Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Описание и краткое содержание "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать бесплатно онлайн.
55-й истребительный авиационный полк (позднее — 16-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк) хорошо известен любому читателю, интересующемуся историей воздушной войны 1941–1945 гг. История этой части, ставшей одной из самых результативных по числу уничтоженных самолетов врага и по количеству летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, отражена в многочисленных воспоминаниях летчиков, воевавших в ней. Прежде всего это мемуары трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, а также воспоминания дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова, Героев Советского Союза Г. Г. Голубева, Н. В. Исаева, К. В. Сухова и А. И. Труда. Однако, так как книги Сухова и Голубева охватывают только период 1943–1945 гг., а воспоминания Речкалова, Исаева и Труда были практически недоступны широкому кругу читателей, мнение о деятельности полка в начальный период войны сформировано в основном мемуарами Александра Ивановича Покрышкина.
Предлагаемая книга воспоминаний Героя Советского Союза Викентия Павловича Карповича, воевавшего в полку с 22 июня 1941 г. и совершившего в самые тяжелые первые месяцы войны более 250 боевых вылетов, позволяет взглянуть на события первого года войны с другой стороны. Книга особенно интересна тем, что мнение автора порой идет вразрез с мемуарами знаменитого маршала. Кроме того, «На «Ишаках» и «Мигах»!» — это не только мемуары, но и подробная хроника боевых действий 55-го полка, основанная на длительном изучении документов Министерства обороны РФ. Этот колоссальный труд, законченный незадолго до смерти автора, не был издан при его жизни и публикуется впервые.
В этот день летчики вели ограниченную боевую работу ввиду сложных метеоусловий. Одиночными самолетами и парами МиГ-3 вели воздушную разведку гитлеровских войск в районе Бреслав — Любимовка — Черная Долина. Шестерка и девятка «мигов» дважды стартовали на сопровождение бомбардировщиков, но из-за плохих метеоусловий возвращались с задания.
Уже к исходу дня восьмерка «мигов», возглавляемая Фигичевым, с летчиками Комлевым, Карповичем, Лукашевичем, Паскеевым и Гросулом предприняла штурмовой удар по автотранспортной колонне, следовавшей по дороге Лукьяновка — Червоный Чепрак. Было разбито и повреждено до десяти автомашин с боеприпасами и техникой.
При взлете с аэродрома Доренбург на боевое задание на самолете МиГ-3 был атакован фашистскими истребителями и погиб командир звена младший лейтенант Борис Комаров, горящий самолет которого упал в районе аэродрома.
Комаров Борис Георгиевич родился в 1916 году в селе Кирябинское Усалинского района Башкирской АССР. Русский. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Военную школу летчиков в 1939 году и в том же году был направлен для дальнейшей службы в 55-й истребительный авиаполк. Был назначен командиром звена. В боях принял участие с первого дня Великой Отечественной войны, совершил свыше 80 боевых вылетов на все виды боевых заданий. Летчик был похоронен 10 сентября 1941 года в совхозе Доренбург (Чкалов).
11 сентября летчики полка парами «мигов» вели воздушную разведку, сопровождали на боевое задание бомбардировщиков и штурмовали вражеские войска.
Во второй боевой вылет на воздушную разведку в район Дмитриевка — Любимовка — Малая Маячка вылетел на МиГ-3 старший политрук Барышников в паре с «лаггом» 170-го ИАП. На маршруте полета летчики встретили двух «мессов», с которыми вступили в воздушный бой. После первых атак самолет Барышникова был подбит; не имея зрительной связи с напарником, он вышел из боя, произвел посадку у населенного пункта Гоголевка и в этот же день возвратился на свой аэродром.
Во второй половине дня летчики произвели два боевых вылета. Сборная группа из трех И-16 (Коннов, Зибин и Сташевский), одной «чайки» Василия Шульги, пары «лаггов» 170-го ИАП и четырех И-16 131-го ИАП сопровождала группу самолетов Су-2 на бомбардировку войск противника в район Каховки, где летчики вели воздушный бой с четверкой «мессов».
Вторая группа, состоящая из шести «мигов» летчиков Фигичева, Карповича, Ивачева, Лукашевича, Крюкова и Паскеева совместно с двумя «мигами» 170-го ИАП выполняла задание по штурмовке немецких войск в районе населенного пункта Ново-Украинка. Противник оказал противодействие зенитно-пулеметным огнем.
Когда зашло солнце и наступили сумерки, командир полка майор Иванов поставил перед летным и техническим составом задачу. «Не исключена возможность, — сказал он, — прорыва передовых разведывательных отрядов противника в район аэродрома, поэтому в течение ночи летному составу быть в готовности в любой момент подняться в воздух для вывода материальной части из-под удара и нанесения удара по врагу, находиться в самолетах; техническому составу для отражения нападения вражеских групп, используя для этого все имеющиеся огневые средства противодействия, находиться у своих самолетов».
Ну, что ж, война есть война — на ней бывает всякое! Приказ есть — нужно его выполнять. Так думал каждый из нас в тяжелую минуту — летчик, техник, моторист. У нас, летчиков, была только одна забота: как будем пилотировать самолет, если никто из нас не летал ночью? Мы начали обдумывать все варианты и возможности такого ночного полета, благо нет худа без добра — полный и чистый диск луны вполне достаточно освещал местность. Однако ночь прошла спокойно.
Наступал рассвет. Мы поднялись в воздух и взяли курс на новую точку базирования. Технический состав, собрав свое имущество, погрузился на автотранспорт и также покинул Доренбург.
