» » » » Андрей Сахаров - Степан Разин


Авторские права

Андрей Сахаров - Степан Разин

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Сахаров - Степан Разин" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство «Молодая гвардия» МОСКВА 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Сахаров - Степан Разин
Рейтинг:
Название:
Степан Разин
Издательство:
«Молодая гвардия» МОСКВА 1987
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Степан Разин"

Описание и краткое содержание "Степан Разин" читать бесплатно онлайн.



Донской атаман Степан Тимофеевич Разин стал любимым героем русского фольклора. Предания о нем живы во многих волжских городах, а песни про Разина до сих пор поются в народе — и о несчастной персидской княжне, которую он безжалостно бросает "в набежавшую волну" ("Из-за острова на стрежень…"), и о заветной разинской думе ("Есть на Волге утес…"). Чем же заслужил это человек, с именем которого связана одна из самых кровавых гражданских войн в истории России — казацко-крестьянское восстание 1670–1671 годов? Кем был он на самом деле? Удачливым атаманом, которому победы настолько вскружили голову, что позволили замахнуться на все Российское царство? Злодеем и бунтовщиком, кровавым убийцей, преданным анафеме Православной церковью? Или борцом за народное счастье, вождем Крестьянской войны, каким описывался Разин в трудах историков и писателей советского времени? Или же выразителем той неизбывной тяги народа к воле, к справедливой жизни, которая на деле оборачивалась кровопролитием и жесточайшими потрясениями российской государственности — что в семнадцатом, что в двадцатом столетиях?

Книга, написанная видным отечественным историком Андреем Николаевичем Сахаровым еще в советские годы, ярко и увлекательно, но вместе с тем точно и достоверно, при строгой опоре на источники, рассказывает о Разине и его последователях и о жизни России «бунташного» XVII века. Новое издание книги существенно дополнено автором.






Дивились и опасались в Москве, беспокойно было в приказах. Вести приходили одна другой хуже. Вот тебе и надежда государства Российского! Уж если князь Юрий не может совладать с ворами и сидит в Арзамасе осадой — значит, плохи дела.

Но шли дни, уходил сентябрь. Великими трудами прибирал к себе в полк людей князь Юрий. Пополнился даточными, стрельцами, рейтарами и полк Юрия Борятинского, подошел к нему, наконец, долгожданный и пропавший ранее где-то полк Чубарова. Подтянулись ратные люди Григория Ромодановского к Тамбову. К Арзамасу подвезли новые пушки и боевой припас. Начали наступление на взбунтовавшихся крестьян в Шацком уезде воеводы Иван Бутурлин и Алексей Еропкин с жилецкими сотнями, дворянами, рейтарами и солдатами. Григорию же Ромодановскому самому с Белгородским и Севским полками наказано было идти наспех к Острогожскому и Коротояку навстречу казакам,

В эти дни сентября и октября 1670 года шли указы воеводам не только жесточайше карать повстанцев, но и обещать им всяческую милость от великого государя, если отстанут они от воровства. Из Разрядного приказа были посланы памяти в Шацкий, Тамбовский и иные уезды, где множились бунты, и в тех памятях говорилось: «А буде воры изменники, послыша на себя приход… воевод з государевыми ратными людьми, к ним пришлют, или из них которые и сами придут и учнут великому государю бити челом и вины свои принесут… и тех людей побивать и разоренья им никакова чинить не велеть!»

И еще наказывал царь, чтобы те прощеные люди сами выдавали заводчиков воровского дела, а уж тех воров пытать и огнем жечь.

По всем по городам и селам ловили царские стрельцы и приказные люди, верные волостные старосты и сотские разинские прелестные письма, а взамен них читали на городских площадях, на сельских сходах, с амвонов церквей увещевательные грамоты великого государя, в которых наказывалось воровским прелестям не верить и подробно перечислялось все Стенькино злодейство и богоотступничество. С большим вымыслом и большой слезой живописали приказные преступления Разина; слушали норой православные и ужасались: как может еще носить земля такого злодея? Объяснял царь всю ложь и весь соблазн Стенькиных прелестей, рассказывал правду о царевиче Алексее и Никоне, перечислял все тяжкие измены Разина против государства и церкви, показывал его, насильника и разорителя, богомерзкие дела. Призывал царь: «И как к вам наша великого государя грамота придет, и вы б, наши государевы ратные и всякого чину жилецкие и уездные люди и наших государевых дворцовых сел старосты и целовальники и крестьяне, памятуя господа бога и святую соборную и апостольскую церковь и наше великого государя крестное целованье, а татаровя и мордва и черемиса, памятуя на чем нам, великому государю, но своей вере шертовали, — нам, великому государю служили и радели так же, как и наперед сего служили».

А если и будут у кого сомнения, увещевал в конце великий государь, то пусть выберут своих лучших или средних добрых и разумных людей и пришлют к нему ц Москву. И даст он видеть свои, государевы, светлые очи, во всем пожалует и все разъяснит.

Наказывалось читать царские грамоты вслух в городах и пригородах, селах и деревнях, острогах и в иных местах. И повсюду рассылались списки с этих грамот.

Царским грамотам вторили грамоты, которые посылал во все уезды, по монастырям и церквам, всему причту церковному и всем православным святейший патриарх Иоасаф. Писал патриарх, что Стенька Разин не кто иной, как «аспид, испущающ яд свой, уязвляющ телеса невинных… яко змий, из ложа своего, поглощаяй верные христианы и низводяй с собой в ров погибели, яко лев плотоядец хищаяй». Призывал патриарх ни в чем не верить прелестным воровским письмам и твердо стоять за великого государя и святую церковь, особо надеялся святейший на духовный чин иноческий и мирской и обещал всем верным людям патриарх великую государеву милость и свое патриаршее благословение и молитву.

