И Лакатос - Фальсификация и методология научно-исследовательских программ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ"
Описание и краткое содержание "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" читать бесплатно онлайн.
261 См , например, [81], р. 547.
262 Важное исключение-описание Паули [141]. Далее я постараюсь скорректировать это описание и показать, что его рациональность легко понятна в свете моего подхода.
263 [50].
264 [121].
265 Слэтер с большой неохотой участвовал в жертвенном заклании принципа сохранения. В 1964 г. он писал Ван дер Вардену: "Как Вы могли бы предположить, идея статистического сохранения энергии и импульса была заложена в теорию Бором и Крамерсом, вопреки моим лучшим намерениям". Ван дер Варден приложил немало стараний, чтобы реабилитировать Слэтера, чье преступление заключалось в том, что он взял на себя ответственность за ложную теорию ([198], р. 13).
266 Поппер заблуждается, утверждая, что "опровержений" было достаточно, чтобы привести эту теорию к краху ([161], р. 242; русск. перев., с. 367, 496).
267 [65], р. 72-74. Бор никогда не публиковал эту теорию (она была непроверяемой в тех условиях), но, как пишет Гамов, "похоже, он не был бы слишком удивлен, если бы она оказалась истинной". Гамов не приводит эту неопубликованную теорию, но вероятно, что Бор разработал ее в 1928-1929 гг., когда Гамов работал в Копенгагене.
268 См. пародийную постановку "Фауста", исполнявшуюся в Институте Бора в 1932 г.; опубликована Гамовым в приложении к его [65]. (См. Р. Мур. Нильс Бор - человек и ученый. М., 1969. С. 213-214. - Прим. перев.).
269 См. (141), р. 160.
270 [19]; русск. перев., с. 109. Эренфест также вначале выступил вместе с Бором против нейтрино. Открытие Чедвиком нейтрона в 1932 г. только слегка поколебало их оппозицию: их все же отпугивала идея частицы без заряда, возможно, даже без массы (покоя), с одним только "бестелесным" спином.
271 [211].
272 Захватывающее обсуждение нерешенных проблем, связанных с бета-распадом и "азотной аномалией" см. в Фарадеевс-кой лекции Бора, прочитанной до, а опубликованной после решения Паули ([19], р. 380-383; русск. перев., с. 105-110]).
273 [49].
274 [73].
275 Цит. по [132], р. 823. Гейзенберг в своей знаменитой статье "О строении атомных ядер", в которой он ввел протон-нейтронную модель ядер, отмечает, что "поскольку при бета-распаде нарушается сохранение энергии, невозможно дать единственное определение энергии связи электрона в нейтроне" ([71]. р. 164).
276 [121]. р. 132.
277 Например, [192], [88].
278 Наиболее интересное обсуждение этого вопроса см. а [179] р. 335-336.
279 [52]. [53].
280 [182].
281 [36].
282 [36].
283 [143].
284 [20]; [русск. перев.. с. 206].
285 В период между 1933 и 1936 гг. некоторые физики предлагала модификафш ad hoc или альтернативы теории Ферми; см., например, [9]. [12], [86]. By и Мошковский в 1966 г. писали: "Как теперь известно, теория Ферми (т. е. программа] бета-распада с замечательной точностью предсказывает как отношение между скоростью бета-распада и энергией разложения, так и контур бета-спектра". Но, подчеркивают они, "с самого начала теория Ферми, к сожалению, подвергалась необъективным проверкам. Пока искусственные радиоактивные ядра не могли производиться в достаточном количестве, RaE было единственным явлением, вполне удовлетворявшим многочисленные экспериментальные требования в качестве бета-излучения при исследованиях контура его спектра. Только недавно стало понятно, что это явление было только весьма частным случаем. Его особая энергетическая зависимость приводила к Отклонениям от того, что ожидалось от простой теории бета-распада Ферми и это сильно тормозило прогрессивное развитие этой теории [т. е. программы] ([212] р. 6).
286 Вызывает сомнение даже то, была ли нейтриниая программа Ферми прогрессивной или регрессивной даже в период между 1936 и 1950 гг.; даже после 1950 г. вердикт экспериментаторов все еще не было вполне ясным. Но об этом я постараюсь рассказать, когда представится другой случай. (Кстати, Шредингер защищал статистическую интерпретацию принципов сохравевия, несмотря на ту решающую роль, какую он играл в разработке яовой квантовой физики; см. [181].)
287 [194]; курсив мой.-И. Л.
288-289 [137]. р. 65-66.
