» » » » С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила


Авторские права

С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила

Здесь можно скачать бесплатно "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Крестная сила, Нечистая сила
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крестная сила, Нечистая сила"

Описание и краткое содержание "Крестная сила, Нечистая сила" читать бесплатно онлайн.








* Нлпримср, в Орловской губернии рели н качели начинаю!игран) ]лап]1у10 роль именно н неркый раз в экм день, во нюроп p^i - па следующий Духов день и в третий и последний -- в liLCLHarcKOC воскресенье (и на этот день в значительно ужи меньшем числе). Бес sill ipn i.)6eiiii)iL' рели сонропижлаюгся людными Ji веселыми гуляньями, с взаимными угощениями молодели пряниками, подсолнухами и другими сластями.

в момент се появления, берет мужа за уши и трижды целует и снова кланяется ему и по нее четыре стороны. При уходе молодой, а иногда при се появлении начинается вслух оценка ее качеств и разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имели грешки. Мололухи обыкновенно стесняются этого обычая и говорят: "Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю".

XXVIII

ОЛЕНЫ-ЛЕННИЧИ

День святых равноапостольных Константина и Елены (21 мая) на языке народа носит несколько странное название - "Олены-Ленничи". Но название это имеет самое простое объяснение: с 21 мая кресгьянс начинают обыкновенно сеять лен, и созвучие этого слова "лен" - со словом "Олена" (Елена) и дало повод к появлению особого названия "Олены-Ленничи". В таком же ходу и другое название этого праздника - "Олена длинные льны"*.

Из числа народных обычаев, приуроченных к этому дню, более других представляют интерес те особые приемы, которыми обставляется посев льна. Для того чтобы лен родился хорошо, бабы кладут в мешок с семенами печеные яйца, а мужик, который будет сеять лен, должен подбрасывать эти яйца как можно выше, потому что, чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен. Еще интереснее другой обычай, при помощи которого бабы "обманывают лен". Для

* День святых Константина и Елены называется также "овсянником", так как с этого дня сеют овес.

этого при посеве льна баба раздевается лопага в том расчете, что лен, глядя на ее наготу, сжалится над ней и полумает: "Это баба бедная - у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться". Очень характерно при этом, что сами бабы не отдают себе ясного отчета, кого, собственно, они имеют в виду разжалобить: лен ли, или святую Елену, в день которой этот злак сеется. Вернее, впрочем, предположить, что бабы имеют в виду нс Елену, а именно лен, который в данном случае как бы олицетворяется.

XXIX

АГРАФЕНА-КУПАЛЬНИЦА

Купальницей святая Аграфена называется потому, что лень ее памяти падает как раз на канун Ивана Купалы (23 июня). Впрочем, некоторые обычаи и обряды, связанные с этим днем, позволяют заключить, что святая Аграфена получила эпитет "купальницы" сама по себе, без всякого отношения к Ивану Купало.

Так, по всему северу России, и в особенности в Вологодской губернии, крестьяне заготовляют в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветви. Иногда, впрочем, веники делаются из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входит но ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по цветку разных сортов. Это уже, так сказать, ритуальные веники: одними из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив).

Как и на Ивана-Травника, п лень Аграфены-Купальницы лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, непременно читают самодельные молитвы, приуроченные к этому дню, как к кануну Ивана Купалы. Вот образец таких молитв, записанных в Тамбовской губернии: "Лягу я помолясь, встану я перекрестясь, умоюсь иорданскою водою, утрусь духоверною 1равою (духовною ^или луховерною травою называется лен и конопля), пойду на восточную сгорону. На восточной счороне стоит соборная церковь, войду я вэгу церковь. Богу помолюсь, Ангелу доложусь. Ангел донесет Санаохну, СаsaoxB донесет Христу, Царю Небесному". В других молитвах смысла еще меньше, хотя попадаются между ними и такие, которые по языку несколько напоминают церковные возношения. "Буде верой ли раб Божий молиться, - говорится в одной такой молитве, - о ipexax ли ты, душа, каешься, то душу твою я облачающс, лушу твою я навещу и дом твой просвещу".