И предан был Степан Разин анафеме. По всем церквам российским указано было всему духовному чину читать анафемствование Стеньке на первой неделе великого поста. Обличался Степан как крестопреступник и душегубец, «народ христиано-российский возмутивший, и многие невежи обольстивший, и лестно рать воздвигший, отцы на сыны и сыны на отцы, браты на браты возмутивший, души купно с телесы безчисленнаго множества христианского народа погубивший, и премногому невинному кровопролитию вине бывший». Предавались анафеме вместе с ним и Прокофий Шумливый, и Яков Гаврилов, и Василий Ус, и Илья Иванов, и все иные его атаманы и товарищи.

По всей Руси рассылались царские и патриаршие грамоты, а местные воеводы, приказной и духовный чин рассылали еще свои собственные письма по городам, селам, деревням и острогам. Скрипели приказные перья, изводилась на великое и богоугодное дело дорогая немецкая бумага, скакали гонцы с государевыми, патриаршими и воеводскими грамотами, а там, где нельзя было пройти и проехать из-за бунташных людей, там несли они эти грамоты тайно или передавали с проходцами, которые знали пути по селам и деревням.

Читали люди и прелестные письма Разина и верили им, и читали они государевы и патриаршие грамоты и тоже верили им. Писал Разин, что бояре и дворяне кровопийцы и изменники, и правда эта была великая. Писали царь и патриарх, что учинил Разин кроворазлитье в государстве, говорил хульные слова против господа бога Иисуса Христа, поносил великого государя и святую церковь. Об этом же кричали приказные и духовные люди, и беглецы от Стеньки — и все то казалось истинной правдой. И все смешалось на Руси, и смутились многие люди, и разделились на две половины, шатались и не знали, куда же им приклониться. Когда приходили повстанцы в города и села — встречали их хлебом-солью, а брали вверх царские воеводы, выводили к пытке и плахе воровских людей, читали государевы и патриаршие грамоты, и многие приносили свои вины. Страшила людей анафема, страшила кара и земная и небесная. А другие, подняв руку на бояр, дворян, воевод, шли до конца, стояли на своем на дыбе и под топором и вселяли в людей великую веру в разинскую правду.

Но не только ратными людьми, не только страшными обличениями воровских злодеев крепили государевы люди российский порядок. Без устали работали чины Посольского, Казанского, Малороссийского приказов. Заботили отношения с соседней Персией, Турцией, Швецией, калмыками, другими сопредельными странами и народами.

Еще в те дни, когда Разин впервые вышел на Волгу, а оттуда намеревался двинуться на Каспий, послал царь грамоту персидскому шаху Аббасу II о выходе казаков в ближние с Персией пределы. Сообщал царь о появлении воровских людей и беглецов из разных мест и о посылке против них царских ратных людей.

В те же дни и позже, когда Разин вернулся с Каспия и собирался в новый поход, одна за другой шли грамоты из Малороссийского приказа на Левобережную Украину, к гетману Демьяну Многогрешному в город Батурин и к гетману войска Запорожского Михаилу Ханенко не пускать своих казаков к Разину, выслать против забунтовавшей голутвы свои заставы, оказать помощь царским войскам.

Доходили царские гонцы и до Азова, где Сулейман-паша с тревогой ожидал предстоящего выхода казаков. И хотя турецкий Азов, как и Крым, был врагом России, но еще страшнее для паши была забунтовавшая казацкая голь.

Чем ярче разгоралось пламя народной войны, тем определенней его отсветы вызывали тревогу как в сопредельных с Россией странах, так и в местах отдаленных. Скоро слух о Разине и забунтовавшей черни пересек русские рубежи и распространился по всем окружающим землям,

С осени 1670 года в Исфагани, в Персии обретался голландец Людвиг Фабрициус, который был в составе войска Львова под Черным Яром, попал в плен к разинцам, вместе с ними пришел в Астрахань, а потом бежал оттуда на стружке за море. Пройдет некоторое время, и он очутится в Риге, потом в Швеции и будет подробно рассказывать видным шведам о восстании Разина.

Вместе с ним в Персию из Астрахани бежали голландцы, капитан сожженного повстанцами царского корабля «Орел» Бутлер, парусный мастер Стрейс и лекарь Термунд. Из Персии они слали письма на родину, записывали для памяти все, что пережили в разинском стане. В Персии было хорошо известно об успехах Разина на Волге во время второго похода, и теперь шах дал приказ привести в состояние боевой готовности свои войска в приграничных местах.

Неспокойно было и в соседней Шемахе. Туда дошли вести о взятии Разиным Астрахани, о нарастании страха в Персии, ожидавшей нового удара казаков по своему побережью.

В Москве смотр войск, направлявшихся на борьбу с Разиным, наблюдал некий немец Я. Рейтенфельс, который позднее составил для герцога Тосканского описание Московии, где рассказал о народном восстании, о его подавлении и казни Разина. В эти же годы в Москве жил немецкий ученый Иоаганн Марций, начавший собирать сведения о восстании Разина. Через три года после подавления восстания в Виттеноерге он выступит на публичном диспуте с диссертацией об истории разинского восстания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Степан Разин"

Книги похожие на "Степан Разин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Сахаров

Андрей Сахаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Сахаров - Степан Разин"

Отзывы читателей о книге "Степан Разин", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.