» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






13.07. Урок для всех

(Поучение св. Василия о всякой добродетели. Прол. Июля 13)

Поучения пастырей к пасомым могут быть различны: одни могут быть сказаны только к некоторым из прихожан; а иные идут и ко всем без изъятия. Последнего рода поучения мы сегодня и предлагаем всем вам и думаем, что оно будет небесполезным и для всех вас.

Слово церковное говорит: "братие, будьте благотворны и милостивы. Будем избегать грехов, чтобы не сгорать в огне оном вечном. Не будем добывать богатства неправедным путем, как некоторые это делают. Не будем смешивать своего имения со слезами убогих и примем вечные блага. Будем слушать Бога, говорившего: "помилуй и помилован будешь. В нюже миру мирите, возмерится вам". Будем подражать святым мужам и женам, которые творили Божие дела любви и носили на себе одни лишь тела свои, да и те изможденные и умерщвленные постом и бдением, и жаждою, и всенощными бдениями, и молитвами, и поклонами земными. Откроем и мы уста на молитву, очи на бдение и слезы, руки на воздеяние к небу, ноги на предстояние пред Богом день и ночь. Плоть покорим духу, да душу на небо возвысим. Согрешившие спишите к покаянию, взявшиеся за спасение, преуспевайте в нем. Богатые подавайте убогим; знатные украсьте себя смирением, нищие благодарением, иереи облекитесь в кротость и правду. Судьи праведный суд творите; избавьте убогого, искупите обидимых вдов и сирот, избавьте пленных от смерти, не обходите нищего, лежащего пред вашими вратами. Пойдем по стопам нашего Владыки и убежим от дьявола, губящего наши души. Потщимся, наконец, стремиться не к маловременной настоящей жизни, а к будущей, которая есть вечная и непрестающая.

Мы теперь уже уверены, братие, в том, что слышанное вами церковное слово, предложенное всем и небесполезно для всех. В самом деле: каких добродетелей оно не указывает нам? К каким не призывает? И каким не научает? Множество их оно указало нам, и все они необходимы нам для достижения Царствия Небесного и все исполнимы. Потому слово церковное и приглашает нас к исполнению всех их. А вследствие сего к одному подвигу будем прилагать другой; преуспевая в одной добродетели, будем заботиться о стяжании и иной еще и о преуспеянии в ней. И будем помнить, что лишь при таких условиях будет благонадежно и спасение наше. Аминь.

14.07. Не должно судить об участи в загробном мире скоропостижно умерших

(Слово о покаянии, ако не токмо Бог исповедавших грехи своя приемлет, но и обратившихся от грех к покаянию)

Мы часто, братие, рассуждаем о том, о чем судить вовсе бы не наше дело. Для примера возьмем следующее: умирает человек скоропостижно, не успевши исповедаться и причаститься, мы и начинаем говорить: жил он грешно, умер без покаяния, худо ему на том свете будет! Справедливо ли так судить? Чтобы показать всю неосновательность подобных суждений, мы спросим так рассуждающих: что, вы на суде Божием были, когда скоропостижно умершего судил Господь? Или вы все внутренние расположения сердца покойного знали? Или, что думал умерший в последние минуты своей жизни, тоже знаете? Нет? Так значит и суждение ваше о загробной участи его есть не более как пустое, грешное празднословие. Кто единственный судия живых и мертвых? Бог. А отсюда, наша загробная участь в чьих единственно руках? Также единственно в руках Божиих. — Следовательно, и из этого ясно открывается, что все наши суждения об участи умерших всегда могут быть ошибочны. Для доказательства этого возьмем хоть бы вот что: кто мог думать, что разбойник, распятый со Христом, прежде святых войдет в рай? Но ведь, однако же, вошел. Кто мог думать, что множество блудниц и других великих, но покаявшихся, грешников впоследствии будут причтены к лику святых и блаженствовать там, — в обителях Отца Небесного? Однако же, причтены и блаженствуют. Следовательно, не наше дело определять место на том свете как скоропостижно умершим, так и другим всем, а пусть определяет им оное Сам Бог.

В городе Селуни, был женский монастырь. Одна из инокинь оного, вышедши некогда из обители, по действу дьявольскому, впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет провождала греховную жизнь. Наконец, пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивою жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что, как только подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей, и следовавших за ними бесов, споривших с ними за душу ее. Ангелы говорили: "она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша"; а бесы говорили, что она и последний раз шла в монастырь в лености, следовательно, им принадлежит. Ангелы на это сказали им: "Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие". Бесы после сего бежали посрамленными.

