С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крестная сила, Нечистая сила"
Описание и краткое содержание "Крестная сила, Нечистая сила" читать бесплатно онлайн.
В Орловской губернии (как, впрочем, и во многих других) с Иванова дня начинают ломать прутья березы лля банных веников. Делается это в том предположении, что веники, срезанные до Иванова дня, приносят вред для здоровья ("На теле будет "чес", т.е. чесотка). Вообще баня, купание в реках и умывание росой со
ставляют один из наиболее распространенных и народе купальских обычаеи. Местами этот обычай выродился даже в своеобразный обряд обливания водой всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, пишет об этом обряде наш орловский корреспондент, - одеваются в грязное, старое белье и отправляются с ведрами и кувшинами на реку, где наполняют их самою грязною, мучною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток". Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой и грязью. Начинается, таким образом, общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на реку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни, и девушки остаюгся в одеждах.
Относительно общенародного обычая - купаться в Иванов день - мы получили сведения почти со всей пентральной и северной полосы России, и только А. В. Балов сообщает, что в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что не только топит всякого неосторожного, но, затащивши в самую глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.
Кроме эпитетов "любовный", "веселый" и "чистоплотный", Иван Купала повсеместно именуется еще и
"1равником". Последнее название указывая на общснлролное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как рсчч в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускаюч Ивановой ночи и собирают целебные коренья и граны на весь год. Наибольшим вниманием их пользуется: 1. "Псгров-крест" - трава, похожая па простой горох без стручков (крест находится в корне, на глубине двух пршин, и вполне предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы). 2. "Чертогон" - 'грава с теми же свойствами: ее втыкают и трещину над воротами и калиткой - от колдунов, и под крышами - для изгнания чертей. 3. "Чернобыль-трава". Эту траву заплетают в плети и кладут их "под Иванову росу" с приговором: '"Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". 4. "Зяблица" - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но, для успешного лействия, ее нужно топить в молоке. 5. "Расперстьице" -трава "га сушится, и порошком ее присыпаются больные месга на теле (обрезы, нарывы, опухоли). В большом употреблении точно так же травы: "дивий сил", "мария-магдалина" (от тоски), "богоролская" трава (для окуривания отелившихся коров), а также специальный корень, носящий несколько рискованное название и предназначенный для снятия "порчи" с молодых.
XXXI
ПЕТРОВ ДЕНЬ
29 июня, день святых апостолов Петра и Павла, считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носит даже название "рыболова". Рыбаки ему молятся, служат молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать "Петру-рыболову на мирскую свечу", которая ставится в храме перед его образом.
Что касается прочего населения, то оно хотя и празднует день святых апостолов, но праздник этот не считается первостепенным и не связывается с какимилибо особыми религиозными обрядами. Местами же, как, например, в Вологодской губернии, крестьяне даже скептически относятся к петровскому посту, замечая, что пост этот выдумали попы вместе с бабами: "первые для того, чтобы собирать "петровщину" (сбор яйцами, маслом, сметаной), а вторые - с целью накопить масла и яиц". Впрочем, пример вологодских скептиков надо признать исключением, так как в остальной России петровский пост соблюдается в крестьянской среде во всей строгости церковного устава, а день "за
lOHiiii" считается праздничным днем. Так, например, ii Калужской губернии (Мещовский уезд) к этому дню iicfc- семенные, кому только есть возможность, стараются бы ib дома, а на столе после ужина оставляют объедки неубранными на том основании, что и доме собпраюгся все умершие предки тоже заговляться. Пожилые бабы уверяют при этом, что они много раз видели и слышали, "как упокойники заговляются, обгладынают кости и оставляют на столе раскрытую посуду, коюрая прежде была закрыта" (кошки словно и в счет не входят у этих суеверных баб).
С таким же почтением относятся крестьяне к к дню "разговин". В Вельском уезде Вологодской губернии до двадцатых годов минувшего столетия существовал даже обычай общих разговин всем миром: прихожане приводили к церкви быка, тут же убивали его и, сварив в больших коглах мясо, разговлялись все сообща. Когда возник этот оригинальный обычай - неизвестно, но уничтожен он, но сообщению нашего корреспондента, 1! двадцатых годах Вольским исправником.
