П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
В начале апреля появились первые четкие признаки развала люфтваффе. Прежняя система командования рассыпалась, численный состав практически перестал играть роль, и полным ходом шло массовое расформирование частей. Для истребителей традиционных типов (в отличие от реактивных) все было кончено, и последняя значительная операция с их участием состоялась 7 апреля, когда 120 истребителей под звуки военных маршей, транслировавшихся по радио, предприняли самоубийственную попытку массового тарана строя американских тяжелых бомбардировщиков и понесли огромные потери. После этого их эффективные действия ограничивались Восточным фронтом, и на Западе люфтваффе оставались боеспособной силой лишь благодаря 200 реактивным истребителям, остававшимся в их распоряжении. Потенциальные летчики реактивных истребителей и ранее привлекались отовсюду, откуда только можно, но теперь этот процесс был ускорен, а вся реактивная авиация была подчинена генералу СС Каммлеру. Реактивная бомбардировочная авиация была практически списана со счетов, но немцы надеялись на чудо. Они с запозданием поняли, что неверно применяли реактивные самолеты, и теперь сосредоточили усилия на создании реактивной истребительной авиации, которая могла бы в какой-то степени побороться с союзниками за превосходство в воздухе. В этот период (до 10 апреля) единственными эффективными действиями противника были перехваты истребителями Ме-262 (примерно по 50 самолето-вылетов в день) колонн тяжелых бомбардировщиков.
К середине апреля планы наращивания сил реактивной авиации были перечеркнуты развитием событий — части реактивной авиации пришлось в беспорядке перебросить в Прагу из-за угрозы берлинским аэродромам как с Востока, так и с Запада и из-за разрушений в результате налетов на аэродромы реактивной авиации под Мюнхеном и Берлином. Численность одномоторных истребителей традиционных типов в течение двух недель упала на 1000 машин отчасти в результате бомбардировок, но в основном — из-за расформирования частей и потери аэродромов. Действия авиации оставались совершенно неэффективными, и хотя теоретически в день выполнялось до 150 самолето-вылетов, эти вылеты представляли собой взлет с последующей гибелью самолета или быстрым возвращением на базу. После 10 апреля прекратились попытки перехвата дневных бомбардировщиков, и даже невооруженные транспортные самолеты союзников могли залетать в глубь немецкой территории, не подвергаясь нападению. Активность ночных истребителей не превышала 25 самолето-вылетов за ночь, а общая численность немецкой авиации на Западе теперь составляла всего лишь 400 самолетов.
Всю третью неделю апреля продолжалось неуклонное сокращение численности, хотя активность выросла до 200 самолето-вылетов в день против плацдармов союзников на Эльбе и американских войск, наступавших на Нюрнберг. Эффективное сопротивление к тому времени уже прекратилось. Американские и советские войска соединились у Торгау 26 апреля, и в частях люфтваффе, оставшихся севернее этой линии, воцарился хаос. К концу апреля действия люфтваффе против союзников на Западе полностью прекратились. Остатки люфтваффе — разнородное сборище частей, избежавших до сих пор уничтожения, общей численностью около 1500 самолетов — базировались в Северной Австрии и в Богемии и действовали время от времени против советских войск до окончательной капитуляции 8 мая 1945 года.
Часть пятая
Выводы
Глава 19
Положение немецкой авиации непосредственно перед капитуляцией
Личный состав военно-воздушных сил — перевод в армию и в СС
До августа 1944 года укомплектованность люфтваффе личным составом оставалась на высоком уровне — 2,8 млн человек, что было ненамного меньше, чем 12–18 месяцами ранее. Однако, начиная с августа, началось постепенное сокращение, связанное в первую очередь с неуклонным уменьшением занимаемой люфтваффе территории, а во-вторых, с ликвидацией дальней бомбардировочной авиации, в результате которой образовался избыток личного состава. Как следствие, произошли значительные сокращения управлений, штабов и наземных частей обслуживания на всех уровнях, которые привели к массовому направлению личного состава в наземные боевые части и к сокращению нового набора. Сокращение могло бы быть и более существенным, если бы около 200 тыс. военнослужащих люфтваффе не были отобраны в парашютно-десантные войска для ведения боев на земле, оставшись, таким образом, в составе люфтваффе. Военнослужащие, обладавшие необходимой технической квалификацией, возвращалась для работы в промышленности.
