» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






18.07. Против лжи и злословия

(Слово о злоязычнем человеце)

Бог дал нам язык для того, чтобы мы говорили истину, а не ложь; чтоб друг друга назидали, поддерживали на пути ко спасению, а не для того, чтобы друг друга обманывали. А между тем, особенно за последнее время, видим, что ложь вместе с злословием и наушничеством положительно господствуют между нами. Лжем мы просто так по привычке: лжем для шутки; лжем иногда для того, чтобы сделать ближнему зло; лжем из-за корысти; лжем из-за лести. Грешим злословием и насмешками; грешим наушничеством. Хорошо ли это? Нет, весьма худо; ибо и простая ложь есть мерзость пред Господом, как и говорит Соломон: мерзость Господеви устне лживы (Притч. 12, 22). А ложь вредная, ложь, с коварством и наушничеством соединенная, есть двойная мерзость; ибо последствия ее для ближних часто бывают ужасны.

"Муж двуязычный, говорит о сем в Прологе слово церковное, разделит друзей, между мирно живущими поселит клевету и ссоры… Наушник и двуязычник заслуживают проклятия, ибо многих миролюбивых сгубили. Язык лживый многих возмутил и погубил, так что от языка и города твердые разрушились, и дома богатых развратились. Язык лживый добрых жен изгнал из домов и лишил их плодов от трудов своих. Кто слушает его, не найдет покоя и не проживет мирно. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько пали от языка. Блажен, кто укроется от него и кто избежит ярости его".

Не ясно ли отсюда, братие, что и всякая, а в особенности ложь, с наушничеством соединенная, может вести за собою самые гибельные последствия и, следовательно, подлинно есть мерзость пред Господом? Конечно так, ибо это мы можем подтвердить, кроме Соломона, и другими местами из слова Божия: язык — небольшой член, говорит Апостол, но много действует. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И языка огонь, скопище неправды: он заражает все тело, и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… Это неукротимое зло! Он исполнен смертного яда (Иак. 3, 5. 6. 8). Так же учит и Сирах: язык трегубый многи потрясе, и разлучи я от языка в язык, и грады тверды разори, и домы вельможей преврати. Внемляй ему не имать обрести покоя, ниже вселится с безмолвием (Сир. 28. 16–19). И в самом деле: не язык ли чаше всего поселяет семя несогласии и раздоров между супругами, между домашними, между старшими и младшими, начальниками и подчиненными, между друзьями и соседями? Не язык ли многих лишил мест, а с ними и насущного хлеба? Не язык ли многих довел до отчаяния? Все это, братие, горькая, но и непреложная истина?

Будем же бегать лжи, как смертоносного яда. Будем непрестанно помнить, что она гибель за собою другим несет, а потому, за то и лжецу грозит гибелью, как и сказано: погубит (Господь) вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7). Будем помнить, что этот грех, есть прямо грех дьявольский. Вы отца вашего дьявола есте, говорить Господь про лжецов-иудеев, и похоти отца вашею хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит; егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи (Ин. 8, 44). А, помня это, поставим себе за всегдашнее и постоянное правило говорить одну правду, обращаться со всеми искренно, без лжи и обмана, — без притворства и лести; будем остерегаться передавать речи одних другим без необходимости, или не наушничать, не оскорблять чести других, не поносить, не насмехаться над другими, не судить, наконец, и не осуждать никого. Аминь.

Июль. 19-й и 20-й дни. О духовных завещаниях

(Слово св. Иоанна Златоустого о милостыни, яко и по смерти милостыня добра есть. Слово о покаянии)

Многие из нас оставляют завещания на случай своей смерти. Одни в этих завещаниях оставляют жертвы церквам, монастырям и бедным, в надежды получить за это помилование от Бога; а другие на добрые дела ничего не завещают, думая, что если творить добро, то надо творить оное при жизни, а добро по смерти несть добро. Как вы думаете, братие, справедливо рассуждают последние или нет? По-нашему мнению, несправедливо; ибо, во 1-х, лучше поздно сделать добро, чем никогда; а во 2-х, о том, что пользу делать душе добро, и в завещаниях оставляемое, свидетельствует и такой великий учитель, каков св. Златоуст.

