Лев Шестов - Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)"
Описание и краткое содержание "Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)" читать бесплатно онлайн.
l Philosophische Hefte. Hrsg. von M.Beck. Berlin, 1928.
li 10 октября 1841 г., через год после помолвки, 27-летний Серен окончательно порвал отношения с Региной и уехал в Берлин. "Его разрыв с невестой - для всех нас факт второстепенный, ничтожного значения - приобрел для него размеры великого исторического события. И не будет преувеличением, если мы скажем, что характер его философии определился именно тем, что по воле судьбы ему пришлось такой незначительный факт испытать как историческое событие - как "землетрясение", выражаясь его собственными словами" (Шестов Л. Киргегард - религиозный философ ?? [УО, 235 - 236] ).
lii "Книги, большие и малые, статьи, назидательные речи, дневники следуют друг за другом с изумительной быстротой - за 15 лет, которые ему осталось жить (он умер 11 ноября 1855 г.), написанное им составило 28 томов - 14 сочинений, 14 дневников. Первая его книга называется "Все или ничего" ("Entweder-Oder" [Bd. IX]. - Ред.), и уже одно заглавие свидетельствует о том направлении, какое приняла мысль Киргегарда. Столь же характерно и название его второй книги: "Страх и Трепет" и приложенного к ней небольшого полубеллетристического, полуфилософского произведения - "Повторение". В первой речь идет о жертве Авраама, во второй - о книге Иова. Через 9 лет после появления "Страха и Трепета" он сам пишет в дневнике своем: "Ужас должен охватить человека перед мрачным пафосом, пронизывающим эту книгу" (Tagebucher, II, S. 89. - Ред.). То, что он говорит о "Страхе и Трепете", можно сказать обо всех его сочинениях, обо всем, что он написал. И в книге "Что такое страх", и в "Болезни к смерти", и в "Упражнениях в христианстве", и в его речах "Жало в плоть", "Какая разница между апостолом и пророком", "В праве ли человек ради истины отдать себя на растерзание", равно как и в тех книгах, которые своим заглавием не выдают своего содержания, как "Этапы жизненного пути", "Философские крохи" и т.д., - во всем, что он писал, чувствуется тот неслыханно мрачный и тяжелый пафос, который сам Киргегард отметил в "Страхе и Трепете"" [УО, 236 - 237; АИ, 128].
liii Киргегард был отнюдь не одинок в критике гегелевской философии. В 40-е годы XIX века гегелевский дух продолжал царить в философии далеко за пределами Германии. Однако господство его обнаруживалось скорее уже в негативной форме. Интеллектуальная ситуация эпохи определялась всесторонним отталкиванием от спекулятивного идеализма и противоборством ему. Шеллинг, выступивший в 1841?42 г. со своими лекциями по "Философии откровения", окончательно разочаровал современников в самой манере спекулятивного философствования. "Юноши", собравшиеся в аудитории Берлинского университета, чтобы выслушать это "откровение", каждый на свой лад, но единодушно отвергли его. Замечательно, что в той аудитории собрались на время люди, с именами которых связаны едва ли не самые значительные направления философской, религиозной, исторической, социальной, политической мысли начала XX века. Вместе с 28-летним Киргегардом Шеллинга слушали Михаил Бакунин (27 лет), левые гегельянцы А.Руге, А.Чешковский и Ф.Энгельс (21 г.), Якоб Бурхардт (23 г.), историки Иоганн Дройзен (33 г.) и 46-летний Леопольд фон Ранке, логик и историк философии Ф.Трендленбург, а также М.Н.Катков (23 г.) и С.М.Соловьев (21 г.). Большинство отзывов о лекциях Шеллинга были резко отрицательными. См.: Schelling F. Philosophie der Offenbarung. 1841/42. Hrsg. und eingel. von M.Frank. Anhang III (Dokumente zu Schellings erstem Vorlesungszyclus in Berlin: Horerberichte, Zeitschriftenartikel, Zeitgenossische Brief- und Tagebuchau?erungen). Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1977, S. 419 - 503.
"Шеллинг пустословит нестерпимо, - писал С.Киргегард своему старшему брату Петеру 27 февраля 1942 г. - ...Я, видно, слишком стар, чтобы слушать лекции, а Шеллинг слишком стар, чтобы их читать. Все его учение о потенциях свидетельствует о глубочайшей импотенции" (ibid., S. 456).
Ср. брань А.Шопенгауэра: "Гегелевская философия всецело изобретена для доходной мудрости кафедры: ведь она вместо мыслей содержит одни только слова..." (Шопенгауэр А. Новые паралипомены 1810 - 1860, 73 - 85 ?? Полное собр. соч. М., т. IV, с. 23 и след.).
Позитивное естествознание резко противопоставляло свой метод натурфилософским спекуляциям. Историческое познание не менее резко противопоставляло уникальную фактичность исторического события спекулятивному схематизму (Историк Л.Ранке еще в 1824 г. писал в своей антиромантической книге "К критике новейших историографов": "У нас со своей стороны - иное понятие об истории. Голая истина без прикрас; основательное исследование любой детали; все прочее - как богу угодно, только ничего не выдумывать, даже и в самом малом, только никаких умственных плетений". Цит. по: Михайлов А.В. Эстетические идеи немецкого романтизма ?? Эстетика немецкого романтизма. М.: Искусство, 1987, с. 41. - Ред.). В эстетической теории, в культурологии, в теории права, прежде же всего в социально-политической мысли шла аналогичная борьба. Попросту ли отвергали спекулятивный идеализм, пытались ли его критически преодолеть или "поставить с головы на ноги", как это делали левые гегельянцы и К.Маркс, - во всех этих насмешках, критиках и "преодолениях" был некий общий пафос. С большей или меньшей вразумительностью стремились дать слово "самим вещам": фактам, событиям, жизни, поступкам, практике, "частному" лицу - словом, бытию, поскольку оно не сводится к бытию мысли; действию, поскольку оно не сводится к объясняющему действию мысли, а способно стать реально преобразующим мир; жизни, поскольку она является не средством для философии, а самоцелью; наконец, частному лицу, индивиду, единичному субъекту, поскольку он не сводится к части некой объективной тотальности, не является лишь исчезающим моментом некоего всеобщего субъекта.
