Антон Чехов - Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902"
Описание и краткое содержание "Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902" читать бесплатно онлайн.
Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой все, созданное Чеховым. При этом основные тексты произведений сопровождаются публикацией ранних редакций и вариантов. Серия сочинений представлена в восемнадцати томах.
(Исключены разделы «Варианты» и «Примечания»).
Конец I тома.
Том IIЗнаменитый варяг Якун пришел на помощь к Ярославу. Сей витязь скандинавский носил на больных глазах шитую золотом луду или повязку; едва мог видеть, но еще любил войну и битвы. Стр. 23.
«…за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякий толчок и за рану легкую 3 гривны, а раненному гривну на леченье». (Из Русской Правды). Стр. 50.
Когда на двор княжеский — где обыкновенно судились дела — придет истец окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки… (Р «усская» П «равда»). Стр. 51.
…жестокая зима, голод и мор истребили большую часть сего народа. (Торков, восточн «ых» соседей Переяславской обл «асти». 1054–1060 г.). Стр. 70.
Сей народ (половцы) кочующий, единоплеменный печенегам (и вероятно киргизам)…[79] вытеснил узов (именуемых, как вероятно, торками в нашей летописи); принудил многих из них бежать к Дунаю (где они частью погибли от язвы, частью поддалися грекам)… Стр. 70–71.
Современный летописец называет Всеслава злым и кровожадным, суеверно приписывая сию жестокость какой-то волшебной повязке, носимой сим князем для закрытия природной на голове язвины. Стр. 74.
…Святослав умер (1076 27/XII г.) от разрезания какой-то затверделости или опухоли… Стр. 84.
В 1071 году явился в Киеве волхв, к «ото» рый сказывал народу, что Днепр скоро потечет вверх и все земли переместятся; что Греция будет там, где Россия, а Россия там, где Греция. Невежды верили, а благоразумные над ним смеялись, говоря ему, чтобы он сам берегся. Сей человек (пишет Нестор) действительно пропал в одну ночь без вести. Около того же времени сделался в Ростовской области голод. Два кудесника, или обманщика, жители Ярославля… ходили по Волге и в каждом селении объявляли, что бабы причиною всего зла, и скрывают в самих себе хлеб, мед и рыбу… Стр. 93.
Изяслав и его братья соблюдали неразрывную дружбу с греками и давали им войско, которое в частых внутренних неустройствах поддерживало слабых императоров на троне. Стр. 92.
(1092 г.)…голод, болезни, мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве умерло от 14 ноября до 1 февраля 7000 человек (Примеч «ание» 152:…мнози человеци умираху р а з л и ч н ы м и недугы… Корсты значит гробы. Стало быть, по числу проданных гробов судили о числе смертных случаев).[80] Стр. 100.
В 1089 году Янка привезла из Константинополя митрополита скопца Иоанна, человека весьма обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год умер. (Прим «ечание» 159: Нестор: «Его же людье вси рекоша: „се навье пришел“…» Навь, или навье, означало мертвеца). Стр. 104.
См. поучение Мономаха. Стр. 161.
В 1120 году… приехал из Константинополя в Россию митрополит Никита и заступил место умершего Никифора, мужа знаменитого сведениями и красноречием: чего памятником остались два письма его к Мономаху: первое о р а з д е л е н и и ц е р к в е й, восточной и западной, второе о п о с т е, особенно любопытное, ибо оно содержит в себе не только богословские, но и философские умствования… См. Примеч «ание» 243. Стр. 168.
Город Гнойни. Стр. 259.
…все роздал (Ростислав имение дяди Вячеслава) по монастырям, церквам, темницам, богадельням… (1155 г.). Стр. 269. г. 1157–1159…
В княжение Изяслава Новгород вторично испытал бедствия мора; не успевали хоронить ни людей, ни скота; от смрада бесчисленных трупов нельзя было ходить по городу, ни в окрестностях. Летописцы не говорят о происхождении, свойствах и наружных знаках сей язвы, которая свирепствовала единственно в Новегороде. Стр. 288.
Примечания26…В харатейных списках Нестора: «в се же лето всташа волсви в Суждали, избиваху старую чадь» — в В о с к р е с е н с к…и в других прибавлено: б а б ы — «по дьяволю наученью и бесованью, глаголаше, яко си держать г о б и н о». Под именем старой чади разумеются старые люди. Г о б и н о есть и з о б и л и е (см. Лексикон Кутеинский). Нестор называет здесь волхвами не обвиняемых в чародействе, но самих обвинителей, которые хвалились откровением свыше, уверяя, что они знают тайную причину голода, столь великого, что мужья отдавали жен своих в рабство для прокормления.
58. См. Стурлез «он». Hist. Reg. Sept. т. I, стр. 745 и след. Сей летописец рассказывает, что Ярослав хотел отдать Олафу землю В у л г а р и ю, где жили язычники (может быть, область соседственную с Казанскою Болгариею: ибо народ болгарский не зависел от России). Занимаясь единственно святостью, Олаф думал только о спасении души своей, лечил больных и делал чудеса (стр. 743 и 749); но увидев к несчастью во сне тень Олафа Триггвасона, которая подала ему надежду снова быть королем Норвежским и проч…Сын его Магнус жил в России до 1033 году.
