Максим Калашников - Завтра была война.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Завтра была война."
Описание и краткое содержание "Завтра была война." читать бесплатно онлайн.
Максим Калашников — российский журналист, писатель-футуролог и публицист, автор книг, статей в печатных и сетевых изданиях, а также знаменитого открытого письма Президенту РФ Дмитрию Медведеву. В новой книге, написанной в соавторстве с Евгением Осинцевым, читатель найдет анализ предпосылок скорой войны за передел мира. Глобальный кризис ускорил ее возможное начало, а Россия полностью потеряла свою обороноспособность. Авторы пришли к сенсационным выводам относительно самого уязвимого места Российской Федерации, где сходится множество ниток газопроводов, идущих с Ямала в европейскую часть РФ и в Европу. Авторы раскрывают его координаты и демонстрируют, опираясь на многочисленные факты, беззащитность этой пяди российской земли перед возможным военным ударом, который может потрясти весь мир.
Для широкого круга читателей.
УДК 94(470) ББК 63.3(2)
© М. Калашников
© Е. Осинцев
© ООО «Издательство Астрель»
Отечественный эксперт Константин Симонов убежден, что американцы уже сейчас начали борьбу за отрезание от газовых ресурсов Ирана, Китая и Индии. Протянуть в них трубопроводы можно только через Афпак — Афганистан и Пакистан. А там янки хаотизируют ситуацию, создавая угрозу развала Пакистана и гражданской войны в нем. С перспективой перехода оного в ограниченный ядерный конфликт. Тут уж никто трубопроводов тянуть не станет. В то же время под властью бело-сине-красных макак добыча углеводородов в РФ начинает падать. Они и здесь все ухитрились довести до упадка и разворовать. Читаем интервью Симонова журналу «Эксперт»:
— Суть сделки такова: «Роснефть» и «Транснефть» получают кредит, на который, в частности, строится газопровод в Китай. Расплачиваться за кредит будут нефтью. Однако мы не знаем точных условий этого контракта: ни базовой ставки по кредиту, ни базовой цены нефти. Ясно лишь, что Россия подписалась под очень серьезными обязательствами. Я бы назвал это даже не диверсификацией поставок, а неким шагом в сторону отказа от европейского рынка.
...Добыча нефти в России падает. Министр энергетики Сергей Шматко недавно на совещании в Киришах обмолвился, что к 2013 году мы вполне можем получить падение добычи на восемь процентов. Это, конечно, полностью противоречит нашей энергетической стратегии до 2030 года, но ведь министра за язык никто не тянул. Логика в его высказываниях есть: наша нефтегазовая отрасль серьезно недоинвестирована. Причем со стороны как государственных, так и частных компаний. Скажем, «ЛУКойл» заработал в прошлом году более 10 миллиардов долларов чистой прибыли, а декларируемый на этот же год объем инвестиций у него меньше пяти миллиардов. Компания ищет любой повод, чтобы не вкладывать их в долгосрочные проекты. И если действительно сбудется обнародованный министром пессимистический сценарий, то дополнительные поставки в Китай будут означать сокращение поставок в Европу.
— У российского правительства были амбициозные планы выхода на тихоокеанский энергетический рынок, прежде всего на Японию. Такой большой контракт с Китаем может как-то помешать их реализации ?
— Теоретически нет. Ведь есть проект восточного нефтепровода общей пропускной способностью 80 миллионов тонн. После долгих дискуссий было принято решение, что 50 миллионов тонн пойдут на берег Тихого океана, а 30 миллионов через ответвление в Китай. По тому контракту, о котором мы с вами говорили чуть ранее, Россия должна поставить Китаю 300 миллионов тонн за двадцать лет. То есть 15 миллионов тонн в год вполне укладываются в 30-миллионную квоту Китая.
Но что произойдет в реальности, сказать сложно. Ведь пока мы строим только первую часть этого нефтепровода, которая заканчивается у точки под названием Сковородино. Это ключевое место: из него можно протянуть трубопровод как в Китай, так и к берегу Тихого океана. То есть при желании можно пересмотреть план и хоть все 80 миллионов в Китай завернуть. И если за время строительства трубы уровень потребления нефти в Китае вырастет, то весьма вероятно, что его квота в 30 миллионов баррелей может быть действительно пересмотрена.
— Китай очень надеялся на пакистанскую трубу. Теперь, когда перспективы ее создания с каждым днем выглядят все мрачнее, каковы будут основные направления энергетической политики Китая ?
— Китай прекрасно осознает, что энергетика одна из его ахиллесовых пят. Если потребление газа пока еще растет одновременно с добычей, то потребление нефти уже давно ушло в отрыв. А в том, что китайский рынок энергоносителей будет расти и дальше, сомнений почти нет. Ведь если экономический рост Китая составит менее шести-восьми процентов в год, то у него начнутся проблемы социального характера. И поэтому он будет всячески стимулировать этот рост, в том числе энергопотреблением. А учитывая, что мир продолжит прессовать Пекин в плане экологии (в его энергобалансе уголь составляет чуть менее 60 процентов), энергетическая стратегия Китая будет проста: надо искать любые воз-
можности влезть туда, где есть нефть и газ, и схватить, что можно. Не случайно китайцы начали фактически колониальный поход в Африку, приезжая туда с мешком денег и покупая местные правительства. Другое направление энергетической экспансии Китая — Южная Америка. Панамский канал уже принадлежит китайским бизнесменам, и Китай сейчас планирует расширить канал, чтобы через него могли проходить супертанкеры водоизмещением от 300 тысяч тонн. По плану Пекина эти танкеры будут возить в Китай нефть из Венесуэлы и других стран боливарианской революции.