Именно интуиция бытия как не-мысли, пробужденная тотальным исчерпанием у Гегеля идеи бытия как бытия мысли, невнятно сказывается в "материалистическом", "политэкономическом", "виталистическом", "иррационалистическом" самоистолковании философии. Здесь же исток экзистенциальной философии, но измерение мышления, в котором она развертывается, и соответствующее направление критики - другие. Экзистенциализм исходит из уникального бытия личности, уникальностью, конкретностью и внутренней безусловностью превосходящего "разумную действительность", частью которой оно само вроде бы является, - как абстракцию, как лишь возможность. Наряду с религиозно-экзистенциальным персонализмом Киргегарда следует упомянуть в этом контексте антропологизм Л.Фейербаха, очень близкого Киргегарду в некоторых пунктах, и рационалистический персонализм А.И.Герцена (сказавшийся, например, в его письме сыну "С того берега". См.: Герцен А.И. Собр. соч. в тридцати томах. М.: АН СССР, 1955, т. VI, с. 7 - 142. См. также: Шпет Г.Г. Философское мировоззрение Герцена. Петроград: Колос, 1921).
liv "(? (((?((((, ? ( ?(, (((?(((((, ?(((( (? (((?((((((( ((((?((((( ?( (?( ?((((, ?((, ?(( ?( ((( ((((( ((?((( (((?( ((((( ? ((((( ((("(((." "Чтобы нам не сделаться чем-то вроде мизологов, как становятся мизантропами, ибо нет, говорит, более того зла, как ненависть к разуму (слову)". Ср.: Платон. Государство, III, 411d.
lv Платон. Федон, 97c - 99c.
lvi Платон. Пир, 203b - 204c.
lvii "(?(((((( (? (?((( "(( (? ((?(( (((((...(((... (? (((...(((( ?(( (?((((( ?(? ((? (?(((((... ((? ("((( (((? (? (((((?( ((? (tm)( (? (?( (((?((( ((? (tm)( (?( ?((((( (?((( ((( (?("(, (tm)(((((?((( ?(((( (tm)( ((((?( (tm)( ((? (?(((((." ("Катарсис" ((?(((((( - "очищение"), "катармой" ((((((((... - "очищение"), "телетай" (((((((... - "посвящения") - термины орфических таинств и ритуалов корибантов, жрецов Кибелы, часто используемые Платоном (Федр, 234d, Пир, 215c-e, Эвтидем, 277d-e и др.). Платон же и рационализировал смысл этих терминов, представив в качестве очищающего и посвящающего действа само мышление в его философски сосредоточенной форме (см.: Платон. Законы 790d - 791a; Федон 69b; Софист 227c; Федр 244e).
lviii Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) - фригийский раб, ученик римского стоика Музония Руфа. До нас дошли "Беседы" или "Диатрибы" Эпиктета, записанные его учеником Флавием Аррианом, и так называемое "Руководство" ("Enchiridion"). См.: Беседы Эпитета. Пер. Г.А.Тароняна ?? ВДИ, 1975, ? 2 с. 211 - 253; ? 3, с. 219 - 259; ? 4, с. 209 - 234; 1976, ? 1, с. 217 - 249; ? 2, с. 197 - 237. Цитируемый отрывок: ВДИ, 1975, ? 2, с. 213; Зевс здесь обращается не к Хризиппу, а к самому Эпиктету.
Хризипп (281?278 - 208?205 гг. до н.э.) - греческий философ, один из основателей стоицизма.
lix N?.: "...Моральный закон выражает не что иное, как автономию чистого практического разума, т.е. свободы, и эта свобода сама есть формальное условие всех максим, только при котором и могут они быть согласны с высшим практическим законом" (Кант И. Критика практического разума, ч. 1, ( 8 ?? Соч. в шести томах. М., т. 4 (1), с. 351). "Автономия есть, таким образом, основание достоинства человека и всякого разумного естества" (там же, с. 278). Отношение философии Шестова к кантовской детально исследовано в сочинении: Janoska G. Kant und Schestov. Ein Bei trag zum Glaubensproblem. Graz: Schmidt - Dengler Verlag, 1951. Ср. также работу: Миртов Д. Нравственная автономия по Канту и Ницше. СПб., 1905.
lx Заглавие воспроизводит название небольшой работы Киргегарда: Kierkegaard S. Der Pfahl im Fleisch. Deutsch von Th. Haecker. Innsbruck: Brenner Verlag, 1923. Это слова из II послания к Коринфянам ап. Павла (12, 7): "Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)"
Книги похожие на "Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Шестов - Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)"
Отзывы читателей о книге "Киргегард и экзистенциональная философия (глас вопиющего в пустыне)", комментарии и мнения людей о произведении.