Так, в слове о милостыне, "яко и по смерти милостыня добро есть", он между прочим говорит: "можно и при последнем издыхании милостынею Богу угодить, хотя, конечно, и не так, как можно было бы при жизни. Но, что возможно это, — то истина. Как и каким образом? Если при смерти, хотя уже и по нужде, напишешь в завещании Христа вместе с твоими наследниками, дашь и Ему часть от твоего имения, то выйдет так, что ты как бы накормил Его при жизни, хотя это сделал, уже отходя из нее. И когда уже становишься не господином своего имения, дай и тогда Ему часть, чтобы разрешить грех нечеловеколюбия. Иначе, какую же получишь милость, когда, и жив будучи, не питал Его, и при смерти не хочешь и малый принести Ему дар"? (Прол. Июля 19). Так говорит св. Златоуст. Но, в подтверждение нашей мысли, говорит и еще слово церковное о покаянии, положенное в Прологе 20 на июля. Там читаем: "Поне на конец жития твоего заповеждь твоим подати убогим и помощника тебе сотворити милостынями и приношениями. Напиши в завете твоем с чады твоими и сродники, небесного Владыку причастника твоему ИМЕНИЮ быти, глаголюща: убогие накорми; и Аз Сам споручник буду, яко Царствия Небесного не лишен будеши. И паки: да никтоже лжу мнит, еже по смерти милостыни творити; но добро, и благоугодно, и благоприятно".

Итак, несомненно, что жертвы, оставляемые и в завещаниях, должны быть угодны Богу и могут принести пользу нашей душе. Помимо приведенного учения о сем св. отцов, это нетрудно понять и по простому рассуждению. Все мы веруем, что молитвы, творимые живыми за умерших, приносят пользу последним. А если твое добро пойдет на благодеяния и по смерти, разве оно не доставит тебе молитвенников? Без сомнения, доставит. Окажешь милостыню церкви и ее служителям, церковь тебя вечно поминать будет; окажешь бедным, бедные молитвенниками за тебя станут. А молитва церкви и бедных всегда сильна пред Богом и поэтому всегда и в загробной жизни благотворна для тебя будет. — Но о пользе завещаемого в пользу бедных говорят наконец даже и сами умершие: "В стране моей, — говорил Кир Лука, — умер князь и был погребен, как должно. Я тогда был еще отроком. Однажды, проходя мимо кладбища, я увидел при одной могиле стоящего человека, черного, как потухший уголь, и звавшего меня к себе. Когда я подошел к нему, в испуге и онемении, то он говорил мне так: "я написал в завещании моем, чтоб раздали бедным такую-то сумму денег за избавление моей души; почему же до сих пор не сделали сего? Ступай, скажи, чтобы роздали непременно; а иначе я навсегда останусь в том положении, в каком ты меня видишь". Испугавшись такого явления, я не сказал никому ничего от робости: за то до сих пор мучусь угрызениями моей совести (Воскр. Чт. 1841 г. № 43, стр. 386).

Итак, братие, не будем скупы на благодеяния в пользу церкви и бедных и в завещаниях. Если ты с добрым чувством и при смерти принесешь жертву Богу; то, конечно, Он по беспредельному милосердию Своему и ее примет, и за нее даст душе твоей в загробном мире ослабу и покой. Аминь.

21.07. Не должно смущаться тем, когда иногда видим, что благочестивые умирают внезапною смертью, а грешники обыкновенною и погребаются честно

(Слово святого Афанасия, яко мнози праведнии злою смертию умирают, а грешний праведною)

Смерть безостановочно делает свое дело и беспощадно, на каждом шагу, косит и богатого, и бедного, и праведного, и грешного. Но постигает она не всех одинаково: один умирает спокойно, другой в страшных мучениях; один после продолжительной болезни, а другой внезапно. Тут мы часто и приходим в недоумение. Иной раз, видишь, и грешник умирает спокойно и погребается честно; а иной раз и благочестивый отходит внезапною или тяжкою смертью и погребается бедно. Мы и думаем: за что же грешнику дана хорошая смерть и честное погребение? И за что благочестивый так бесславно умер и погребен убожески? Как решить эти вопросы?

Один инок, пришедши в город, чтобы продать свое рукоделье, видел погребение некоторого злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великою честью церковною и гражданскою. Еще более поразило его то зрелище, какое он увидел, возвратись в пустыню: благочестивый старец, наставник его, лежал растерзанный гиеною. "Господи, взывал осиротевший пустынник, почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем"? Плачущему явился Ангел и сказал: "не плачь по твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения; но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его. Напротив, твой наставник, хотя во всем угоден был Богу, однако, у него был один порок, от которого он и очищен злою смертно (Прол. Июля 21).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.