» » » Борис Деревенский - Представление о христианах в античном обществе


Авторские права

Борис Деревенский - Представление о христианах в античном обществе

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Деревенский - Представление о христианах в античном обществе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Представление о христианах в античном обществе
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Представление о христианах в античном обществе"

Описание и краткое содержание "Представление о христианах в античном обществе" читать бесплатно онлайн.








Санкт-Петербург, 2004

[1] По крайней мере, до нас не дошло ни одного соответствующего текста. Те довольно поздние по времени эдикты императора Максимина, в которых осуждающе говорится о христианах и которые цитирует Евсевий Кесарийский (Церковная история, VIII, 17, 3-10; IX, 7, 3-14), сами по себе не являются теми указами, которые открыли гонения.

[2] «Пустое суеверие» (vana superstitio) – выражение Вергилия в «Энеиде», VIII, 187.

[3] В речи Цецилия из сочинения Минуция Феликса – formido («страх [перед божеством]»), собственно, и означает superstitio (Октавий, 5). Однако formido deorum, по-видимому, отличалось от timor deorum (благоговейного страха перед божеством – Гораций. Оды, II, 3, 295). Последнее словосочетание в форме timor Dei, timor Domini, timor Christi («страх Божий», «страх Господень») вошло в Новый Завет (Деян 9:31; Рим 3:18; 2 Кор 2:5; 7:1; Еф 5:21; Лаод 1:10 по Вульгате).

[4] См. комментарии Г. А. Стратановского в кн.: Феофраст. Характеры. М., 1993. С. 101.

[5] Перевод М. И. Рижского.

[6] В соответствии с этим Порфирий Тирский называл христианство «варварским безрассудством» (ba, rbaron evxw, keilen to, lmhma), подчеркивая, с одной стороны, его случайность («безрассудство»), а с другой – чужеродность и враждебность цивилизации («варварское») (Евсевий. Церковная история, VI, 19, 7). И все же первым охарактеризовал христианство как «варварскую философию» раннецерковный апологет Титиан (II в.), бравируя этим и противопоставляя подлинную «варварскую мудрость» ложной – «эллинской» (Слово к эллинам, 29; 31; 35; 42).

[7] Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Пер с англ. Под ред. Н. В. Брагинской. Т. I-II (I, II). Москва-Иерусалим, 2000. В конце концов отношение к иудаизму как к суеверию усвоили и христиане, хотя сами носили то же клеймо. «Христиане не признают богов, чтимых эллинами, и не соблюдают иудейского суеверия», – читаем в церковном Послании к Диогнету, I, 1, относимому ко II веку. Отцы Церкви презирали и высмеивали «иудейское суеверие» ничуть не меньше своих «языческих» предшественников (см., например: Евсевий. Церковная история, VI, 12, 1; Иероним. Письма, 52, 10; 107, 8).

[8] Моммзен Т. История Рима. Т. V. М., 1949. Гл. XI. Иудея и иудеи. С. 445, 482.

[9] Выражение Иоанна Златоуста (Против иудеев, I, 7). Уже первый христианский император Константин Великий (305-337 гг.) призвал христиан отделиться от «постыдного сообщества», «совершившего богоубийство и отцеубийство» (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина, III, 18). Официальный запрет на общение с «лицами еврейского вероисповедания» наложен постановлениями Вселенских соборов: VI-м (11-е правило) и VII-м (8-е правило).

[10] Перевод Е. Г. Рабинович (2002 г.).

[11] Болотов В. В. Гонение на христиан при Нероне. СПб, 1903. С. 8.

[12] Ricci S.; Toy C. H; Jacobs J.; Broyda I. Paleography // The Jewish Encyclopedia. New-York-London, 1905-1906. T. 9. P. 471; Дубнов С. М. История евреев в Европе от начала их поселения до конца XVIII века. Т. 1. Средние века до Крестовых походов. Иерусалим-Москва, «Гешарим», 2003. С. 10-13.

[13] У Тертуллиана сказано: in ista civitate. Некоторые издатели переводят: «в вашем городе», разумея Рим.

[14] См.: Leclercq H. Ane // Dictionnaire d'Archeologie chretienne et liturgie. Par F. Gabrol. Paris, 1907. T. 1. Col. 2045, 2046, fig. 586, 587.

[15] Увидеть во сне осла считалось у евреев добрым предзнаменованием именно потому, что на осле должен был въехать в Иерусалим Мессия Израилев (ВТ Берахот, 56b).

[16] Зелинский Ф. Асинарии. // Еврейская энциклопедия. Т. III. СПб, 1908. С. 271.

