Михаил Ямпольский - Беспамятство как исток (Читая Хармса)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Беспамятство как исток (Читая Хармса)"
Описание и краткое содержание "Беспамятство как исток (Читая Хармса)" читать бесплатно онлайн.
Но, пожалуй, наибольший интерес в этой фигуре представляют трансформации, вписываемые в его значение переворачиванием. Перевернутая карта в гадании Таро имеет иной (иногда противоположный) смысл, чем прямо лежащая карта. Но в случае с "Повешенным" переворачивание приобретает особый смысл. Буква еврейского алфавита, с которой ассоциируется повешенный, -"ламед". Ей соответствует латинское L. Считается, что L связана с повешенным потому, что она в перевернутом виде напоминает виселицу. Вместе с тем согнутая нога висящего образует очертания той же буквы. "Ламед" как бы вращается внутри картинки. То же самое происходит и с буквой-иероглифом "тау". По мнению русского эксперта в области Таро:
Повешенный очерчен фигурою стволов и перекладины, сильно напоминающей знак синтетического аркана Thau22.
Перевернутая еврейская буква как бы отражается в египетской пиктограмме "тау", помещенной Хармсом над деревом и цветком.
___________
21 Scholem Gershom. The Tradition of Thirty-Six Hidden Just Men // Scholem G. The Messianic Idea in Judaism. New York: Schocken Books, 1971. P. 253.
22 Курс Энциклопедии Оккультизма, читанный Г. О. М. Вып. 2. С. 23.
324 Глава 11
В некоторых случаях, например в Таро Кура де Жебелена, повешенный изображался стоящим на одной ноге головой кверху. Фигура в этом аркане повернута дважды, сначала помещена вниз головой, но затем возвращена в нормальное положение. Нечто подобное осуществляет и Хармс в своем листе. В Таро существует иная карта, напоминающая повешенного, только перевернутого, вниз ногами. Это двадцать первый большой аркан -- "Мир". Здесь изображена стоящая обнаженная фигура, чья левая нога отставлена за правую ногу в положении, похожем на то, которое придано ногам повешенного. Это визуальное сходство в ряде интерпретаций было подтверждено нумерическим совпадением. 12 -- число аркана "Повешенный" -- при переворачивании превращается в 21 -число аркана "Мир". Аркан "Мир" ассоциируется с буквой "тау", которая изображена на рисунке Хармса. Переворачивание 12 позволяет достичь числа, включающего в себя две магические священные цифры -- 3 и 7.
Таро, таким образом, позволяет осуществлять некоторые процедуры обращения, опрокидывания знаков, в том числе и знаков письма. Переворачивание в Таро позволяет как бы останавливать линейное развитие текста, обращать его вспять, подобно тому как Хлебников обращал вспять палиндромы своего "Перевертня". Разница заключается в том, что хлебниковский "Перевертень" все-таки читается слева направо, а пиктографический текст, придуманный Хармсом, не имеет оси чтения. К тому же трансформация его ориентирована не на смену правого и левого полюсов, а именно на переворачивание, то есть в основном опрокидывание по вертикальной оси. Ось эта и воплощена в дереве, прорастающем сверху вниз из середины и вновь опрокидываемом снизу вверх23.
В символы, используемые Хармсом, вписана трансформация графем, которые имели весьма существенное историческое значение. То, что "ламед" ассоциировался с перевернутым L, например, по-своему, хотя и в искаженной форме, отражало происхождение греческой "гаммы" (и русского Г) из семитского "гимеля" с помощью вращения. Как показали грамматологические исследования, многие буквы изменили свою ориентацию в связи с переходом письма от направления справа налево, на направление слева направо. Так "алеф" стал "вращаться" и превратился в "альфу" (А), "бет" также изменил свое направление. "Ламед" же превратился в Л ("лямбду"), буквально перевернувшись вокруг своей оси на 180 градусов24.
Сама связь Таро с каббалой отчасти обосновывалась переворачиванием букв. Считалось, что tarot, прочитанное наоборот, давало
______________
23 Переворачивание фигуры вверх ногами отсылает к тридцать четвертой песне "Ада" Данте, где движение вниз достигает точки переворачивания и фигура Вергилия неожиданно переворачивается "челом туда, где прежде были ноги". Флоренский подробно откомментировал эту процедуру переворачивания тела как выворачивания пространства в своих "Мнимостях в геометрии". См. о этом: Иванов Вяч. Вс. П. А. Флоренский и проблема языка // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. С. 198--205. Текст Флоренского мог стимулировать соответствующие обращения у Хармса.
24 См.-.Истрин В. А. Развитие письма. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1961. С. 236--240.
Переворачивание 325
"тору" -- tora. Кстати, в бумагах Хармса имеется запись на этот счет:
"...tarok или tarot, то же что еврейское Тога"25.
Текст Хармса строится по принципу вращающегося колеса, которое -- не следует об этом забывать -- эквивалентно "нолю", при вращении расщепляющему, членящему единицу и вбирающему в себя нерасчленимость единого.
