Дмитрий Леонтьев - Обитель

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Обитель"
Описание и краткое содержание "Обитель" читать бесплатно онлайн.
плачивать наемников и проводить глупейшую, но действенную среди необразованных масс агитацию. Что первым делом приказало Временное правительство, придя к власти? Князь Львов отдал приказ уничтожить «Протоколы сионских мудрецов». У них что, дел важнее на тот момент не было? Исключительно масонское правительство, почему-то называющее себя «демократическим», пожирается кучкой никому не известных «большевиков», почти поголовно состоящих из евреев-эмигрантов: это в каком страшном сне могло такое пригрезиться в православной России?! Это же бред. Это... дурной сон... Но это — факты и статистика... Впрочем, об этом вы вряд ли будете писать, господин журналист?
— Не буду,— признал я.— Один мой знакомый (весьма высокопоставленный человек в нашем правительстве) как-то сказал: «У нас нет антисемитизма, потому что мы не считаем евреев умнее себя». Может быть, вы в чем-то правы — не знаю... Но ответьте мне вот на какой вопрос: «А где же были вы?!» Их же — горстка. Тысяча, ну две... Перед отъездом из Лондона я встречался с человеком, который только что вернулся из России и слышал, как хвастался господин Троцкий: «Мы добились в Петрограде такой власти, что если прикажем завтра выстроиться всем жителям города на Марсовом поле для получения розог, то девяносто процентов покорно выстроятся в очередь для порки, а десять процентов принесут справки, освобождающие их от наказания по причине слабого здоровья». Так какой же дурак из ваших бывших союзников захочет вмешиваться в заведомо проигрышную партию? Вы бы стали?
— Уел он нас, Савелий Игнатьевич,— грустно сказал Маргиани.— Мы и впрямь слишком привыкли говорить и совершенно отучились действовать. Вот за нас и ре
шают... Государство всегда договаривается с государством. А кто сейчас власть в России? Увы, эта банда... А мы даже не можем сориентироваться, за какую Россию нам сражаться.. Царь отрекся... Временное правительство себя уже показало... Вот и бьют нас по одиночке... Мы проигрываем Россию, господа... И я дорого бы дал сейчас за ответ на извечный русский вопрос: «Что делать?»
— А вы — умный,— неожиданно накрыла мою руку своей ладошкой Стрельникова.— Не ожидала от вас. Такой молоденький... Но ошибиться в человеке в лучшую сторону всегда приятно, не правда ли?
Я покосился на ее мужа. Толстяк был увлечен пожиранием копченого судака, и этот увлекательный процесс поглощал все его внимание.
Осторожно я пожал холодные, ухоженные пальцы рыжеволосой кокетки:
— У меня еще много разносторонних талантов, леди...
— Я в этом не сомневаюсь,— заверила она, не торопясь убирать руку.— Признайтесь, вы же не только журналист, а? Это было бы так романтично...
— Увы, но я всего лишь журналист,— вздохнул я.— Хотелось бы вас заинтриговать куда более романтичной историей, но честность мне дороже бахвальства. Я всего лишь тот, кто сумел убедить хозяев газеты выделить мне сумму для этой поездки и написания серии репортажей. Им это принесет доход, а я, возможно, прославлюсь... Неужели от этого я падаю в ваших глазах?
Она осторожно высвободила свою руку из моих пальцев и, явно потеряв ко мне интерес, рассеянно кивнула:
— Может быть, может быть...
— Ну, если я стал для вас неинтересен, то, может быть, вы расскажете мне про это странное место. Я никогда прежде не бывал в монастырях...
— Я тоже,— призналась она.— Мы с мужем здесь случайно, проездом... Вы лучше расспросите князя или господина Пружинникова — они здесь частые гости... Савелий Игнатьевич, ваш гость интересуется, чем привлекательно это место. Вы с князем лучше осведомлены, не просветите господина журналиста?
И отвернулась, делая вид, что увлечена чем-то на другом конце комнаты.
— Монастырь? — переспросил Пружинников.— О, это очень старая и весьма известная обитель. Его основали еще ученики Александра Свирского...
— Кто это?
— Это один из самых известных русских святых. Его монастырь — явление уникальное даже для мирового масштаба. За всю историю человечества Бог являлся на землю в виде Святой Троицы лишь дважды: Аврааму у Маврикийского дуба и преподобному Александру, который в ознаменование этого события и построил монастырь, знаменитый впоследствии многими чудесами. Кстати, большевики, придя к власти, первым делом похитили мощи святого. Знали, подлецы, что это может быть своеобразным знаменем для объединения... А может, просто боялись, бесы... Вот двое его учеников и построили эту обитель. Место здесь тихое, уединенное, для молитв и пустыннической жизни лучше и не сыскать... Только все равно горя пришлось хлебнуть. И поляки ее жгли, и шведы... А вишь, возрождается, как цветок весной, пробиваясь сквозь песок и камни... Родник здесь есть, освященный и пользующийся славой исцеляющего. Да вы, наверное, его видели там, на горушке. Он и зимой
не замерзает... Но главное — монахи... За других не скажу, а лично я люблю здесь бывать. Отец Иосиф — мой духовник..
