Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"
Описание и краткое содержание "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" читать бесплатно онлайн.
Но этот род трансцендирования именно в силу его "идеальности", несмотря на всю его необходимость, собственно, не есть "реальное" трансцендирование непосредственного самобытия как такового. То, что "трансцендирует", т.е. "переступает границу", в чистой познавательной интенции, познавательной направленности на предмет, не есть, в сущности говоря, само непосредственное самобытие как таковое, а лишь чистый луч "света", исходящий из него или проходящий сквозь него и достигающий объекта. Можно сознавать или даже отчетливо познавать окружающий нас мир и все же оставаться совершенно "равнодушным" к нему, - в своей "душевной жизни" оставаться замкнутым в себе, т.е. не переступать пределов непосредственного бытия - продолжать, как говорится, "вариться в собственном соку". В пределе можно представить себе ясное познание окружающего нас бытия, причем последнее - ввиду отсутствия какого-либо нашего деятельного или эмоционального участия в нем - будет для нас чем-то вроде сновидения или театрального "зрелища", притом внутренне нас ни в малейшей мере не затрагивающего. Надо думать, что помешанные имеют - за пределами своих навязчивых идей - такого рода безучастное познание мира, оставаясь именно поэтому замкнутыми в мире своего непосредственного самобытия.
Но эта чистая познавательная интенция в соответствующей ей форме незаинтересованного, безучастного созерцания или констатирования есть в своей отрешенной форме скорее исключительное и даже патологическое явление в составе функционирования непосредственного самобытия. А именно, с познавательной интенцией обычно с самого начала связана - уже через посредство функции "внимания" (подробности дела мы опять должны здесь оставить в стороне) - интенция "чувства" и "хотения", интенция "интереса". Мы не только "познаем" предмет, но и "чувствуем" и "хотим" его, "интересуемся" им - даже и в отрицательной форме "избегания" его, "отталкивания" от него; и по большей части познавательная интенция сама практически руководима этой конкретной эмоционально-волевой интенцией. Лишь в силу этой последней интенции вещи становятся для нас вообще "существенными", "важными", приобретают "значение" - суть в практическом смысле "для нас"; и лишь отсюда возникает эминентный, именно практический смысл того, что мы зовем "действительностью". "Действительность" есть в этом смысле то, что действует на нас. Динамический элемент непосредственного самобытия направлен при этом и вовне; и присущая непосредственному самобытию противоположность между его собственной, внутренней безграничностью и внешней ограниченностью проявляется в стремлении воспринять "внешнее", "иное" в себя, подчинить его себе, или прислониться, прильнуть к нему, или бороться против него, ограждать себя от него. В силу этого непосредственное самобытие есть вместе с тем бытие-в-мире, бытие-с-миром. И эта связь с миром (и бытие в нем) настолько определяюща в конкретном осуществлении непосредственного самобытия, что, как мы видели, она обычно прикрывает собой, заслоняет, делает невидимым подлинное внутреннее существо непосредственного самобытия как такового.
Но и эта живая, эмоционально-волевая интенция есть лишь как бы промежуточная ступень, нечто среднее между чисто идеальным трансцендированием в познавательной интенции и подлинно реальным трансцендированием самого непосредственного самобытия как такового. Ибо, хотя эта живая интенция есть подлинная форма обнаружения и действенности непосредственного самобытия, подлинная реакция на "мир" последнего как такового, - она все же не есть подлинное трансцендирование самого непосредственного самобытия, Непосредственное самобытие, правда, при этом реально "направлено" на нечто ему внешнее, иное или переживает в себе его действие, но оно все же не выходит за пределы самого себя, не обретает подлинной почвы для себя в ином, а, напротив, пребывает в самом себе и-, следовательно, в своей "субъективности", ограничиваясь лишь тем, что оно как бы выпускает из себя некие щупальцы. Заключенное в нем внутреннее противоречие или противоборство - состоящее в том, что, будучи в себе самом "всем", оно лишь потенциально, скрыто, лишь "некоторым образом" есть все, оставаясь фактически, во вне, в своем конкретном осуществлении, лишь ограниченным, лишь "одним из многого", - это противоречие или противоборство остается непреодоленным и в конкретной эмоционально-волевой интенции "Действительность" даже в разъясненном только что эминентном ее смысле остается лишь внешней средой, препятствием или вспомогательным средством для существа человеческой жизни как непосредственного самобытия, которое по-прежнему остается бытийственно замкнутым в своей ограниченности. И в самой благоприятной и практически нас интересующей среде, среди полной и успешной внешней активности человек может остаться внутренне одиноким, замкнутым в себе, продолжать страдать от противоречия между внутренним своим притязанием на безграничную полноту - притязанием, образующим само его существо, - и своей фактической ограниченностью и чуждостью всему иному.
