П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
Почти вся авиация ближнего радиуса действия должна была базироваться на аэродромах в Араде, Дете и Турну-Северине на крайнем западе Румынии. Дальние бомбардировщики базировались на аэродроме Винер-Нойштадт и в Врбе (под Софией).
Одновременное нападение на Грецию и Югославию началось 6 апреля, и все или почти все перечисленные части прибыли, имея не менее 75 % самолетов, и были готовы действовать по меньшей мере двумя третями от этих 75 % в день начала операции.
В этом случае люфтваффе удалось перебросить силы, по размеру сопоставимые с крупным авиакорпусом, на расстояние в среднем около 1500 км на рассредоточенные аэродромы таким образом, что около 40–50 % от штатного числа самолетов могли вступить в бой через 10 дней после отдачи приказа о переброске. Это оказалось возможным, во-первых, благодаря тому, что аэродромы прибытия были готовы помочь в техническом обслуживании и проверке техники и обеспечить аэродромное обслуживание, а также могли быть обеспечены топливом, боезапасом и т. д. из близлежащих хранилищ, и, во-вторых, благодаря возможности в короткий срок привлечь большое число транспортных самолетов.
Для обеспечения планируемых операций предполагалась крупномасштабная переброска подкреплений для авиации под общим руководством генерала авиации Лера, командующего 4-м воздушным флотом, штаб которого располагался в Вене. Руководство боевыми действиями было поручено генералу фон Рихтгофену, командующему VIII авиакорпусом, заработавшему себе выдающуюся репутацию инициативным, успешным и энергичным применением сил своего авиакорпуса для тактической поддержки войск во время наступления во Франции и принимавшему участие в ударах по морским судам в Ла-Манше и наземным целям на юге Англии на ранних этапах Битвы за Британию[33].
Поэтому была предпринята крупная переброска и перегруппировка сил люфтваффе. В период с ноября 1940 по февраль 1941 года в Румынию постепенно прибыла смешанная авиационная группировка из примерно 400 самолетов (дальних и пикирующих бомбардировщиков, истребителей, разведчиков). Сразу же после присоединения Болгарии к Оси около 120 машин были переправлены на аэродромы на ее территории. После этого накопление сил в Болгарии неуклонно продолжалось, и к моменту антигерманской революции в Югославии, произошедшей 27 марта 1941 года, люфтваффе располагали на Балканах следующей группировкой:
Типы самолетов Румыния Болгария Всего Дальние бомбардировщики — 40 40 Пикирующие бомбардировщики — 120 120 Одномоторные истребители 80 40 120 Двухмоторные истребители 15 25 40 Дальние разведчики 20 30 50 Тактические разведчики 20 100 120 Всего 135 355 490Захваченные врасплох неожиданным сопротивлением югославов, немцы немедленно приняли решение перебросить на Балканы дополнительные силы. Высокая эффективность наземных служб люфтваффе позволила в течение 10 дней перебросить в этот район еще около 600 самолетов (дальних и пикирующих бомбардировщиков, одномоторных и двухмоторных истребителей), в том числе из Африки, с Сицилии и из Франции[34], и ввести их в бой с аэродромов, удаленных от их предыдущих баз на расстояние около 1500 км (см. карту 7). Организованное сопротивление в Югославии было быстро сломлено, и столь крупные силы было просто не на что больше употребить, если не считать бомбардировок Белграда. Основная масса авиационной группировки вскоре была брошена на поддержку наступления немецкой армии, помогавшей итальянцам в Греции, однако эти операции нет смысла описывать подробно, поскольку они следовали обычной схеме, показавшей свою эффективность еще во Франции. Сопротивление имевшим подавляющее превосходство люфтваффе ослабло очень быстро, и к 27 апреля немцы заняли Афины.
Вторжение на Крит
Решение о вторжении на Крит было принято спонтанно[35]. Немецкие войска быстро добились успеха в Греции, и Генеральный штаб не планировал никаких действий против Крита. Разумеется, было известно, что остров занят британскими войсками, но их реальная численность была неизвестна. Замысел воздушного вторжения на остров впервые возник у генерал-оберста Штудента, назначенного командиром недавно сформированного XI авиакорпуса (парашютных и воздушно-десантных войск), и он доложил свои соображения Герингу, указав при этом, что Крит стал бы полезным шагом на пути к осуществлению подобной операции против Кипра и далее — против Суэцкого канала. Геринг добился разрешения Гитлера, понимая, что операцию необходимо завершить в кратчайшие сроки. На совещании 21 апреля 1941 года было принято решение начать высадку парашютных и посадочных десантов 16 мая. Вся операция находилась в ведении люфтваффе, и консультации с Генеральным штабом наземных войск не проводились.
В это время XI авиакорпус Штудента базировался в Центральной Германии, и после принятия решения он был быстро переброшен автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом в район Афин, где поступил в распоряжение 4-го воздушного флота. Большие сложности возникли из-за разрушений на автомобильных и железных дорогах в Греции, и основную часть боеприпасов и предметов снабжения пришлось доставлять по морю, что привело к задержкам и переносу операции с 16 на 20 мая. В течение первых трех недель мая люфтваффе в Греции активно занимались строительством аэродромов для приема многочисленной авиации, необходимой для осуществления операции. Для Критской операции в распоряжении VIII авиакорпуса имелись следующие силы:
Дальние бомбардировщики 280 Пикирующие бомбардировщики 150 Одномоторные истребители 90 Двухмоторные истребители 90 Разведчики 40 Всего 650Помимо боевых самолетов в район Афин были переброшены 530 транспортных самолетов Ю-52 и 100 планеров. Хотя планеров могло быть и больше, уровень подготовки войск считался недостаточно высоким для осуществления столь сложной операции. Кроме того, возникли проблемы с доставкой достаточно прочных буксировочных тросов. Тем временем велась активная авиаразведка Крита и южной части Эгейского моря в сочетании с ударами Хе-111 и Ю-88 по якорным стоянкам в заливе Суда.
Окончательная дислокация авиации, выделенной для осуществления операции «Меркурий» (такое кодовое название получила высадка на Крите), выглядела следующим образом.
Пикирующие бомбардировщики и одномоторные истребители были сосредоточены на недавно построенных передовых аэродромах в Молаи, на Милосе и на Скарпанто, однако, ввиду недостаточных размеров этих аэродромов, в качестве баз использовались также Коринф и Аргос.
Двухмоторные истребители базировались на аэродромах в районе Афин, а также в Коринфе и Аргосе — все аэродромы находились в радиусе 300 км от Крита.
Дальние бомбардировщики и разведчики базировались в районе Афин, в Салониках и в Болгарии (районы Софии и Пловдива), а также (в небольшом количестве) на Родосе. Таким образом, в радиусе 300–400 км от Крита имелось не менее 10 всепогодных аэродромов, способных принимать такие самолеты.
Транспортная авиация действовала из района Афин, а также из Южной Греции, используя аэродромы в Элевсине, Татое, Мегаре, Коринфе и другие аэродромы, находившиеся на достаточно близком расстоянии.
Быстрое развертывание наземных служб на аэродромах вновь, как и в Норвегии, и во Франции в 1940 году, было обеспечено за счет переброски наземного персонала люфтваффе самолетами транспортной авиации. Однако подготовку столь больших сил скрыть было невозможно, и в течение нескольких ночей, предшествовавших операции, британские бомбардировщики нанесли удары по районам сосредоточения, частично нарушив подготовку к операции. С другой стороны, VIII авиакорпус начал «обрабатывать» противника, систематически уничтожая слабое авиационное прикрытие Крита.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.