— И мой! — горделиво вставил князь.
— А что такое «духовник»? — уточнил я.
— Ну, что б понятней было, урежем это слово до «наставника». Хотя молитвы его за духовных детей я бы не назвал менее ценными, чем его наставления... Вам сложно это понять, господин журналист, но эта обитель лично для меня как прообраз всей России. Расположенная в суровом, труднодоступном месте, она хранит свои заветы, свою историю — то великую и мистическую, то страшную и трагичную, но все время возрождается... Здесь живут удивительные люди, принимающие всех, приходящих к ним с добром. А над ними так часто смеются, не понимают и иногда ненавидят, потому что они являются противоположностью безумия мира и не ценят его ценностей. Жить здесь тяжело, но как же сюда хочется возвращаться раз за разом... Понимаете?
— Пока не очень,— признался я.
— Ну и не важно,— махнул рукой Пружинников.— Зинаида Григорьевна, голубушка! Сделайте одолжение: спойте нам что-нибудь, а? У вас это так чудесно получается... А то мы что-то за разговорами о бытности нашей совсем в тоску ударились..
— Да! — горячо поддержал его князь.— И я прошу! Очень прошу!.. Не зря же мы с таким трудом этот инструмент изыскали! — И он вытащил откуда-то из угла припрятанную гитару.
Стрельникова не стала просить себя дважды, пробежалась пальцами по струнам, проверяя мелодичность, и тихим, проникновенным голосом, запела:
— ...Голубые, как небо, воды, И серебряных две руки. Много лет — и четыре года: Ты и я у Москва-реки. Лодки плыли, гудки гудели, Распоясанный брел солдат. Ребятишки дрались и пели На отцовский унылый лад... Трудно и чудно — верность до гроба! Царская роскошь — в век площадей! Стойкие души, стойкие ребра, Где вы, о люди минувших дней?! Где вы, о люди минувших дней?..
...Ее слушали затаив дыхание. Голос у нее и впрямь был удивительный: мелодичный, чувственный, проникающий до самого сердца...
— ...На ревнителей бога Марса Ты тихонько кривила рот. Ледяными глазами барса Ты глядела на этот сброд. Был твой лик среди этих, темных, До сиянья, до блеска — бел. Не забуду, а ты не вспомнишь -Как один на тебя глядел... Трудно и чудно — верность до гроба! Царская роскошь в век площадей! Стойкие души, стойкие ребра, — Где вы, о люди минувших дней?! Где вы, о люди минувших дней?..*
Дождавшись, пока смолкнут аплодисменты, я все же предпочел вернуться к интересующей меня теме и спросил:
— А что за сумасшедший живет здесь? Он же не
* Здесь я позволил себе совместить два стихотворения Марины Цветаевой, написанные в 1917 и 1918 годах. Да простят мне ревнители ее творчества, но мне они показались на редкость созвучными по настроению и музыкальности для этой «песни». Надеюсь, читатели не будут на меня в обиде за эту вольность...
монах... Он не опасен для окружающих?
— Ванечка? — удивился Пружинников.— Он не сумасшедший. Он — юродивый.
— А в чем разница? — не понял я.
— Юродивый добровольно «облекается» в «сумасшествие»,— пояснил купец.—Христианство ведь, по сути, безумие перед жаждой этого насквозь прагматично-материального мира. А привязанность к деньгам и страстям, в свою очередь, безумие перед миром христианства. А Ванечка... Много лет назад он беспробудно пил. Не знаю, что у него там случилось, но опустился он до такой степени, что как-то раз, в прямом смысле «себя не помня», оказался у ворот монастыря — пьяный, босой, в последней стадии алкогольного бреда... Отец Иосиф нашел его у родника, почти окоченевшим. Долго выхаживал, говорил с ним, молился... Так он и остался при монастыре. Причем ровно в том виде, в котором его старец и нашел. Не пожелал менять вид внешний... Вот только что-то с ним произошло...
— Понятно что: свихнулся после белой горячки,— впервые подал голос молчавший доселе студент.— Вы его глаза видели? Разве у нормального человека такие глаза бывают? Не говоря уже о его выходках...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обитель"
Книги похожие на "Обитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Леонтьев - Обитель"
Отзывы читателей о книге "Обитель", комментарии и мнения людей о произведении.