Что сказать после этого судящим о загробной участи скоропостижно умерших? Скажем вот что: один старец осудил некоего брата, "Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: "вот тот, которого ты судил, умер. Куда велишь теперь отнести душу его: в царство или в муку"? Старец ужаснулся. "Ведь ты судия праведным и грешным, продолжал Ангел; так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь что ли ее, или мукам предашь"? Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения" (Прол. Сен. 27, л. 89 на об.). Не ясно ли отсюда, что мешаться в распоряжения Господни грех? Поэтому чем судить о том, где будут после своей смерти скоропостижно умершие, вы лучше поступайте так: если видите, что человек умер, не успевши принести спасительных плодов покаяния, то и поймите, что ему молитва живых нужна особенно; поэтому и молитесь, как можно усерднее, чтобы Господь дал душе его ослабу и покой, принесите за него дар в церковь и раздайте по душе его щедрую милостыню. Вот это подлинно с вашей стороны хорошее будет дело; и для вас полезное, и для души умершего спасительное. Аминь.

15.07. О том, с каким расположением духа должно идти в церковь, и как вести себя в церкви и по выходе из оной

(Слово о молитве, яко достоит стояти в церкви со страхом. Прол. Июля 15)

Когда, в праздники, звон колокольный призывает нас в церковь, мы обыкновенно говорим: "звонят, значит надо идти". А как идти, с каким расположением духа, как вести себя в церкви и по выходе из оной, о сем мало думаем. А между тем, для нашей души все это дело, дело большой важности. Посему несколько слов от учения святых отцов о нем и скажем.

Когда церковь Божия зовет тебя на молитву, оставь земные дела и взойди на земное небо со тщанием. Иди в церковь с таким расположением духа, с каким Петр и Иоанн шли ко гробу Господню. И когда идешь во святый храм, размысли и о том, не прогневал ли ты кого в каком-нибудь деле и сейчас же гнев изгони из сердца твоего, и тогда благодать Божия осветит твою душу. Не говори: я много согрешил и беззаконствовал и потому не могу припасть к Богу в Его церкви. Не отчаивайся, и, силою Всемогущего Бога, не будешь посрамлен. Когда придешь в церковь, пресвитерам Христовым, проповедникам Его Тайной трапезы, честь воздай. Перед епископами же и пастырями словесных Божиих овец преклони свою голову и припади к ногам их и умоли их, чтобы они дали тебе свое благословение. Вознеси в церкви ум и сердце твои к Богу и страх Его да придет в твое сердце. Стой со смирением, опустивши вниз очи твои, ум же к небу возведи и молись с умилением.

По выходе из церкви, будь ко всем приветлив; утешай печальных; в горе будь терпелив, к нищим щедр и милостив, странников введи в дом твой, будь кроток, не празднословь, отгони от себя гордость и корысть, усердно молись, никого не осуждай и будь, наконец, защитником обидимых и человеком нелицемерным. И поступая так, будешь чадом Евангелия и сыном воскресения и наследником жизни будущей.

Итак, идя в церковь в праздники, идите в нее с рассуждением; войдя в нее, молитесь с умилением и страхом Божиим и смирением; по выходе из церкви, украшайте себя добродетелями и бегайте от грехов. К сему же, прибавим, никогда не пропускайте драгоценного времени, назначенного для общественной молитвы. Приходите сюда все как можно чаще утолять, кроме молитвы, глад духовный и словом Божиим. И живы будете во веки. Аминь.

16.07. За послушание и борьбу с леностью человек получает от Бога венцы

(Слово о послушании некоего старца)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, говорит: "подвизайся усердие, не ленися, не унывай, настоит бо ти подвиг, предлежит ти победа. Подвигоположник зрит венцы уготовани, почесть предлежит, слава и наслаждение непременно" (Свят. Дим. ч. 1, л. 420. Изд. 1857 г.). Правда ли, что кто подвизается, не ленится, не унывает, борется с самим собою, тот получает венцы? Да, правду так говорит Святитель, и непреложная истина, что за подвиги, борьбу с леностью, унынием и греховными помыслами человек подлинно венчается. Это мы постараемся доказать самым делом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.