» » » » И Лакатос - Фальсификация и методология научно-исследовательских программ


Авторские права

И Лакатос - Фальсификация и методология научно-исследовательских программ

Здесь можно скачать бесплатно "И Лакатос - Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Фальсификация и методология научно-исследовательских программ
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ"

Описание и краткое содержание "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" читать бесплатно онлайн.








323 См., в частности [164], гл. 66; в издании 1959 г. Поппер добавил разъясняющее примечание, чтобы подчеркнуть: в метафизических кванторных предложениях квантор существования должен Интерпретироваться как "неограниченность";

но это, конечно, было уже вполне разъяснено в 15-й гл. первоначального издания; [см. русск. перев., с. 93-96]).

324 См. [163], р. 198-199; [см. русск. перев., с 248]; первая публикация этого фрагмента - в 1958 г. " 325 См. [200], [199], [2], [3].

326 [172]. гл. 11.

327 Там же; замечание в квадратных скобках мое.

328 Как полагал Дюгем, сам по себе эксперимент никогда не может осудить отдельную теорию (такую как твердое ядро исследовательской программы; чтобы вынести "приговор" нужен еще и "здравый смысл", "проницательность" и действительно хороший метафизический инстинкт, помогающий отыскать путь вперед, точнее сказать, луг" "некоторому в высшей степени замечательному порядку" (см. заключительные фразы его "Приложения" ко 2-му изданию [40]).

329 Куайн говорит о предложениях, располагающихся на "различных расстояниях от чувственной периферии" и, следовательно, в большей или меньшей степени подверженных изменениям. Но что такое "сенсорная периферия" и как мерить расстояние до нее - определить очень трудно. Согласно Куайну, "те соображения, по которым человек может отказаться от унаследованного ям научного знания в угоду сиюминутным чувственным представлениям, в той мере, в какой они рациональны, являются прагматическими" [172]. Но прагматизм для Куайяа, как и для Джемса идя Леруа, есть лишь ощущение психологического комфорта; мне кажется иррациональным называть это "рациональностью".

330 О "защите понятий путем их сужения" и "опровержениях путем их расширения" см. [92].

331 [163]. гл. 10 1русск. перев., с. 362].

332 Типичные примеры такого смешения - неумная критика, которой подвергают Поппера Кэнфилд и Лерер [29]. Штегмюллер. последовав за ними, угодил в логическую трясину ([187], р. 7). Коффа вносит ясность в этот вопрос [32]. К сожалению, в этой статье я иногда выражался неточно, что позволяет увидеть в ограничении ceteris parlbus независимую посылку проверяемой теории. На этот легко устранимый недостаток мне указал К. Хаусон.

333 Грюнбаум вначале занимал позицию, близкую к догматическому фальсификационизму, когда исследуя весьма поучительные примеры из истории физической геометрии, приходил к выводу, что можно определить ложность некоторых научных гипотез (см. [67] и [68]). Потом он изменил свою позицию [62] и в ответ на критику M. Хессе [76] и других авторов определил ее так: "По крайней мере, иногда мы . можем определить ложность гипотезы, какие бы намерения и пели ни стояли за ней, хотя эта фальсификация не исключает возможности ее последующей реабилитации" ([70]. р. 1092).

334 Типичным примером может служить ньютоновский принцип гравитационного взаимодействия, по которому тела на огромных расстояниях и мгновенно чувствуют влечение друг к другу. Гюйгенс называл эту идею "абсурдной", Лейбниц- "оккультной", я самые выдающиеся ученые столетия "поражались тому. как он [Ньютон] мог решиться на столь огромное число исследований и труднейших вычислений, не имевших другого основания, кроме самого этого принципа" (см. [82], р. 117-118). Я уже говорил, что неверно было бы относить теоретический прогресс исключительно на счет достоинств теоретиков, а эмпирический - считать просто делом везения. Чем большим воображением обладает теоретик, тем с большей вероятностью его теоретическая программа достигнет хотя бы какого-либо эмпирического успеха (см. [93]. р. 387-390).

335 См. [176]. [178] и [18]. Джастификационист Рассел презирает конвенционализм: "Когда возвышается воля, падает знание. В этом и состоит самое значительное изменение в характере философии нашего века. Оно было подготовлено Руссо и Кантом..." ([178]. р. 787). Поппер, конечно же, многое почерпнул и у Канта, и у Бергсона (см. [154], гл. 2 и 4).