Достойно замечания, что в Вологодской i убернии день святой Аграфены кое-где вызывает усиленное внимание к нищей братии, для которой среди деревни (например, в деревне Филяеве) ставятся столы с постными яствами. Нищих сюда является иногда человек до 300, и все они едят на счет деревни.

Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены-Купальницы все девушки, взрослые и подростки, расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: "Умойте". В переводе на обыкновенный язык это значит: дайте что-нибудь из девичьих украшений - серег, ленточек, бус и проч.

XXX

ИВАН КУПАЛА

Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых народных песен и что в действительности купальские праздники совершались во времена язычества в честь свадьбы бога солнца, супругой которого являлась светоносная заря-зарница, красная девица. "Купальские игрища и праздники, - пишет наш корреспондент из Ярославской губернии А. В. Балов, совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников "купальские".

"Впоследствии, под влиянием христианского вероучения, следы этого праздника во многих мес-iax быстро исчезали. В других же местах следы эти сохранились и до настоящего времени, причем, так как день святого Иоанна Предтечи совпадал с купальскими праздниками, то с распространением в народе христианства этот Иванов день в отличие от других Ивановых

лнен (например, Ицана Постного и т.л.) стал называгься днем Ивана Купалы".

Вывод А. В. Балова ггодтвержлается до некоторой степени и другими известиями, полученными из Нижегородской губернии. Здесь, в окрсстносгях села Иванцена и даже в самом Лукоянове, до нашего времени сохранились следы древних языческих праздников в честь Ярилы. За неделю до Иванова дня в Лукоянове бывает торг и крестьянское гулянье, которое носит в пароле название "молодой Ярило", а в следующий затем базарный день, перед самым Ивановым днем, бываег вновь большой базар и гулянье, известное под названием "старый Ярило".

В настоящее время от языческих празднеств, разумеется, сохранилось одно название, но замечательно, что и на пространстве целых тысячелетий народ всетаки успел сохранить тот дух купальских празднеств и то веселье, которые были свойственны и языческой эпохе. Так, в песнях, которые распеваются в деревнях, Купала и сейчас называется "любовным", "чистоплотным", "веселым". В одной из купальских песен прямо говорится: "Ли, Купала наш веселый, кпязюшка наш летний, добрый".

Все эти эпитеты, которыми наделяет Купалу народная песня, находят свое объяснение в целом ряде обычаев, приуроченных к этому дню. Так, "любовным" Купала называется, между прочим, потому, что в его день, раз в году, расцветает папоротник, при помощи которого, 110 словам одной купальской песни, "сердце девичье 01нями зажигают на любовь". Впрочем, сердца деревенской молодежи зажигаются и без папоротника, потому что еще накануне Купалы рощи, берега рек, леса и луга оглашаются веселыми хороводными пес

нями, и парни и девушки вместе ищут чудодейственные травы вдали от строгих глаз матерей и отцон.

"Чистоплотным" Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью отыскать целебную силу поутру Иванова дня вологодские бабы "черпают росу"; для этого берется чистая скатерть и "бурак", с которыми и отправляются на луг. Злесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть" и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губернии накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно моют у колодца или на реке так называемые квашенки, т.е. кадушки, в которых водят тесто для ржаного хлеба. (По замечанию нашего корреспондента, эти квашенки только и моются один раз в год.)

В Пензенской губернии точно так же "чернагсп росу", хотя здесь она служит не только для здоровья, по и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Впрочем, от клопов существует и другое, более радикальное средство: когда в дом придет священник и, окропивши святой водой, станет уходить, то нужно велел ему мести пол, приговаривая: "Куда пои, туда и клоп". После этого уже ни одного клопа не осганегся, так как все они перейдут в тот дом, куда далее направится священник.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крестная сила, Нечистая сила"

Книги похожие на "Крестная сила, Нечистая сила" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С Максимов

С Максимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила"

Отзывы читателей о книге "Крестная сила, Нечистая сила", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.