[17] В гностическом «Апокрифе Иоанна», 11, среди небесных архонтов, носящих личины разных животных, называется Элоайну (=Элохим) с обличием осла. Согласно же Цельсу, обличие осла имел архонт Тафабаоф или Оноил («Бог-осел») (Ориген. Против Цельса, VI, 30. – Ориген поясняет, то этого архонта почитали офиты). Далее Цельс обращается к христианам со следующей укоризной: «Ради такого чудовищного заблуждения, в защиту ваших диковинных советников и тех диковинных слов (=молитв), с которыми вы обращаетесь ко льву, амфибии, ослинообразному существу и к прочим, ради этих божественных привратников, чьи и имена-то вы с трудом выучили, – вы, несчастные, переносите жестокие пытки и погибаете на столбах» (там же, VII, 40).

[18] Jacobi A. XXV (1927), pp. 265 sqq; Штерн М. Указ. соч. Т. I. С. 98.

[19] Ювенал. Сатиры, XV, 10: «Что за святой народ, у которого боги заводятся даже в огороде!» Филострат. Жизнь Аполлония, VI, 21: «всяческому богохульству, святотатству и шутовству такие боги внушают не страх, но презрение!» См. также: Сив 3:30-32; Филон. О посольстве к Гаю, 162-163; Жизнь Моисея, II, 196; Лукиан. Собрание богов, 10 и др.

[20] Лучицкая С. И. Образ Другого: мусульмане в хрониках Крестовых походов. СПб, 2001. С. 70-96, 122-141.

[21] Там же, с. 94.

[22] Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии). – В кн.: Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. М., 1998. С. 634.

[23] Тамже, с. 637.

[24] Krauss S. Ass-Worship // The Jewish Encylcopedia. New-York-London, 1906. T. 2. P. 223. С. Краус отмечает, что слово Onocoetes-ovnokoi, thj сложено по образцу parakoi, thj («наложник», «сожитель»). В рукописных копиях сочинения Тертуллиана «К народам» это слово пишется по разному: Onocoetes, Onocoites, Onocoetae и даже Onocholtes. Видимо, копиисты не понимали этого слова.

[25] Зелинский Ф. Указ. соч. С. 272.

[26] См.: Tertullian. To the heathen (Ad Nationes). Transl. by Dr. Holmes. – http://www. ccel. org/fathers2/

[27] Johansson W. The Historical Guilt of the Christian Church. – http://www. galha. org/ptt/lib/hic/johansson. html.

[28] Krauss S. Ibid.

[29] Krauss S. Op. cit. P. 223; Leclercq H. Croix et Crucifix // Dictionnaire d'Archeologie chretienne et liturgie. Par F. Gabrol. Paris, 1907. T. III. Col. 3055.

[30] Зелинский Ф. Указ. соч. С. 273.

[31] Пер. Ф. А. Петровского (1937 г.). В оригинале вторая строка выглядит так: Nil praeter nubes et caeli numen adorant, букв.: «ничему не поклоняются кроме облаков и неба». Как и в подобных пассажах Флора и Петрония, здесь предлагается конъектура caeli («неба») – cilli («осла»), но здесь она уместна менее всего. О почитании иудеями неба Ювенал говорит и в другом месте (VI, 545).

[32] Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы. Казань, 1892. С. 124 сл.

[33] Часто встречающееся христианское выражение: advolvi presbiteris volutando – «припадать к ногам пресвитера». Там же, с. 120.

[34] См.: Krauss S. Op. cit. P. 224, где сближение иудаизма с культом Диониса объясняется схожестью имен «Саваоф» и «Сабазий», а также существованием изображения золотой виноградной лозы в Иерусалимском храме. Об эллинизации иудеев Палестины и попытках внедрения у них, в частности, культа Диониса см.: 2 Мак 6:7; 3 Мак 2:21.

[35] Перевод Д. Сергеевского (1991 г.).

[36] Средневековый христианский копиист, верно уловив иронию в обозначении «удивительная мудрость», гневно написал на полях рукописи, обращаясь к автору: «Конечно удивительная, о скверный! но не удивительно, что красота ее при твоей слепоте и кичливости тебе непонятна и невидима» (Lucianic work, 55, 11).

[37] В 308 г. в Риме, во время пожара в храме Фортуны сбежавшийся народ растерзал солдата, осмелившегося произнести «хулу против богини» (Зосим. Новая история, II, 13, 1).

[38] Лукиан по этому поводу иронизирует в «Гермотиме», 39: «У каждого из тех, кого мы будем обыскивать, обязательно что-нибудь найдется: у одного кубки, у другого чаша, у третьего венок… Но что именно эта вещь принадлежит храму – остается неясным. Таким образом, неизбежно возникает затруднение: кого же считать святотатцем (i`ero, sulon)?» (перевод Н. Баранова, 1991 г.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Представление о христианах в античном обществе"

Книги похожие на "Представление о христианах в античном обществе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Деревенский

Борис Деревенский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Деревенский - Представление о христианах в античном обществе"

Отзывы читателей о книге "Представление о христианах в античном обществе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.