337 О понятии "правдоподобия" см. ({1631, гл. 10), а также следующее примечание; о понятии "надежности" (trustworthl-ness) см. [93], р. 390-405 и [95]. "7 "Правдоподобие" имеет два различных смысла, которые не следует смешивать. Во-первых, он, этот термин, может пониматься как "сходство с истиной" (truthtikeness); в этом смысле, я думаю, все научные теории, когда-либо созданные человеческим умом, в равной степени являются "непохожими на истину" (unverissimilar) и "оккультными". Во-вторых, он может означать квазитеоретическое размерное отличие между количеством истинных и ложных следствий теории. отличие, которое мы в точности никогда не можем определить, но о котором можем делать предположения. Поппер использует термин "правдоподобие" именно в этом специальном смысле ([163], гл. 10). Но когда он утверждает, что этот второй смысл тесно связан с первым, то это ведет к ошибкам и недоразумениям. В первоначальном "до-попперовском" смысле термин "правдоподобие" мог означать лишь интуитивно различимую "похожесть на истину", либо наивный прототип попперовского эмпирического понятия "правдоподобия". Интересные выдержки, приводимые Поппером, говорят в пользу второго значения, но не первого (см. [163]. р. 399; [русск. перев., с. 361]). Беллармиио, вероятно, мог бы согласиться с тем, что теория Коперника имела высокую степень "правдоподобия" в попперовском специальном смысле, но не с тем, что она была "правдоподобна" в первом, интуитивном, смысле. Большинство "инструменталистов" являются "реалистами" в том смысле, что согласны с возрастанием "правдоподобия" теорий в попперовском смысле; но они же не являются "реалистами", если под реализмом понимать уверенность в том, что, например, полевая концепция Эйнштейна интуитивно ближе к Замыслу Вселенной, чем концепция ньютоновского взаимодействия тел на расстоянии. Поэтому целью науки может быть возрастание "правдоподобия" в попперовском смысле, но без обязательного возрастания классического правдоподобия. Последняя идея, как говорил сам Поппер, в отличие от первой, "опасно неопределенна и метафизична" ([163], р. 231 [русск. перев., с. 35]).

Попперовское "эмпирическое правдоподобие в некотором смысле реабилитирует идею кумулятивного роста в науке. Но движущей силой кумулятивного роста "эмпирического правдоподобия" является революционизирующий конфликт с "интуитивным правдоподобием".

Когда Поппер работал над своей статьей "Истина, рациональность и рост знания", у меня было нелегкое чувство по отношению к его отождествлению этих двух понятий правдоподобия. И было так, что я спросил его: "Можем ли мы реально говорить о том, что одна теория лучше соответствует действительности, чем другая? Существуют ли степени истинности? Не опасное ли заблуждение выражаться так, как если бы истина, в смысле Тарского, располагалась где-то в некоем метрическом или хотя бы в топологическом пространстве, я поэтому имело бы смысл рассуждать о двух теориях - скажем, о предшествующей теории t1 и последующей теории t2, - что t2 вытесняет t1 или являет собой больший прогресс, чем t1 , поскольку она ближе подходит к истине, чем t2?" (см. [161], р. 232; (русск. перев., с. 350-351]). Поппер отверг мои опасения. Он чувствовал, и был прав, что предложил очень важную новую идею. Но он ошибался, полагая, что его новая специальная концепция "правдоподобия" полностью поглощает проблемы, связанные со старым интуитивным "правдоподобием". Кун говорит: "Если мы считаем, что, например, полевая теория "ближе подходит к истине", чем старая теория вещества и силы, то это означало бы, при серьезном отношении к словам, что последние основания природы больше похожи на поля, чем на вещество и силы" ([88], р. 265). Кун прав, за исключением того, что, как правило, отношение к словам не бывает "серьезным". Я надеюсь, что это примечание послужит прояснению обсуждаемой проблемы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ"

Книги похожие на "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И Лакатос

И Лакатос - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И Лакатос - Фальсификация и методология научно-исследовательских программ"

Отзывы читателей о книге "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.