» » » » Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)


Авторские права

Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)

Здесь можно скачать бесплатно "Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"

Описание и краткое содержание "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" читать бесплатно онлайн.








Но именно с этой своей стороны "ты", в качестве чужого", стоит для меня в непосредственном соседстве с "оно" - есть "ты", которое вместе с тем есть некое "оно". "Другой", поскольку он есть для меня только "чужой", есть тем самым "что-то чужое". Поскольку я еще не испытываю "ты" как "второе", т.е. мне онтологически равноценное, "я", а сознаю его лишь как мне-подобную, но "не мою", направленную против меня, мне враждебную и угрожающую инстанцию, оно стоит для меня в непосредственном соседстве с предметным бытием или таинственным лоном последнего, - с "оно". "Ты", в качестве "чужого", стоит уже на границе "он". В качестве моего соперника или врага оно может быть моей добычей, рабом, орудием - или чем-то, подлежащим уничтожению. Поскольку "ты" не сознается равноценным мне, не есть для меня правомерный "другой" правомерное иное, "я", чем "я сам", - оно именно тем самым есть некое "оно". ("Он" есть ведь, как уже было указано, "ты", уже погруженное в сферу "оно".) Правда, "ты" не может при этом без остатка, целиком превратиться в "оно" иначе этим было бы уничтожено само отношение "я-ты". Даже сильнейшее отталкивание от "другого", даже самая лютая вражда и ненависть есть все же отношение "я-ты", хотя и граничащее с состоянием его отсутствия; лишь презрение, ведущее к полному равнодушию, к небытию для меня "ты" как такового, превращает "ты" в безразличное "он" и тем самым уничтожает само отношение "я-ты".

Эту установку к "ты" как к "чужому" можно рассматривать - правда, лишь в известном, условном и ограниченном смысле, как мы увидим это тотчас ниже, как первую и основоположную в порядке генетическом форму отношения "я-ты", на которой строится все дальнейшее - в частности, вторая, иная форма этого отношения. "Ты" может, конечно, иметь для меня и совсем иной смысл, содержать момент, прямо противоположный описанному. А именно, непосредственное самобытие узнает в "ты" успокоительную, отрадную ему реальность сходного, сродного, родного ему - некую свою родину, т.е. реальность вне себя самого, внутренне ему тождественную. Встречаясь с такого рода "ты" или улавливая этот момент в составе "ты", я сознаю себя уже не единственным, не одиноким - вне меня я нашел мне-подобное, сущее по моему образу. "Не-я", не переставая быть "ты", т.е. не быть "мною самим", есть "я" вне меня самого, и притом не на жуткий, противоестественный, неправомерный лад двойника, а так, что, не теряя и не колебля тем единственности и неповторимости моего "я" как такового, я нахожу во внешнем мире существо, исполненное стихии моего собственного внутреннего бытия. Это есть чуткое, понимающее, проникающее во-внутрь "ты" и его раскрывающее отношение "я-ты", в котором впервые это отношение конституируется в его полной актуальности. Тайна другого, второго - именно вне меня сущего - бытия того, что составляет существо меня самого, не перестает быть тайной, откровением непостижимого. Но это есть уже не жуткая и устрашающая, а отрадная, сладостная тайна - не "mysterium tremendum", а "mysterium fascinosum". К сущности этой тайны как тайны любви мы еще вернемся ниже. Здесь нам надо подчеркнуть лишь одно: если можно считать (повторяем, лишь в условном и приблизительном смысле), что сознание "я" и тем самым самобытие "я" как такового для себя самого впервые в генетическом порядке возникает из реакции на "ты" как чуждую и угрожающую мне инстанцию "другого" - на я-подобное существо вне меня самого, - то, с другой стороны, "я" как таковое впервые внутренне оформляется, приобретает прочную реальность, как бы усматривает единственность, законность, понятность своего существа, лишь когда оно видит себя в свете сродного, близкого, тождественного ему по своему существу "ты", - другими словами, лишь когда оно находит как бы подтверждение своего бытия вне себя самого, как извне данную, извне ему открывающуюся и в этом смысле "объективную" реальность. Вне "уважения" к "другому" - вне восприятия "ты" как самоочевидной, внутренне правомерной реальности - нет заколоченного самосознания, нет внутренне прочного самобытия "я".