"Мировая мельница" Таро действует сходным образом:
Это Колесо все мелет, все ассимилирует, все приспособляет, приподнимая одно, опуская другое и, как всякая Rota, ничего не оставляя неподвижным, стационарным, кроме своей оси...26
Хармс в "работе" переворачивания не ограничивается лишь сменой оси, направления чтения, но вводит именно процедуру инверсии вокруг оси. Взять хотя бы эмблематическую надпись, венчающую лист Хармса, -- зашифрованное тайнописью имя Осириса. Имя это дублируется в надписи: "Я О, я сир, я ис". Хармс на письме расчленяет имя египетского бога на три части. Он выделяет эмблематическое О -- ноль. Две другие части, "сир" и "ис", интересны тем, что они -- палиндром с центральной шарнирной буквой "р". Если читать имя начиная с "р", то в обе стороны мы получим "ис". Р -- ось, вокруг которой, от которой происходит зеркальное развертывание имени.
Но Осирис не только палиндромное имя. Осирис -- бог ноля, круга. В классической "Истории Древнего Востока" Б. А. Тураева, скорее всего известной Хармсу, например, приводился ритуальный текст, связанный с Осирисом:
Ты велик и кругл в Шенуэре. Ты кругл в Дебене, окружающем Хауинебу. Ты кругл и велик в Осеке27.
Этот "круглый" бог связан с вращением, переворачиванием, которое реализуется в написании его имени тайнописью. Здесь также имя разбито на три части. Первая (О) и третья ("ис") написаны без каких-либо деформаций. Зато срединное "сир" написано странно. Все три "буквы" собраны в некую монограмму. Слог этот начинается со значка "и" и завершается повернутым по оси "с". Зато "р" помещено в середину монограммы. Р оказывается буквально "осью", на которой вращается "с". Александр Никитаев, расшифровавший тайнопись Хармса, высказал предположение, что
центральная монограмма вероятно, изображает стилизованную букву еврейского алфавита -- "мэм", -- оккультными значениями которой являются, в частности, "женщина" и "превращение человека". Несомненна связь этой монограммы с Р. И. Поляковской...28
____________________
25 Цит. в статье А. Герасимовой и А. Никитаева. "Хармс и "Голем"" (Театр. 1991. No 11. С. 37). Папюс приводит оккультную этимологию слова "таро", так или иначе включающего в себя "колесо Атор" (Athor), As-taroth, индийского полярного медведя ot-tara и даже кельтского Артура (The Tarot of the Bohemians. P. 241).
26 Курс Энциклопедии Оккультизма, читанный Г. О. М. Вып. 1. С. 77.
27 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л.: ОГИЗ, 1936. С. 186.
28 Никитаев Александр. Тайнопись Даниила Хармса: Опыт дешифровки // Даугава. 1989. No 8. С 99.
326 Глава 11
На Поляковскую, во всяком случае, указывает монограмма "окно" внизу рисунка. Я, однако, думаю, что Поляковская как таковая не играет существенной роли в разбираемом нами тексте.
7
Почему Хармс обращается к Таро и иным символическим системам, в которых переворачивание играет столь существенную роль, именно в этом тексте? Я думаю, это связано с программным его характером, выраженным в следующих словах:
Я говорю: это конец старого света, ибо я увидел новый свет.
Эта перифраза Апокалипсиса, мне кажется, имеет для Хармса едва ли не прямое значение. Речь идет именно о новом видении, о переходе от конечного мира к бесконечному.
Показательно, что Папюс определяет место Осириса в троице богов как бесконечность и обозначает его положение математическим знаком оо. Амону в такой троице отводится место плюса, а Птаху -- минуса29. Таким образом, Осирис оказывается бесконечностью и нолем (разделяющим плюс и минус) одновременно. Вертикальная схема хармсовского листа -- от монограммы "окно" к криптограмме "О-сир-ис" -- может пониматься как движение к бесконечности. Бесконечность шифруется образами поля и моря в конце инициативного пути.
Знак бесконечности впервые использовался в XVII веке в трактате о сечениях конусов, но примерно с 1700 года он появляется в одном из арканов Таро -- "Маге". Этот аркан связан с еврейской буквой "алеф", которую использовал Георг Кантор для обозначения первого трансфинитного числа30.
Математическая бесконечность была адаптирована к оккультизму П. Д. Успенским в "Tertium Organum", в котором имелась специальная глава о бесконечности и трансфините. Можно уверенно утверждать, что этот текст Успенского имел для Хармса важное значение в его размышлениях о цисфините. Успенский ввел идею бесконечности микросюжетом о том, что должно ощущать существо, переходящее из мира конечного (двухмерного, трехмерного) в мир бесконечности. Переход этот описывался им именно как конец старого и начало нового света:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Беспамятство как исток (Читая Хармса)"
Книги похожие на "Беспамятство как исток (Читая Хармса)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Ямпольский - Беспамятство как исток (Читая Хармса)"
Отзывы читателей о книге "Беспамятство как исток (Читая Хармса)", комментарии и мнения людей о произведении.