» » » » С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила


Авторские права

С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила

Здесь можно скачать бесплатно "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Крестная сила, Нечистая сила
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крестная сила, Нечистая сила"

Описание и краткое содержание "Крестная сила, Нечистая сила" читать бесплатно онлайн.








В Смоленщине (около Юхнова) вздумал мужик сушить овин на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из "подлаза", на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнем и столь застращал виновною, что он за один год поседел как лунь. В вологодских краях гуменника настолько боятся, что не осмеливаются топить и чистить овин в одиночку: всегда ходят вдвоем или втроем.

Из Калужской губернии (Мещерского уезди) получились такие вести. Лет 40-50 тому назад одного силача, по имени Валуя, овинник согнул в ду1у на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел около ямы*. Пришел этот псвидимкд-сторож в виде человека и начал совать Балуя в овинную

* На Феклу-заревницу (зарево от овинных огней) прои^одят обыкновенно "замолотки" (начинаю! молотить по утрам с огнем): это первый именинный овин; на Покров - вторые именин^

10 Нечистая сила

печку, ла не мог изжарить силача, а только помял его и согнул. Самою овинника схватил мужик в охапку и закинул в огонь. Однако это не прошло ему даром: выместила злобная нечисть на сыне Валуя - тоже ражем детине и силаче и то?ке затоницшем опии пол великий праздник: гуменник поджег овии и спалил малою. Нашли его забитым пол стену и все руки в ссадинах - знать, отбивался кулаками.

На кулаках же ведут свои расчегы вес эти духи и тогда, когда случается, что они между собою нс поладят. Вот что пишут на этот счет из Белозерского уезда Новгородской губернии.

К одному крестьянину нриходиг вечером захожий человек и просит:

- Укрой меня к ночи -' пусти ночевать. - Вишь, у самого какая теснота. Ступай в баню: сегодня топили.

- Ну, вот и спасибо, я там и переночую. На другое утро вернулся чужак из бани и рассказывает:

"Лег я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужик, ровно бы нодовинник, и говорит:

- Эй, хозяин. На беседу к себе меня звал, л сам путаешь ночлежников: я вот его задушу. Поднялась той норой половица, и вышел сам банник. - Я его пустил, так я его и защищаю. Не тронь. И начали они бороться. Боролись долго, а все не могут одолеть друг друга. Вдруг банник крикнул: - Сыми крест да хлещи его.

Поднялся я кое-как, стал хлестать, - оба они и пропали".

Угождения и почесть гуменник так же любит, как все его нечистые родичи. Догадливые и статные люди не иначе начинают топить овин, как попросив у "хо

зяина" позволения. Л вологжане сохраняют еще такой обычай: после того как мужик сбросит с овина последний сноп, он, перед тем как ему уходить домой, обращаегся к овину лицом, снимает шапку и с низким поклоном говорит: "Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой".

Не отказывает овинник в своей помощи (но часч и предсказания судьбы) и тем девицам, которые настолько смелы, что дерзают мимо бань ходичь гадать к нему на гумно. Та, которой лосталась очередь гал^гь первой, поднимает на голову платье (как и в банях) и становится задом к окну сушила:

- Овинник-ролимчик, суждено, что ли, мне в нонешпем году замуж идти?

А гадают об этом всегда на Васильев вечер (в капуп Нового года), в полночь между вторыми и трегьими иегухами (излюбленное время у овинника и самое удобное для заговоров).

Погладит овинник голой рукой - девушка будет жить замужем белно, погладит мохнатой - богато жить. Иные в садило суют руку и делают подобные же выводы смотря но тому, как ее погладит. А если никто не тронет - значит в девках сидеть.

VI

КИКИМОРА

Нс столь многочисленные и не особенно опасные духи из нечисти под именем "кикиморы" принадлежат исключительно Великороссии, Х01Я корень этого слова указывает на ею древнее и общеславянское происхождение На то же указывают и остатки народных верований, сохранившихся среди славянских племен Так, в Белоруссии, сохранившей под шумок борьбы лвух вероучений - православного и католического - основы языческого культа, существует так называемая Мара Здесь указывают и те мес^а, где она заведомо живет (таких мест пишущему эги строки на мо1илевском Днепре и его пригоках указали счечом до пя^и), и повествуют об ее явлениях вживе В северной лесной России о Маре сохранилось самое смутное представление, и lo в очень немногих местах* Зато в Малороссии явно "аскают но улицам при всгрсче весны

