Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи"
Описание и краткое содержание "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи" читать бесплатно онлайн.
Это уникальное исследование, хронологические рамки которого охватывают период от начала нашей эры до конца Первой мировой войны, посвящено судьбе тысячелетней России, триумфальное расширение границ которой стало возможным благодаря техническому превосходству над соседними государствами. Как Россия завоевывала и присоединяла к себе многочисленные земли, как ей удавалось играть огромную и важную роль в Европе, как и почему она начала утрачивать свою мощь — об этом рассказывает книга «Русские украйны».
Книга предназначена широкому кругу читателей, как специалистам, так и любителям истории, географии и этнографии.
Поэтому здесь не применялись обычные способы судовождения, так как, прежде чем идти по фарватеру, его требовалось отыскать. Что позволял только солидный опыт плавания, дававшийся с годами, требовавший напряжения зрения и памяти при наличии особого лоцманского чутья. Фарватер определяли по цвету воды. Будучи грязно-коричневой вообще, на глубоких и мелких местах она принимает различные оттенки. Сообразуясь со световым освещением дня, направлением течения, размером бурунов и другими признаками, лоцманы определяли курс. Вечером, с наступлением темноты пароходы приставали к берегу и вставали на швартовы до рассвета. Только в очень редких случаях плавание совершалось ночью, и то не на всех участках.
При таком индивидуальном характере судовождения посадки на мель происходили не только из-за перекатов, оползания берегов и скорости течения, доходящей до 16 км/ч, но и из-за ошибки лоцмана. Кстати сказать, перекаты, как и все на Амударье, носят временный характер, они ползут, смываются, вырастают выше или ниже, не имеют определенной глубины и так далее.
Река зачастую играла злые шутки с судоводителями. Академик А. Н. Крылов в своих воспоминаниях описал курьезный случай, когда один из пароходов во время разлива сел на мель в 100 м. от берега, не успел вовремя сняться и оказался среди песков. Так как якорь при этом был отдан и судно находилось «под вымпелом», то команда регулярно получала «морское довольствие по положению». Вахтенный журнал велся очень аккуратно под общим заголовком: «Стоя на якоре близ кишлака Абдул Чекмень, с полудня случаи». Такое плавание «посуху, яко по морю», продолжалось более двух лет, пока из Петербурга не нагрянуло какое-то «начальствующее лицо», возбудившее против командира и офицеров «судное дело». Однако при разбирательстве постановку на мель отнесли к «неизбежным случайностям». В остальном же командир отговорился тем, что на Аму-дарье случаются совершенно неожиданные паводки, и он держал вверенный ему пароход в постоянной готовности при первом же случае сняться с мели. Служба протекала во всем согласно морскому уставу, а довольствие производилось во всем согласно уставу счетному. Состава преступления суд не нашел, все были оправданы, и дело прекращено.
Корабельный состав флотилии постепенно нарастал. К концу 1901 г. на Амударье служили: 6 колесных пароходов, 2 паровых катера и 13 баржей при 1390 человек команды и 19 офицерах. Личный состав с 1894 г. набирался исключительно из сухопутных войск. На этом постройка судов закончилась, если не считать того, что в 1915 г. флотилия собственными силами установила нефтяной двигатель на барже «Верный» (переименованной в «Теплоход»). В Чарджуе находились мастерские и стапеля, достаточные для производства капитального ремонта судов, а также для их постройки. Кроме того, имелись береговые и плавучие нефтехранилища. Вследствие постоянных и быстрых изменений очертаний берегов пристаней как таковых не было. Пароходы и баржи притыкались в любом удобном месте и грузились самым первобытным способом.
При постройке новых судов старались воспользоваться опытом плавания предыдущих, что выражалось, главным образом, в уменьшении их размеров и осадки. Однако за более чем 30 лет командование Амударьинской флотилии так и не смогло выработать тип наилучшего парохода. Это объяснялось тем, что флотилия находилась в казенных, бюрократических руках. В самом деле, на Волге, несмотря на плохие условия плавания между Нижним Новгородом и Казанью, не говоря уже о Верхнем плесе, Вятке, Оке, Каме и прочих реках, пароходство благополучно существовало и развивалось. Даже по Москве-реке, которую в то время и рекой-то назвать было трудно, ходили пароходы. Не имея конкуренции железной дороги и будучи стратегически нужной, флотилия не смогла вылиться в более или менее солидные формы.
Большая осадка судов зачастую обращала их плавание в ползание. Это вызывало быстрый износ днищ корпусов и машин, беспрерывную ломку колес и непроизводительный расход топлива. Возникшее на Амударье частное судоходное общество «Хива», при очень скромных масштабах, оказалось для владельцев вполне прибыльным. И вскоре коммерческие суда с осадкой 0,76 м. совершенно беспрепятственно ходили в любое время года (исключая короткий период ледохода).