Естественно, эти шаги Китая встречают противодействие Запада. Например, внимание к Судану, которым раньше никто не интересовался, было вызвано сочетанием двух факторов: найденной там нефтью и появлением вслед за этим китайцев. И после этого Европа и Штаты вдруг обнаружили, что в этой африканской стране вырезают людей и нужно срочно вмешаться в конфликт в Дарфуре. При этом Запад понимает, что самые уязвимые звенья китайской энергетической стратегии — транзитные пути. И вот практически ниоткуда появляются сомалийские пираты, и борьба с ними дает Штатам потенциальную возможность поставить под контроль танкерный путь с Ближнего Востока в Восточную Азию. Вообще я не особо удивлюсь, если в Малаккском проливе заведутся какие-нибудь пираты и флот США начнет с ними там активно бороться. А что касается Панамского канала, то где гарантии, что завтра там не высадится американский десант под знаменем борьбы с местной наркомафией?
— Из того что вы сейчас рассказали, получается, что сухопутные маршруты поставки энергоносителей в Китай выглядят гораздо более надежными. Прежде всего среднеазиатские маршруты. Однако из Средней Азии уже качают газ Россия и Иран, имеет на нее виды и Европа. Хватит ли в этом регионе запасов газа на всех? И что в такой ситуации делать России, которая активно пытается замкнуть на себя
весь среднеазиатский газ?
— Мы вообще не знаем, сколько газа там реально есть. Да, британская компания Gaffney, Cline & Associates провела в Туркмении аудит, но ее оценки вызывают массу вопросов. Результаты газового аудита в Туркмении подозрительно совпадают с данными, которые президент Туркмении Курбан- кули Бердымухаммедов без всякого аудита называл европейцам. Если им верить, в Туркмении вообще каждую неделю якобы по два Штокмана открывают.
В реальности же в серьезных отчетах типа BP Review я не вижу в числе крупнейших обладателей доказанных запасов газа ни Туркмению, ни Узбекистан, ни Казахстан. К тому же эти страны очень простые: обещают газ направо и налево даже сейчас, когда уже понятно, что баланс не бьется. В 2007 году Туркменистан потребил 22 миллиарда кубов и продал нам 40 миллиардов при общей добыче в 67 миллиардов. И он при этом еще имеет контракт на поставку газа в Иран и Китаю обещает еще 40 миллиардов. И это, кстати, очень опасно. Тот же проект в Китай планировалось реализовывать с новых месторождений, но теперь вдруг выясняется, что 17 миллиардов кубов для китайской трубы планируется взять с месторождения Малай, которое является ресурсной базой для сегодняшних поставок в Россию. И как они собираются теперь закрывать наш контракт?
Впрочем, эти ребята настолько непосредственные, что у них нет такого понятия, как контракт и договор. Помните, мы подписали в свое время контракт с Сапармуратом Ниязовым на поставку газа в течение двадцати пяти лет по зафиксированной цене. Когда цена на газ резко выросла, он назвал контракт декларацией и потребовал его пересмотреть. Ну и что с ним было делать? Обращаться в Стокгольмский арбитраж? Пришлось пересматривать контракт.
В итоге мы пришли к ситуации, когда в первом квартале 2009 года мы покупаем газ у Туркмении по 340 долларов за 1000 кубов. А цена на газ для Украины — 360 долларов. Получается, что мы уже не перепродаем туркменский газ, а лишь осуществляем его транзит, причем в убыток себе. Ведь 20 долларов не окупают транзитные затраты. А они еще хотят, чтобы мы на собственные деньги реконструировали среднеазиатскую трубопроводную систему!
Так что мы слишком увлеклись игрой в Центральной Азии и из-за этого даже откладывали ввод в строй наших собственных месторождений. И теперь встает вопрос: тратить деньги на трубу, будущее которой неопределенно, или вкладываться,
48
49
например, в месторождения на полуострове Ямал? Тут, кстати, надо помнить, что «благодаря» двадцатилетней экономии на геологоразведке серьезному геологическому изучению подверглось не более 10% восточных территорий России.
...Европа лихорадочно пытается искусственно бороться с увеличением спроса на газ. Иногда через внедрение фантастических проектов. Например, переход на галогеновые лампочки, что, по мнению авторов этого плана, сэкономит европейцам чуть ли не 11 миллиардов евро в год. Но в этом случае Европе придется переходить к жестким авторитарным решениям и, проще говоря, политически запрещать потреблять. Что для гедонистической европейской цивилизации, с ее пониманием прав человека, будет очень жестким выбором. Возьмем те же лампочки: обычные лампочки накаливания будут официально запрещены к продаже в Европе в 2012 году. А может, мне не нравится свечение галогеновой лампы? Может, оно мне кажется холодным? Может, я привык к вольфрамовой нити? В итоге я не удивлюсь, если вскоре в Европе появится «Партия вольфрамовых лампочек».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Завтра была война."
Книги похожие на "Завтра была война." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Калашников - Завтра была война."
Отзывы читателей о книге "Завтра была война.", комментарии и мнения людей о произведении.