Анатолий Каледин - Очерки истории охоты
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки истории охоты"
Описание и краткое содержание "Очерки истории охоты" читать бесплатно онлайн.
Книга написана кандидатом биологических наук, членом-корреспондентом РАЕН, Заслуженным экологом Российской Федерации А.П. Калединым. В ней обобщены материалы по истории охоты из литературных и ведомственных источников.
Книга предназначена для специалистов охотничьего, лесного, сельского хозяйства, а также преподавателей и студентов профильных вузов и широкого круга читателей.
Рецензенты:
Г.И. Блохин – доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой зоологии ФГОУ РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева;
В.К. Мельников – доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры охотоведения ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», академик РАЕН, Заслуженный деятель науки Российской Федерации;
Е.Г. Мишвелов – доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и природопользования ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Зооинженерного факультета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Протокол №12 от 25 декабря 2009 г.
Александр Ярославович, узнав о высадке правителя Швеции Биргера, зятя Шведского короля Эрика, в устье Ижоры, притока р. Невы, немедленно с малой дружиной выступил навстречу врагу, не дожидаясь сбора основных военных сил. Надо отметить, что, когда его спросили, почему он выступил со столь малочисленным отрядом воинов, он ответил: «Бог не в силе, а в правде». На рассвете 15 июля 1240 г. решалась судьба великой Христианской реликвии. Русское воинство неожиданно напало на незваных пришельцев и полностью их уничтожило, лишь один Биргер, которого тяжело ранил в рыцарском поединке князь Александр, спасся бегством, пожертвовав всеми своими подчиненными. Известно, что шведских рыцарей было в десять (!) раз больше, чем русских воинов.
Таким образом, величайшая Христианская святыня осталась в пределах России, поэтому так велико всемирное значение Русской Православной Церкви, а, следовательно, столицы русского государства Москвы и Великого воистину Новгорода. Александр Ярославович, сын князя Ярослава Всеволодовича, победитель германских крестоносных орденов, получил прозвище Невский и почитался простым русским народом за эту величайшую победу святым при жизни.
Как уже отмечалось выше, практически все великие князья Московского княжества, а затем цари и императоры Российской империи, были в той или иной мере охотниками. Добытая охотою дичь была обычным явлением не только на столе царей, вельмож, но и обычных людей. Читаем: «Ленивый не жарит своей дичи» (Притч. XII, 27). Вот что по этому поводу можно почерпнуть из средневекового памятника духовной и исторической культуры России, знаменитой книги под названием «Домострой». Так, в главе 64 под названием: «Книги во весь год, что в столы еству подают с Велика дни в мясоед в стол еству подают» сказано: «Лебеди, потрох лебяжеи, жаравли, чапли, утки, тетереви, ряби, почки заячьи верченые, солонина, лосина, зайцы в сковородах, зайцы росольные, смолочи заячьи, жаворонки.» и т.д.
Несколько слов о наших ближайших предках и их отношении к охоте и охотничьей добыче. Об этом достаточно свидетельствуют изданные до Октябрьской революции поваренные книги. В одной из них, составленной Еленой Молоховец под названием «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», широко издаваемой и в наше время, мы найдем более 200 рецептов приготовления блюд из: дикого кабана, серны, оленя, лани, зайца, фазана, павлина, глухаря, тетерева, куропатки, голубя, дикой утки, рябчика, бекаса, свиристеля, вальдшнепа, перепелки, жаворонка, кулика, дрозда, не говоря уже о блюдах из рыб и раков. И таких примеров из кулинарных книг можно привести множество.
Теперь остановимся на вопросах, связанных с охотничьей этикой.
В понятие «этика» входят, прежде всего, взаимоотношения. Мы коснемся взаимоотношений в очень узкой сфере человеческой деятельности – охоте и охотничьем хозяйстве.
Каждый человек имеет при рождении естественное право доступа к пользованию дикими животными. То есть должен осуществляться принцип равенства всех граждан. Использование охотничьего фонда должно быть продиктовано определенными правилами. Основное из них заключается в том, что каждый представитель ныне живущих и всех будущих поколений должен в равной степени иметь доступ к охотничьему фонду и к природному ландшафту в целом при обязательности уплаты государству полной стоимости изъятых природных ресурсов в обмен на привилегию их использования.
Таким образом, при использовании любого природного ресурса, а в нашем случае – государственного охотничьего фонда, ныне живущее поколение граждан вступает во взаимоотношения с будущим поколением. Оно должно оставить своим потомкам полнокровные биогеоценозы с процветающими исходными формами растительного и животного мира.
