В Гинецинский - Пропедевтический курс общей психологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пропедевтический курс общей психологии"
Описание и краткое содержание "Пропедевтический курс общей психологии" читать бесплатно онлайн.
Главной задачей всех аналитически ориентированных методик является достижение понимания самого себя пациентом, а основной технической процедурой интерпретация. Классическая техника психоанализа включает в себя четыре процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и тщательную проработку. Здесь проявляется роль механизмов осознания в процессе очищения психики. Анализируемое явление должно стать очевидным для самого пациента (конфронтация). Прежде чем анализировать сопротивление, нужно показать пациенту, что этот феномен у него существует. Если пациент понимает это, можно переходить к следующему этапу - к прояснению. Оно имеет целью сфокусировать внимание пациента на анализируемом явлении, отделить его от других явлений, четко обозначить его границы. Далее следует интерпретация. Интерпретировать - значит сделать неосознанные феномены осознанными, точнее, сделать осознанными психическое значение, источник, форму, причину данного конкретного феномена. Для интерпретации аналитик использует не только свои теоретические знания, но и свои эмпатию и интуицию. С точки зрения Фрейда, цель интерпретации состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое событие осознанным, чтобы понять значение данной части поведения. Интерпретация обычно ограничивается отдельным элементом. Тщательно проработав данную интерпретацию элемента, попытавшись воссоздать историю и последовательность событий, в которую входит данный элемент, следует сделать нечто большее, чем интерпретация. Нужно, по Фрейду, реконструировать ту часть жизни пациента. которая шла своим чередом, окружая пациента, и предопределила появление этого элемента. Процедуры прояснения и интерпретации тесно переплетаются. Очень часто прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь к дальнейшему прояснению. Путь от интерпретации к пониманию обозначается как этап тщательной проработки. Это путь от инсайта. от возможности аналитика проникать во внутреннюю жизнь пациента к пониманию пациентом самого себя.
Продемонстрировав реальность терапевтических эффектов, достигаемых с опорой на представление о роли бессознательного в регуляции поведения человека, психоанализ внес существенно новые моменты в трактовку самого бессознательного психического. Важнейшим признаком его является метафоричность. символизм, способность указывать на реальность иную, чем та, что представлена в поле ясного сознания.
Сознание и самосознание . Сознание в силу присущего ему свойства рефлексивности отражает не только внеположенный ему мир, но и само себя. На этой основе во внутреннем мире человека формируется относительно автономный ингредиент самосознание, которое представляет собой сплав отдельных компонентов (аспектов) образа своего носителя. В любой когниции так или иначе присутствует оценка: отношение субъекта к объекту, специфика самосознания как особого ингредиента психической реальности оформляется за счет того, что в Я-образе на первый план выходит именно отношение к своему объекту. Человек имеет определенное отношение к самому себе: принимает себя (удовлетворен, доволен собой) или отвергает себя (неудовлетворен, недоволен собой). Человек не только знает о своем существовании, знает о себе как носителе психической реальности, но и определенным образом относится к самому себе. Человек не только идентифицирует себя в многообразии своих проявлений, идентифицирует себя с себе подобными, не только дифференцирует себя от с собой схожих, но и постоянно оценивает себя. Мне может нравиться или не нравиться моя внешность, я могу оценивать свои способности как достаточные или недостаточные для решения той или другой задачи, я могу положительно или отрицательно оценивать свои поступки. Все это так или иначе входит в Я-образ.
Конкретно-психологический смысл категория самосознания приобретает тогда, когда мы сопоставляем оценки индивидных, личностных, индивидуальных и субъективных качеств человека с его самооценками тех же качеств. При этом обнаруживающиеся различия между ними свидетельствуют о существовании качественно своеобразного механизма (особого ингредиента психической реальности), который и можно именовать как самосознание. Единица самосознания, по крайней мере, двухкомпонентна. С точки зрения В.В. Столина, следует разграничивать три уровня и соответственно им три различные структурные единицы самосознания. На уровне организменном такая единица, по его мнению, имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свои возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный личностный смысл, обнаруживающийся в структуре поступка (Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983).