Реальное трансцендирование непосредственного самобытия, подлинная его связь и слияние с превосходящей его реальностью, подлинное обретение устойчивой почвы для своего бытия и, тем самым, реальное преодоление его субъективности совершается лишь там, где непосредственное самобытие встречает и обретает вне себя самого, за своими пределами, реальность, в каком-то смысле сродную по существу ему самому, с которой поэтому оно может как-то слиться или на которую оно может прочно опереться своим внутренним существом. Это может совершаться в двух измерениях: в направлении "во-вне" и в направлении "во внутрь". Первая форма есть реальное трансцендирование непосредственного самобытия в другое "я"; в другое "есмь", в другую "самость" - в нечто, что, будучи сродно ему по роду своего бытия, есть все же не оно само, а "другое"; это есть трансцендирование в отношении "я-ты". Вторая форма есть трансцендирование в чистую объективность - в смысле внутренне-самоочевидного, в себе самом основанного уже не потенциального, а актуального бытия, которое, однако, по своему содержанию сродно непосредственному самобытию, есть, как и оно само, бытие-для-себя трансцендирование как бы в истинную, прочную, актуальную основу самого непосредственного самобытия. Это есть трансцендирование в реальность духа. Каждая из этих двух форм трансцендирования должна быть нами рассмотрена в отдельности.
Глава VI. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНЕ: ОТНОШЕНИЕ "Я-ТЫ"
1. Откровение "ты"
Выше мы указали на то, что через трансцендирование вовне в эмоционально-волевой интенции предметный мир превращается для нас в эминентную, именно практически существующую "действительность" - будет ли то полезная, приятная, привлекающая нас или вредная, опасная, избегаемая нами действительность. В этом смысле действительность совпадает с "моим миром" с внешней реальностью моей жизни, или с реальностью, стоящей ко мне в неком существенном для моей жизни отношении, - с реальностью, существенно связанной со мной.
Можно было бы подумать, что этот момент "моего", "ко мне", "со мной" уже предполагает понятие "я". Допущение это вполне естественно и даже как бы самоочевидно с точки зрения отвлеченно-логического анализа; для трансцендентального мышления, однако, проникающего в "атмосферу", из которой впервые образуются категориальные связи, дело оказывается все же сложнее. Мы избегали доселе употреблять слово "я" - называть непосредственное самобытие тем именем, которое, казалось бы, более всего ему подходит. Мы делали это совершенно умышленно, ибо в противоположность широко распространенному, как бы самоочевидному воззрению непосредственное самобытие в своем внутреннем, отрешенном существе, как мы доселе его изучали и описывали, отнюдь еще не совпадает с "я" - со мной - в полном актуально-конкретном смысле этого слова. Правда, мы должны были упомянуть форму бытия "я есмь" при рассмотрении субъекта познания; но словоупотребление это было там лишь предварительным; и мы видели, что "я" как субъект познания совсем не совпадает с тем, что мы разумеем под конкретным "я"; для обозначения формы бытия, данной в лице непосредственного самобытия, мы предпочли употреблять глагольную форму "есмь", не выделяя в ней в качестве самостоятельного подлежащего "я" как особую инстанцию реальности. Что такое собственно означает "я" и как оно возникает из той лишь потенциальной реальности, которую мы назвали "непосредственным самобытием", - об этом нам придется впервые говорить именно теперь. Здесь же мы должны предварительно отметить, что моменты "мой", "мне", "со мной" и т.п. в известном смысле более первичны, чем "я". Психогенетически это может быть с полной очевидностью установлено на духовном развитии ребенка и его словоупотреблении. "Мой", "мне", "со мной" есть в некотором смысле "я" лишь в его потенциальном, еще не осуществленном до конца состоянии. Это есть форма, в которой непосредственное самобытие имеет себя в своем отношении к предметному бытию и в этом своем отношении впервые начинает себя обнаруживать и актуализировать. Но это есть именно лишь несовершенная, лишь полуготовая, незавершенная актуализация. Непосредственное самобытие усматривает в ней не свое собственное существо, а лишь свое самообнаружение в своем отношении к тому, что ему инородно, - к предметному бытию. Предметное бытие, взятое в его отношении к самобытию, - то, что Фихте называл "не-я"lxxxiv и что мы можем назвать лишь "несамостью", - еще слишком неопределенно и потому недостаточно, чтобы привести "я" к полному раскрытию, обнаружению, к подлинной актуализации. Завершенная актуализация непосредственного самобытия, именно его раскрытие или развитие в "я", совершается лишь в его отношении к таинственно-загадочному, в известном смысле чудесному моменту "ты".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"
Книги похожие на "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"
Отзывы читателей о книге "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)", комментарии и мнения людей о произведении.