Но теперь мы должны отметить, что дело здесь идет не только - и даже не столько - о двух разных типах или формах отношения "я-ты", но вместе с тем и о двух моментах, в известной мере и пропорции имманентно присущих всякому конкретному отношению "я-ты". Все различие между этими двумя конкретными формами отношения сводится, в сущности, к относительному преобладанию или степени осознанности каждого из этих двух моментов. Если мы назовем эти два типа отношения отрицательным и положительным отношением "я-ты", то мы можем сказать, что всякое конкретное отношение "я-ты" одновременно и отрицательно, и положительно. Даже в самой враждебной установке - установке самозащиты "я" от "ты", или нападения "я" на "ты" - скрыт уже опыт некой сопринадлежности, т.е. внутренней однородности "я" и "ты", ибо нечто абсолютно чужое и инородное вообще не затрагивало бы меня, так как его бытие лежало бы в совсем иной, чуждой мне сфере реальности и я не мог бы вообще столкнуться с ним на этот лад. Должен существовать, по меньшей мере, некий "интерес" "я" к "ты", некое сознание общности рода бытия - а это уже есть потенциально элемент близости и соединения. В пределе, конечно, мыслима "война на истребление", борьба "не на живот, а на смерть", и притом не в смысле "единоборства", а в смысле "охоты", кончающейся истреблением добычи; но в этом предельном случае вообще уже нет отношения "я-ты", а есть лишь чистое отношение "я-он", равнозначное отношению "я-оно". Напротив, всякое "единоборство" (личностей, как и народов) предполагает некий минимум "уважения" к врагу - минимум его восприятия как мне-подобного, мне-сродного "ты". И с другой стороны, во всяком "положительном" отношении "я-ты", сколь бы оно ни было исполнено любви, взаимного доверия, взаимной симпатии и внутреннего понимания, таится некий до конца, без остатка все же непреодолимый момент "чуждости", "неродственности"; и во всяком, даже любимом и родном мне "ты" есть нечто жуткое и непонятное для меня - именно потому, что в конечном счете я для себя все же есмь безусловно единственный и одинокий и не может быть речи о безусловной, безграничной и безоговорочной однородности мне какого-либо "ты". Именно поэтому вражда и ненависть может быть выражением тайной, неосуществленной любви, как и вообще любовь и ненависть неким таинственным образом сопряжены между собой. И эротическая любовь, стремящаяся к самому интимному единству "я" и "ты", вместе с тем предполагает тяжкие, иногда трагические конфликты между ее участниками; "союз души с душой родной" есть, по слову Тютчева, всегда и "их поединок роковой"lxxxviii. Отношение "я-ты" есть, таким образом, по самому своему существу - подобно религиозному отношению, как оно описано Рудольфом Отто, некое таинственное непостижимо-трансрациональное единство "mysterium tremendum" с "mysterium fascinosum" - единство тайны страха и вражды с тайной любви.

4. Отношение "я-ты" как единство раздельности и взаимопроникновения

Бесконечно многообразная полнота конкретных явлений и форм отношений, развивающаяся на общей почве отношения "я-ты", исследована научно еще далеко не совершенно; можно сказать, что научная (философская, психологическая и социологическая) мысль почти еще не приступила к этому исследованию, именно потому, что философская мысль, за редкими одиночными исключениями (Макс Шелер, Мартин Бубер, Фердинанд Эбнерlxxxix, - к которым из прошлого поколения можно, с некоторыми оговорками, присоединить лишь имя Георга Зиммеля), совсем не осознала еще отношение "я-ты" как особую, первичную форму бытия; лишь поэты, романисты и драматурги черпают из этой области свои темы. Эти конкретные дифференцированные проявления общего отношения "я-ты", как они определены, напр., моментами властвования и подчинения, активности и пассивности, степени "близости" или "интимности" отношения, сдержанности и вмешательства, свободы и связанности и т.п. - нас здесь не касаются. Для нас существенно лишь выяснить точнее общую категориальную форму бытия связи "я-ты", и притом лишь в той мере, в какой это имеет значение для нашей основной темы.

"Ты" есть "не-я", par excellence; оно конституируется привходящим к "я" моментом "не". Только здесь дело идет не о чисто логическом "не" в его общем значении, как моменте, конституирующем различие или противоположность (в смысле отвлеченно-логически уловимой "несовместимости"). Дело идет здесь - в согласии с рассматриваемой областью или формой бытия - о конкретном "не", переживаемом" или открывающем себя как реальное живое отношение. Согласно двум только что рассмотренным формам или моментам отношения "я-ты", это "не" - эта раздельность - может иметь два смысла. Раздельность может касаться только самой реальности "я" и "ты"; но она может затрагивать и их внутренний состав или существо. В первом случае - в случае "понимающего", основанного на "симпатии", "сочувствии" отношения "я-ты" - "ты" есть по существу лишь численно "другой" - находящееся вне меня, извне ко мне приближающееся и мне раскрывающееся, мною переживаемое непосредственное самобытие, нечто вроде настоящего второго "я". Во втором случае разделение касается и качества, состава, существа самого "ты": "ты" есть не просто "другой" в смысле "второго", а "иной" - самобытие, чуждое и инородное мне; и мое отношение к нему есть отношение противоположности, противоборства, антагонизма. Но так как обе эти формы, как указано, суть два соотносительных интегральных момента всякого отношения "я-ты", то полный, исчерпывающий смысл рассматриваемой раздельности заключается именно в единстве обоих этих моментов. "Ты" не есть "я" - "я", как таковой, есмь безусловно единственный, могу мыслить себя лишь в единственном числе; и в этом смысле всякое "ты" есть нечто совершенно иное, чем я. И, с другой стороны, "ты" есть вместе с тем "другое", "второе", находящееся вне меня и со мной связанное, вступающее в мою жизнь "я" или "я-подобное" существо. В этом противоборствующем двуединстве "жуткого" и "родного" и состоит загадочное существо "ты".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"

Книги похожие на "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Семен Франк

Семен Франк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"

Отзывы читателей о книге "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.