Поэтому наиболее сильно отток личного состава сказался на военнослужащих 1906 года рождения и моложе: их число упало с 1096 тыс. на 1 августа до 838 тыс. на 1 октября, а к середине декабря уменьшилось до 675 тыс. Хотя вплоть до конца войны сокращение происходило во всех возрастных группах, именно в этой возрастной категории сокращение личного состава ощущалось сильнее всего, и к 1 апреля 1945 года она насчитывала всего 383,5 тыс. человек при общей численности личного состава 1798 тыс. человек, что на 1 млн человек меньше, чем в августе 1944 года.
Характер сокращения численности личного состава на протяжении последних четырех месяцев войны, поскольку он оказывал влияние на все основные структуры в составе люфтваффе, можно определить, сравнив численность на 15 декабря 1944 года и на 1 апреля 1945 года:
Тип частей 15 декабря 1944 г. 1 апреля 1945 г. Боевые части, административные и аэродромные службы 596 250 450 000 Зенитная артиллерия 816 200 656 000 Связь 305 000 251 000 Снабжение 109 100 62 000 Медицинская и ветеринарная службы 42 500 34 000 Рабочие команды 9100 5000 Пассивная ПВО 63 250 48 500 Парашютно-десантные войска 200 100 187 500 Прочие 163 000 104 500 Всего: 2 304 500 1 798 500Из таблицы видно, что сокращения сильно затронули боевые части и их обеспечение, а также зенитную артиллерию (20–25 %), и в особенности службу снабжения (40 %), и лишь парашютно-десантным войскам удалось более или менее сохранить численность. Для последних падение численности в значительной степени может объясняться потерями в боях на земле, в которых они принимали активное участие на всех фронтах, поскольку уже в марте началось формирование двух новых парашютно-десантных дивизий (10-й и 11-й). При этом предполагалось, правда, что их штатная численность будет сокращена с 17,5 до 12–13 тыс. человек, но и в этом случае она оставалось по численности больше обычной пехотной дивизии (11,5 тыс. человек).
В течение апреля ощущалась огромная потребность в людях для поддержания численности парашютно-десантных войск, и начались широкомасштабные расформирования учебных летных частей, частей аэродромного обслуживания и даже фронтовых летных частей (например, ночной истребительной авиации), которые более не могли участвовать в боях. Однако нередко в силу сложностей с транспортом или иных причин личный состав люфтваффе все в больших количествах попадал в армейские части и части СС, хотя этого и старались избегать ввиду его недостаточной подготовки и опыта. Сокращение личного состава само по себе до 1 апреля никак не сказывалось на неуклонном падении эффективности люфтваффе, связанном в основном с другими, более распространенными причинами. Тем не менее в целом эффективность несомненно страдала, особенно в технических службах. На завершающем этапе катастрофы отток личного состава сыграл решающую роль в наступлении паралича, приведшего к общему развалу люфтваффе.
Развал системы командования люфтваффеОкончательное падение люфтваффе ярче всего проявилось в разрушении системы командования в марте и апреле, после переправы союзников через Рейн и Одер. До этого момента структура командования на основных театрах боевых действий действовала нормально, и хотя, как уже говорилось выше, два основных истребительных соединения — II истребительный корпус (тактическое соединение на Западе) и I истребительный корпус (стратегическое соединение в центре) — были расформированы в феврале, их функции продолжали исполнять в первом случае две авиадивизии, а во втором — авиакорпус IX(J). В начале марта основная структура соединений в общих чертах выглядела следующим образом:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.