74. Немецкие законы определяли цену особенную всякому поврежденному члену: голове, глазу, носу, ушам, зубам, бороде, усам, руке, ноге; даже всякому пальцу и составу его: см. Р е ч ь академика Струбе стр. 12; далее см. в Р у с «с к о й» П р а в д е стр. 69, 76, 77.
106. Следующие места находятся только в новейших списках Р у с с к о й П р а в д ы (и для того мы не внесли их в содержание): 1. «А кто конь купить княжь, боярын или купечь или с и р о т а, а будеть в коне червь или проесть (рана), а то пройдеть к государю, у кого будеть купил, а тому свое с е р е б р о взяти опять взад»…
108. В У к а з а т е л е Р о с с и й с к и х з а к о н о в напечатан и весьма не исправно — мнимый Ярославов У с т а в о ц е р к о в н ы х с у д а х. Предлагаем его здесь согласно с лучшими списками (впрочем, не имею ни одного харатейного и древнее XVI века).
…Аже жене лихий недуг болить, или слепота, или долгая болезнь, про то ее не пустити (не разводиться с нею), также и жене не лзе пустити мужа.
113…Далее в харатейных списках: «Нарицающеея хрестьяне, а погански живуще; се бо не погански ли живем? Аще бо кто усрящеть чернорижцы, е д и н и ц ь ли, свинью ли, или конь л ы с, то взвращаеться… Се бо по дьяволю наученью к о б ь сию держать. Друзии же и зачихонью верують, еже бываеть на здравие главе… К о б ь значит волхвование.».
152…Далее в летописи: «Предивно бысть Полотьске, в мечте бываше в нощи т у т н о станяше по улици, яко человеци рищюще бесы» и проч. Татищев изъясняет, что Т у т о н есть С а р м а т с к о е имя м е р т в е ц а; но в Кутеинском лексиконе 1653 году (стр. 174) показано, что т у т н о значит г р о м. Летописец хотел сказать, что был шум на улицах.
155…Он (Ярослав) умер (в 1093, а не в 1094, как в Н и к о н «о в с к о й» л е т «о п и с и») в среду на Страстной неделе и погребен в четверток: доказательство, как спешили тогда хоронить мертвых!
158…См.: «„Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христа, написавшего П р а в и л о ц е р к о в н о е от святых книг вкратце Иякову Черноризьцю“ …нездержание, не чистота, блудьство, нечистословие; да не реку: и злодеяние! К сим и болезнь телесная…»
160…Н и к о н «о в с к а я» л е т «о п и с ь»… прибавляет, что Ефрем (митрополит скопец) завел больницы, где даром лечили бедных, и что он то же самое сделал и в своем городе Милитине (в Малой Армении)…
207…ибо умерших обыкновенно погребали тогда на другой день.
225. В 1115 году… был ужасный мор на лошадей, так что князь Мстислав и дружина его лишились всех коней своих.
228…Россияне считали долгом погребать мертвых в самый день их кончины и единственно за неимением готовой раки отлагали сей обряд до следующего дня.
230…П о у ч е н и е Владимирово находится в Пушкинском харатейном списке Нестора и напечатано особенно в 1793 году… Далее стр. 2, 12, 13: «Велий еси, господи, и чудна дела твоя… и проч». (Мировоззрение)
242. В летописях: «в лето 6630 дщи Мстиславля ведена в греки за царевича». См. Дю-Канжа. Hist. Bysant. Стр. 179. Алексий родился в 1106 году, и мог быть обручен шестнадцати лет. Феодор Бальзамон, патриарх Антиохийский, говорит, что супруга Алексиева употребляла какое-то волшебство в лечении болезней, и сама наконец в страшных муках умерла от того. Бальзамон писал в конце XII века.
243. Сии два послания нашел я в Синодальн(ой) библиотеке, в книге Мефодия Патарийского, под № 375, с заглавием: «П о с л а н и е о т Н и к ы ф о р а м и т р о п о л и т а К ы е в с к о г о к В о л о д и м е р у к н я з ю в с е я Р у с и, с ы н у В с е в о л о ж у, с ы н а Я р о с л а в л я»… Во втором послании Никифор доказывает, что виною поста есть грех Адамов; что житие человека есть двоякое, словесное и бессловесное, бесплотное и телесное; что самая душа имеет три части, силы или свойства: с л о в е с н о е, я р о с т н о е и ж е л а н н о е: что пост к р е с т и т страсти, и проч. Далее: «Уведал еси, княже, тричастны душа (души); увеждь же слугы ея, и воеводы, и споминателя, ими же служима бываеть, бесплотна сущи, и приимаешь въспоминания. Та убо душа седить в главе, ум имущи якожь светлое око в себе, и исполняющи все тело силою своею. Яко же бо ты, Княже, сидя зде, в сей своей земли, воеводами, слугами своими, действуеши по всей земли, и сам ты еси господин и князь; так и душа по всему телу действуеть пятью слуг своих, рекше пятью чювствий: очима, слухом, обонянием, еже есть ноздрима, вкушением и осязанием, еже еста руце…» Список сих посланий не старее XIV века. Самый перевод Мефодия достоин внимания, будучи весьма древен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902"
Книги похожие на "Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антон Чехов - Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902"
Отзывы читателей о книге "Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902", комментарии и мнения людей о произведении.