Летом — все большие притоки и, пока не спадут воды весеннего разлива, многие из второстепенных давали доступ баркам и плоскодонным пароходам. Так, суммарная длина судоходных путей этого бассейна простиралась до 16 000 км. Во второй половине XIX в. с каждым годом увеличивалась численность парового флота, рассекающего своими колесами желтоватые или темно-красные воды этих рек. Первый пароход, спущенный в бассейн Оби в 1844 г., прошел сначала по реке Туре. Всех пароходов на реках Обского бассейна в 1877 г. насчитывалось 34, суммарная мощность их равнялась 2655 л. с. Предлагались разные проекты каналов для соединения бассейна Оби с реками Европейской России. Но слишком высокие проломы гор Урала и суровый климат севера Сибири не позволили сделать это.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи"

Книги похожие на "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Черников

Иван Черников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи"

Отзывы читателей о книге "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.