В прочих местах Великороссии крестьяне хотя и не разговляются сообща, но каждая семья заблаговременно гоговится к Петрову дню: печет, жарит и варит и припасает водки. Последняя припасается в возможно большим количестве, -гак как все имеют и виду прием гостей ii родственников, которые в Петров день приезжают даже из дальних леревень. Но в этой праздничной пыiillUKe принимают участие главным образом только жеna'i ыс и старики, - деревенская же молодежь еще с вечера уходит в поле и здесь, вдали от родительского надчорл, проводит всю ночь, "карауля солнышко": по народному понятию, солнце в день Петра и Павла, как и is лень Светлого Христова Воскресения, играет какими-то особенными цветами, коюрые переливаются и искрятся,
как радуга (эгот обычаи караулигь солнце псриоиачально был установлен с целью отогна1ь or села русалок, которые 1} Петров дет) своими злыми шалостями причиняли немало преда посевам). Всгретив солнышко, молодежь обыкпопенно еще не расходится по домам, а заплетает пенки на вечках деревьев, преимущестпенно на березе, с теми же символами, какие придаются осикам па Троицын день.
В круговороге земледельческих работ Петроп день хотя и считается началом покоса чрав, но почти не связывается с какими-нибудь особыми приметами. Говорят только, что "с Петрова дня зарница хлеб зарит" и что "если просо в Петров день ц ложку, то будет его и па ложку".
Что касается других, пеземледельческих примет, то их почти нс существует. Только в Тамбовской губернии верят, что речное купание в Петров день очищает от любодейных грехон.
XXXII
ИЛЬИН ДЕНЬ
На огненноп колеснице могучий седой старен с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни явшся этог грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, с ^ерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его "розных очей не остановится на зрелищах земных нссчастий. Совершив правосудие неба, он как бурный вихрь мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри да но ветру развевается белая, серебристая борода.
Таков, по воззрениям народа, Илья-пророк, олицеэворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именуется "грозным", и повсюду лень, посвященный его памяти (20 июля), считается одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, свои
села и скотину. Самый же день 20 июля крестьяне называю г "сердитым" и проводят его в полнейшей праздности, так как даже пу^ая работа счшается великим грехом и может навлечь гнев Ильи Если в этот день на небе появягся тучки, народ с боязнью следит за ними глазами; если дело доходит до грозы, то боязнь эта перехолит в панический страх псе население забивается в дома, затворяет наглухо двери, занавешивает окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молит пророка сменить гнев на милость
В некоторых местах предупредительные меры принимаются даже накануне Ильина дня Так, в Никольске Вологодской губернии крестьяне еще с вечера окуривают свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальна и тому подобных, или закрывают полотном, или же вовсе выносят из избы на том основании, что будто бы пророк Илья считает такие предметы предосудиюльной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляют дарами: крестьяне в этот день приносят в церковь "под свято" ногу барана, пчелиного меду, пиво, колосьев свежей ржи и зеленого гороха. Но по вопросу о том, 410 из этих предметов всего более yi одно Илье, происходит разногласие. Одни стоят за пчелиный мел, другие доказывают преимущество баранины. На этот счет в Орловском уезде Вятской 1убернии народная фантазия создала даже целую легенду. Двое соседей заспорили между собой, что следует приносить в жертву Илье-пророку, чтобы вовремя были дожди. Один из них, занимавшийся овцеводством, доказывал, что в жертву - или, как говорят в деревнях, "под свято" - следует приносить овец, а другой, водивший пчел, спорил, что дары следует приносить от пчел. Долго спорили соседи и наконец подрались. А подрав
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крестная сила, Нечистая сила"
Книги похожие на "Крестная сила, Нечистая сила" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила"
Отзывы читателей о книге "Крестная сила, Нечистая сила", комментарии и мнения людей о произведении.