290 [II]. Р. 129. Чтобы оценить какие элементы соперничающих проблемных сдвигов прогрессивны и какие регрессивны, нужно понимать те идеи, которые в них фигурируют. Но социология познания часто служит удобной ширмой, за которой скрывается невежество: большинство социологов познания не понимают, и даже не хотят понимать эти идеи; они наблюдают социо-психологнческие образцы поведения. Поппер часто рассказывал об одном "социальном психологе", д-ре X, который изучал поведение группы ученых. Он пришел на семинар физиков, чтобы заниматься исследованиями по психологии науки. Он наблюдал "возникновение лидера", "создание кругового эффекта" в одних случаях и "защитную реакцию" в других, корреляции между возрастом, полом и агрессивностью поведения и т. п. (Д-р Х заявлял, что владеет утонченной техникой современной статистики, применяемой при изучении небольших групп.) В конце его увлеченного повествования Поппер спросил: "А какая .проблема обсуждалась в исследуемой Вами группе?" Д-р Х был изумлен таким вопросом: "О чем Вы спрашиваете? Я не прислушивался к тому, о чем они говорили! И какое это имеет значение для психологии познанвя?"
291 Разумеется, наивные фальсификационисты все же отпускают какое-то время на "приговор эксперимента": ведь эксперимент должен повторяться и критически анализироваться. Но как только дискуссия приходит к завершению, и эксперты надодят общий язык, и "базисные предложения" считаются принятыми, и решено, какая специальная теория попадает под их удар наивный фальсификационист больше не испытывает сострадания к тем, кто продолжает "увиливать".
292 Разработка этого критерия демаркации в двух последующих параграфах была улучшена уже тогда, когда рукопись находилась в печати, благодаря исключительно ценным замечаниям. полученным мною в беседе с П. Милем в Миннеаполисе в 1969 г.
293 Ранее [931 я различал, следуя Попперу, два критерия подгонки". Я называл ad hoc1, теории, которые не имеют избыточного содержания по сравнению со своими предшественницами (или соперницами), т. е. не предсказывали никаких новых фактов; я называл ad hoc2 теории, которые предсказывали новые факты, но при этом полностью заблуждались: ни одно из таких предсказаний не получало подкрепления.
294 Формула излучения Планка (как она приведена в [146]) является хорошим примером. Такие гипотезы, которые не являются ни ad hoc1, ни ad hoc2, но все же неудовлетворительны ? смысле, обозначенном здесь, можно назвать гипотезами ad hoc3". Эти три (все с уничижительным оттенком) смысл ad hoc могут быть с успехом помещены в "Оксфордский словарь английского языка". Интересно отметить, что термины "эмпирическая" и "формальная" одинаково синонимичны ad hoс3. Миль в своей блестящей работе [119] отмечает. что в современной психологии - особенно в социальной психологии - многие якобы "исследовательские программы" состоят из череды таких уловок ad Ьосз.
295-296 Прочитав работы Миля [119] и Ликкена [112], можно было бы удивиться тому, что роль статистической техники в социальных науках главным образом определяется тем, что она дает аппарат для фальшивых подкреплений и тем самым видимость "научного прогресса", тогда как в действительности за этим не стоит ничего, кроме псевдо-интеллек-туального мусора. Миль пишет, что "в физических науках обычным результатом улучшения экспериментальных условий, приборов или возрастания числа данных является повышение трудностей "наблюдательного барьера", который данная физическая теория должна преодолеть; в то же время в психологии и в некоторых так называемых поведенческих науках обычный результат подобного улучшения экспериментальной точности заключается в том, что снижается барьер, через который теория должна перескочить". Или, как пишет Ликкен, "статистическая значимость [в психологии] является, между прочим, наименее важным атрибутом хорошего эксперимента; она не является достаточным условием для того, чтобы утверждать, что теория удовлетворительно подкреплена, что имеющие смысл эмпирические факты прочно установлены, и что экспериментальный отчет должен быть опубликован". Я думаю, что большая часть теоретизирования, о котором пишут Миль и Линкер является ad hoca. Таким образом, методология исследовательских программ могла бы помочь нам сформулировать законы, которые стали бы на пути у потоков интеллектуальной мути, грозящей затопить нашу культурную среду еще раньше, чем индустриальные отходы и автомобильные газы испортят физическую среду нашего обитания. "
297 См.: [92].
298 Таким образом исчезает методологическая асимметрия между универсальными и единичными предложениями. Можно было бы принять конвенцию: в рамках "твердого ядра" мы решаем "принимать" универсальные, в рамках "эмпирического базиса" - единичные предложения. Логическая асимметрия между универсальными и единичными предложениями играет фатальную роль только для индуктивиста-догматика. который желает брать уроки только у твердо установленного опыта и логики. Конвенционалист, конечно, может "допустить" такую логическую асимметрию: при этом он не обязан (хотя может) быть индуктивистом. Он "допускает" некоторые универсальные предложения, но не потому, что они дедуцируются (или выводятся индуктивно) из единичных.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ"
Книги похожие на "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Лакатос - Фальсификация и методология научно-исследовательских программ"
Отзывы читателей о книге "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ", комментарии и мнения людей о произведении.