Этика нынешнего поколения должна опираться на то, что дикие охотничьи животные являются составной частью природных ресурсов страны, которые принадлежат всем гражданам в равной степени. Поэтому изъятая рента, налоги и другие платежи должны направляться в пользу финансирования общефедеральных программ, направленных на сохранение и поддержание окружающей природной среды, национальных парков и заповедников, охрану редких и исчезающих видов растений и животных, образование новых заказников, памятников природы и на социальные нужды населения.
Особая роль во взаимоотношениях человека и природного комплекса отдается охотпользователю. Он должен быть заинтересован в эффективном ведении своего охотничьего хозяйства, опираясь на конкретные природные условия, достижения науки и практики; интенсивной биотехнией и охотхозяйственными мероприятиями должен постараться довести численность охотничьих животных до такой величины, чтобы изъятие из популяции части животных было на пользу ей, а хозяйство получало определенный экономический эффект.
Этика отношений охотпользователя с государством должна строиться на полном доверии и взаимовыгодных условиях. Охотпользователь – хозяин, государство защищает его интересы и получает свои налоги.
Осознав смысл оптимальных систем прав охотпользователя и охотника, их место в охотничьем законодательстве, при котором будет достигнут баланс между ними и правами и обязанностями государства, можно говорить о справедливой охотничьей этике.
Безусловно, право должно сочетаться с обязанностью компенсировать государству стоимость получаемых преимуществ при соблюдении определенных правил использования охотничьих ресурсов.
Особое внимание надо уделить личности охотника, воспитанию у него этики поведения в природных условиях один на один со своей совестью. Охотник в угодьях практически бесконтролен и только его моральные принципы, его взаимоотношения с дикими животными отличают его от браконьера-преступника.
Охотничья практика многих поколений выработала этические нормы, которым следовать должны все добропорядочные охотники. Можно назвать это кодексом чести охотника. Если раньше эти правила поведения передавались от поколения к поколению, теперь они опубликованы, жизнь внесла в них свои коррективы и сделала достоянием даже для начинающего охотника. Полагаем не лишним напомнить о них еще раз. Помни!
Охотники на охоте и отдыхе равны.
Почитай и уважай охотничьи традиции и старших по возрасту охотников.
Будь честным, добрым, отзывчивым и внимательным с товарищами по охоте.
Взаимовыручка и уважение – основа охотничьей дружбы.
Соблюдай правила охоты и техники безопасности при обращении с оружием.
Не навреди словом и делом окружающей среде.
Не добывай животных ради забавы и прихоти.
Не допускай жестокости и неоправданных мучений животных.
Повышай навыки и знания охотника и точность стрельбы.
Уважай общественную, государственную и частную собственность.
Изложенные принципы есть, по-видимому, охотничья философия, следование которой позволит выстроить равноправные отношения государства, охотпользователя и охотника, создать и сделать дееспособным охотничье хозяйство в стране.
Охотничья этика может стать основой устойчивой экономики охотничьего хозяйства, поскольку оно может развиваться спокойно, без рывков и спадов, основываясь исключительно на биологической продуктивности охотничьих животных и рациональной организации труда при проведении охотхозяйственных мероприятий.
В результате все участники взаимоотношений – природный ресурс, охотник, охотпользователь и государство – получают свою очевидную выгоду. Охотничий ресурс не истощается, охотник всегда имеет объект охоты, охотпользователь имеет возможность развиваться, а государство получает плату за пользование охотничьим ресурсом.
Принципы охотничьей этики, заложенные в законодательство, явятся механизмом стабилизации в ведении охотничьего хозяйства стран и освободят правительство от необходимости произвольного вмешательства в экономику и социальную сферу отрасли, т.к. администрирование часто приводит к коррупции и браконьерскому бандитизму.
Вместе с тем, руководствуясь охотничьей этикой, люди, занимающиеся охотой, смогут объединяться на принципах демократии, создавая в государстве очаги истинно гражданского общества.
Этика государства, государственная политика должны приводить не к отчуждению права охоты и отдыха гражданина в том или ином ландшафте или охотничьих угодьях, а наоборот способствовать передаче каждому его доли материальных благ в зависимости от статуса охотничьего хозяйства. Государство обязано способствовать также духовному исцелению нашего общества, возрождая национальные духовные ценности и опираясь на великое прошлое России. Надо помнить, что наш язык, культура и философия, а также созданная веками среда проживания, должны быть преобразованы так, чтобы служить социальным и духовным интересам всех граждан, а не только тех, кто в результате смуты оказался на вершине общественной пирамиды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки истории охоты"
Книги похожие на "Очерки истории охоты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Каледин - Очерки истории охоты"
Отзывы читателей о книге "Очерки истории охоты", комментарии и мнения людей о произведении.