Глава 5. Украйны Семиречья
Казаков принудительно селили в Туркестане для охраны границы с Монголией. Заселение Семиречья начали сибиряки. В 1847 г. — на Аягуз прибыли 50 семей 9-го конного полка, основавшие Сергиопольскую станицу. Заселение продолжилось в 1849 г., когда в 60 км от устья Сырдарьи обосновалось еще 25 семей. Затем в 1850 г. в относительной близости возникла станица Капальская из 200 семей 10-го полка.
Интенсивное освоение степи началось в 1853 г. после принятия подданства России кара-киргизами Урман-Ниязбека. В следующем году отряд майора Перемышльского (2 сотни 7-го и 8-го Сибирских конных полков) занял долину реки Алматы. Для защиты своих тылов казаки построили Заилийское укрепление (город Верный). Затем сюда стали прибывать казаки с семьями (6, 7, 8 и 9-й полки), основавшие станицы Карабулакскую (позднее Урджарская), Лепсинскую, Коксуйскую, Алматинскую. Через 10 лет появились станицы Софийская, Надеждинская, Сарканская, выселки Арасанский и Карабулакский. В 1860 г. 6-я сотня 9-го Сибирского полка размещена в долине Каскелена и образовала станицу Каскеленскую. В этом же году разросшаяся станица Алматинская разделена на Больше-Алматинскую и Мало-Алматинскую (север). К этому времени в Семиречье переселились 7468 казаков.
В 1867 г. основаны Семиреченская область и Семиреченское казачье войско, подчинённые генерал-губернатору Туркестана, — всего 14 станиц и выселков. Командовал войском наказной атаман, он же военный губернатор и командующий войсками Семиреченской области. Первым атаманом войска стал генерал-майор Г. А. Колпаковский.
В 1870 г. введено почти полное самоуправление, в станицах важная роль отводилась сходу.
Семиреченцы прославились службой в Средней Азии. Они участвовали в Кульджинском, Кокандском, Андижанском и Хивинском походах.
В 1875 г. сюда же сослали уральцев, не признавших всеобщей воинской повинности. Они поселились в городе Казалинске и нажили свое благосостояние рыбным промыслом.
В 1883 г. к границам Монголии добровольно переселились казаки Сибири. Власти пробовали привлекать в казачью службу различными льготами и местных крестьян, но желающих оказалось мало. К концу XIX в., кроме городов Казалинска и Верного (ныне Алма-Ата), где находился центр управления, семиреченские казаки населили 13 станиц: Сергиопольскую, Урджарскую, Лепсинскую, Сарканскую, Копальскую, Коксуйскую, Каскетинскую, Голубовскую, Надеждинскую, Софийскую, Большую Алматинскую, Малоалматинскую и Николаевскую. Кроме того, они имели 17 выселков. Всего казачьего населения к 1906 г. числилось 34 468 душ. В их распоряжении находилось 600 000 десятин земли. Казаки в области не составляли более 4 % населения, даже русские превышали их в три раза, а главную массу составляли казахи, таранчеи и киргизы.
Кроме службы по охране границы, станичники выставляли в русскую армию первоочередный конный полк в форме с малиновым лампасом.
В начале XX в. войско располагалось на территории юго-восточной части республики Казахстан и части республики Киргызстан. В 1913 г. население войска насчитывало свыше 26 000 человек обоего пола, из них на действительной службе в мирное время состояли 703 казака, которыми комплектовались гвардейский взвод и конный полк.
Казаки с семьями в основном проживали в 19 станицах и 15 выселках. Войско владело 681 000 десятин земли. Столицей являлся город Верный.
В Первую мировую войну казаки выставили гвардейский взвод и 3 конных полка — свыше 4000 человек.
В 1917 г. семиреки защищали порядок в крае. После разгона Учредительного собрания большинство их выступило против советской власти. В Гражданскую войну семиреки, возглавляемые сотником Б. Анненковым, боролись за свою независимость, и многие погибли в боях. Остатки белоказаков ушли в Западный Китай. В конце 1920 г. Семиреченское казачье войско ликвидировано.
Глава 6
Бои за Крышу Мира
В конце XIX в. для утверждения на Памире владычества Петербурга и ослабления здесь влияния Британии из Индии русские провели ряд экспедиций в этой высокогорной стране.
Впервые свои права на Памир России заявила в 1876 г. после окончательного покорения Кокандского ханства, в число владений которого входил и этот горный край. Однако отдаленность Памира и другие более важные политические события оставляли этот вопрос открытым.
Между тем британцы, пользуясь усилением своего влияния в Афганистане после войны 1878–1880 гг., начали подстрекать афганского эмира к захвату ханств Шугнана и Вахана, получивших, с падением Коканда, независимость. Одновременно англичане стали высылать сюда под видом научных экспедиций разведчиков и посланцев к правителям памирских ханств.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи"
Книги похожие на "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Черников - Русские Украйны. Завоевания Великой Империи"
Отзывы читателей о книге "Русские Украйны. Завоевания Великой Империи", комментарии и мнения людей о произведении.