* Например, в Пошехоны., где Мару представляют красивой, высокой девушкой, одеюи во все б(.лос, по зовут ее "полудпицеи >, относя прямо к "полевым духам > В Олонецкой губернии M^pa невидимое существо живущее в доме помимо домового, по с яв ными признаками кикиморы (пряде1 по ночам на прялке, которую забыли благословить, рвег кулслю, путает пряжу и т п )

(1 марта) с пением "веснянок" чучело, называя мое Марой или Мареной, а великорусский морок - ia же мрачность или темно1а - вызвала особенную момину на те случаи, когда эта морока желательна или вре\на для урожая

Так, например, в конце июля, называемом калини ками (от мученика Калиника, 29 июля), на всем ру(. ском севере моля1 Бога пронести калиники мороком, 1 е туманом, из опасения несчасгьЯ от проливных дож деи, особенно же oi градобоя Если же на этот день поднимаеюя туман, го рассчи1ывают па урожаи яровых хлебов ("припасая закрома на овес с ячменем") Солнце садится в мороке - всегда к дождю и проч

Если к самостоятельному слову "мор" приставии) слово "кика", в значении птичьего крика или киканья, то получится тот самый дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы Эта кикимора однозначуща с "шишиморой" под именем ее она зачастую и слывет во многих великорусских местностях А в этом случае имеется уже прямое указание на "шишей" или "шишигу" - явную нечис1ую силу, живущую обычно в овинах, играющую свадьбы свои в то время, К01да на проезжих дорогах вихри iioviliмают пыль столбом Это ie самые шиши, которые ему щают православных К шишам посылают в 1неве докучных или неприятных людей Наконец, "хмельные шиши" бываю1 у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков)

Из обманчивою и легкого как пух призрака южной России дух Мара у северных практических всликорос сов превратился в грубою духа, в мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам выходит прокази ib В иных избах Мара живе[ еще

охотнее и чемных и сырых местах, как, например, в голбцах пли подъизбицах. Отсюда и выходит она, чтобы проказить с вереченами, прялкой и начатой пряжей*. Она берет то н другое, садится прясть в любимом своем месте: в правом от входа углу, подле самой печи. Сюда обычно сметают сор, чтобы потом сжигать его в печи, а по выносить из избы на ветер и не накликан, беды и всякой порчи. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешка над ленивыми: "Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет".

Одни говорят (в Новгородской губернии), что кикиморы шалят по все святки; другие лают им для проказ одну только ночь под Рождество Христово. Тогда они треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Бывает также, что они хищнически стригут овен. Во всех других великорусских губерниях проказам шишиморы-кикиморы o'i водится безразлично все годичное время. Везде п все уверены также, что кикимора старается скрываться от людей, потому что если человеку удастся накинуть на нее крест, то она так и останется на месте.

Твердо убежденные в существовании злых сил, обитательницы северных лесов (вроде вологжанок) уверяют, что видели кикимору живою, и даже рассказывают на этот счет подробности:

- Оделась она по-бабьему в сарафан, только на голове кики не было, а волосы были распущены.

* В Калужской губернии (в Жиздрипском уезде) это же привилкние, которое видят в лунные ночи за самопрялкой или шитьем, IBK и называют - Марой, 3ia счрашная растрепанная Мара сидит и гремит самопрялкой. Как погремит, так и будешь одну куделю прясть целый лень; пошьет у кого, тот одну рубашку и педелю не кончит: все будег неренарыца1ь н ч.д.

Вышла она из голбца, села на пороге подле двери ч начала оглядываться. Как завидела, что все в in6e полегли спать и храпят, она подошла к любимому месту - к воронцу (широкой и толстой доске п виде полки, на которой лежат полати), сняла с него прялку н села на лавку прясть. И слышно, как свисгит у пей в руках веретено на всю избу, и как крутятся нитки и свертывается с прялки куделя. Сидит ли, пряден л". она беспрестанно подпрыгивает на одном месте (такая уже у пей особая привычка). Когда привидится она с прялкой на передней лавке, быть в той избе покойнику. Перед белой же у девиц-кружевниц (вологолских) она начинает перебирать и стучать коклюшками, подисшенными па кутузе-подушке. Кого невзлюбит - из той избы всех выгонит.

В тех же вологодских лесах (в Никольском уезде) в одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала ipcмсть посудой, звонить чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за нее бросили, и стояло то жилье пустое, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому что там совсем перестало "манить" (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и спрашивает у ребят: - Ушла ли от вас кошка? - Кошка жива, да' и котят принесла, - отвечали


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крестная сила, Нечистая сила"

Книги похожие на "Крестная сила, Нечистая сила" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С Максимов

С Максимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила"

Отзывы читателей о книге "Крестная сила, Нечистая сила", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.