12 и 13 сентября полк вел боевую работу с аэродрома Сивашское, что в 25 километрах северо-западнее Геническа, выполняя задачи по воздушной разведке, нанесению штурмовых ударов по войскам противника, прикрытию наземных войск на поле боя и в районах сосредоточения.
Группа самолетов в составе пяти «мигов» и четырех И-16 с летчиками Федором Захаровым, Степаном Комлевым, Николаем Лукашевичем, Викентием Карповичем, Сергеем Конновым, Иваном Зибиным, Степаном Супруном и Леонидом Сташевским, возглавляемая Константином Ивачевым, предприняла боевой вылет на штурмовку гитлеровских войск. Бомбами и пулеметным огнем летчики атаковали колонну автотранспорта на дороге в районе Ново-Каменка, после чего барражировали в районе расположения своих войск, прикрывая их от ударов вражеской авиации. В районе Рубановка — Большая Благовещенка — Софиевка наземные войска прикрывало звено «мигов» Павла Крюкова, Леонида Тетерина и Теминдора Паскеева.
Тогда же состоялась приятная для меня встреча: в полк прибыл летчик лейтенант Иван Петрович Назаров, мой однокашник — мы оканчивали военное училище в одной летной группе, а теперь нам вместе предстояло драться с врагом.
Второй боевой вылет на штурмовку гитлеровских войск произвела группа в составе пятерки «мигов», пятерки «ишачков» и пары «чаек», и в этот полет мы пошли вместе с Иваном Назаровым. В боевых порядках следовали Валентин Фигичев, Кузьма Селиверстов, Федор Барышников, Сергей Коннов, Иван Зибин, Иван Степанов, Данила Никитин, Леонид Сташевский, Василий Шульга и Павел Гичевский. В районе Любимовки была перехвачена колонна автотранспорта с бронемашинами, на которую истребители обрушили залп реактивных снарядов и осколочных бомб. В повторном заходе штурмующая группа атаковала вражескую колонну пулеметно-пушечным огнем, в результате в колонне возникли пожары, было уничтожено и повреждено значительное количество автомашин и бронетранспортеров. После выхода из атаки группа истребителей направилась в район прикрытия наземных войск Рубеновка — Большая Благовещенка.
С раннего утра 13 сентября группа самолетов в составе Ил-2 майора Жизневского, пяти И-16 и одной «чайки», пилотируемых Сергеем Конновым, Иваном Зибиным, Леонидом Сташевским, Василием Щульгой, Иваном Деныубом и летчиком 4-го ИАП Сидоровым, нанесла штурмовой удар по гитлеровским войскам в районе Новая Маячка — Большие Копани. Огневому воздействию подверглись живая сила, боевая техника и автотранспорт. При подходе к цели была замечена пара «мессов», которая пыталась атаковать самолет Ил-2, но была отогнана «ишачками» и скрылась в западном направлении. При штурмовке вражеских войск противник вел сильный огонь из малокалиберной зенитной артиллерии и пулеметных установок.
С задания не вернулся Ил-2 с летчиком майором Жизневским. По докладу экипажей, он был сбит зенитным огнем во время атаки войск противника. Один самолет И-16 получил повреждение — Иван Зибин был легко ранен и произвел посадку с убранными шасси.
Позднее в этот день четверка «мигов», четверка «ишачков» и одна «чайка» Кузьмы Селиверстова, Степана Комлева, Павла Крюкова, Леонида Тетерина, Сергея Коннова, Павла Гичевского, Василия Шульги и прикомандированных летчиков 4-го ИАП Ищука и Гуляева совместно с четверкой И-16 88-го ИАП предприняли атаку легких танков, автомашин и мотоциклистов противника на дороге южнее Чаплинки.
При возвращении на свой аэродром в районе Сивашского истребители атаковали и сбили вражеский бомбардировщик Хе-111, однако прикрывающий его «мессершмитт» сбил атакой сверху самолет Кузьмы Селиверстова. Наш истребитель упал и сгорел на южной окраине села Сивашское, лейтенант Селиверстов, воспользовавшись парашютом, благополучно приземлился в районе аэродрома. Вторая группа истребителей вела воздушный бой с шестью «хейнкелями» и четверкой «мессов», бомбившими населенный пункт Ново-Троицкое. Летчиками 88-го ИАП был сбит еще один вражеский бомбардировщик.
С гибелью майора Жизневского наш 55-й истребительный полк понес тяжелую утрату.
Григорий Васильевич Жизневский родился в 1910 году на хуторе Наумовский Нежинского района Черниговской области. В Красной Армии с 1931 года. Окончил военную авиационную школу в 1934 году, один из старейших кадровых летчиков, прошедших все ступени служебной лестницы. В полк прибыл с первого дня его формирования в звании капитана на должность комэска. Владея хорошими организаторскими способностями, он вложил немало труда и знаний, чтобы превратить эскадрилью в крепкую боевую единицу. В начале 1941 года ему было присвоено звание майор и он был выдвинут на должность заместителя командира полка.
В предвоенные дни Жизневский много сделал для повышения боевой готовности части и совершенствования выучки летного состава. Дисциплинированный и требовательный командир, летающий на всех типах самолетов, состоящих на вооружении в полку, в совершенстве владел техникой пилотирования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Книги похожие на "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Викентий Карпович - На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны"
Отзывы читателей о книге "На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны", комментарии и мнения людей о произведении.