Представленные в литературе точки зрения о генезисе феномена самосознания с достаточной полнотой можно обобщить в три позиции. Согласно первой (В. М. Бехтерев) самосознание в его простейших формах неясного чувствования собственного существования предшествует развитию сознания как способности дифференцированного отражения компонентов внешней реальности. Согласно второй (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) самосознание - этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Третья точка зрения (И. М. Сеченов) гласит, что сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно: к ощущениям, вызываемым внешними предметами, всегда "примешиваются" ощущения, вызываемые собственной активностью организма. Процесс психического отражения всегда представляет собой интеграцию внешнего воздействия и встречной активности живого организма. В результате формируются две системы инвариантов: одна соответствует внешнему воздействию и локализуется во внешнем пространстве, другая соответствует собственной активности и локализуется во внутреннем пространстве.
Экспериментально-психологическую реальность самосознания демонстрируют феномены инвертированного зрения, впервые систематически изученные Г. Страттоном. Вначале после надевания призматических очков, переворачивающих изображение на сетчатке, человек и видит окружающий мир перевернутым сверху вниз. Однако он достаточно быстро адаптируется к измененному полю зрения и может осваивать сложные виды двигательной активности (езда на велосипеде, фехтование) и перестает замечать его. Но и после человек способен осознавать происшедшие изменения, если ему об этом напоминать. При этом адаптация к инверсии происходит не в форме реинверсии видимого поля, а в форме мысленного переворачивания самого себя "с ног на голову", так, что видимые объекты благодаря смене позиции наблюдателя вновь приобретают правильную ориентацию.
Аналогичный смысл свидетельства относительной автономности поля сознания имеют и факты повседневной жизни. Человек воспринимает окружающий мир как более-менее стабильный и стационарный, состоящий из объектов с постоянными свойствами. Этот мир не исчезает в нашем восприятии в моменты миганий, не смещается в моменты саккадических движений глаз. При ходьбе, поворотах головы предметы не раскачиваются, не изменяют свою ориентацию, яркость, размер. Осознание окружающей обстановки включает в себя действующие помимо сознательных усилий автоматические поправки на изменение стимуляции, связанной с собственной активностью носителя, с перемещениями системы координат, привязанной к человеческому телу. "Когда мы поднимаемся по лестнице, поворачиваемся вокруг себя, мы не только знаем, но и ощущаем со всей наглядностью и непосредственностью, что перемещаемся мы, в то время как пространство, с наполняющими его предметами, неподвижно, хотя все рецепторы говорят нам обратное. Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннего детства преодолевает для себя эгоцентрическую, птоломеевскую систему мировосприятия, заменяя ее коперниканской" (Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С. 82). Исходя из того, что в самосознании как особом ингредиенте внутреннего мира человека на первом плане находится отношение к самому себе, можно считать, что операционализирующей процедурой в отношении определения этого понятия может служить использование двух шкал: принятие/отвержение себя, четкость/размытость Я-образа. Высказывания следующего типа могли бы войти в шкалу для диагностирования четкости/размытости Я-образа. (Приводимые варианты ответов, очевидно, соответствуют хорошо очерченному Я-образу.)
Я уверенный в себе человек. (Да.)
Я всегда знаю, чего я хочу. (Да.)
Придя в магазин сделать покупку, я долго не решаюсь сделать свой выбор. (Нет.)
Я не уверен, что правильно выбрал свою профессию. (Нет.)
Я четко знаю, кто в моем окружении настроен ко мне доброжелательно. а кто нет. (Да.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пропедевтический курс общей психологии"
Книги похожие на "Пропедевтический курс общей психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Гинецинский - Пропедевтический курс общей психологии"
Отзывы читателей о книге "Пропедевтический курс общей психологии", комментарии и мнения людей о произведении.