Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"
Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.
мулированы, структуры становятся оковами для дальнейшего раз
вития познания, поскольку считалось, что они неизбежно предо
пределяют форму любого будущего знания в данной области.
Чтобы избежать подобной сверхдетерминированности, сверх
обусловленности индивидуального сознания, начали вырабаты
ваться стратегии для нахождения того свободного пространства,
которое оставалось по краям конкурирующих структур. Естест
венно, отмечают Хеллер и Уэллбери, что само ощущение индиви
да, возникающее в этих щелях-просветах между "льдинами"
структур, оккупирующих практически все пространство
"жизненного мира" (т. е. того мира самосознания, которым, соб
ственно, они и оперируют и за пределы которого в своих рассуж
дениях не выходят), не способно приобрести то чувство связанно
сти и последовательности, которым оно обладало в своем
"классическом виде", т. е. как оно самовоспринималось, начиная
с эпохи Возрождения и до XX в.
Все эти рассуждения о возможности существования свободы
лишь в узком пространстве по краям господствующих дискурсов,
94
ГЛАВА II
в тесных просветах между ними, как бы ни трактовать подобную
свободу, дают основания противникам и критикам постструктура
лизма утверждать о дегуманистических предпосылках этого тече
ния. Сама же постановка вопроса о возможности лишь марги
нального существования более или менее свободного сознания
теснейшим образом связано с тем, как была разработана пробле
матика личности Мишелем Фуко -- с его тезисом о социально
отверженных (безумцах и художниках), которые, являясь марги
нальными личностями, аутсайдерами по отношению к современ
ным властным структурам культурного сознания, способны оспо
рить их авторитет и власть.
Ввиду остро ощущаемого современным гуманитарным мыш
лением кризиса понятия личности возникли многочисленные по
пытки найти новые инстанции, способные организовать в некое
целое субъективный опыт человека. Не удивительно, что едва ли
не основной из таких инстанций становится понятие нарратива,
повествования.
Нарратив как эпистемологическая форма
Так, среди теоретиков по
стмодернизма в самых разных
областях человеческого знания
получила свое широкое распро
странение концепция американ
ского литературоведа Ф. Джейм
сона о нарративе как об собой эпистемологической форме, орга
низующей специфические способы нашего эмпирического воспри
ятия 6. Вкратце суть этой концепции состоит в том, что все вос
принимаемое может быть освоено человеческим сознанием только
посредством повествовательной фикции, вымысла; иными слова
ми, мир доступен человеку лишь в виде историй, рассказов о нем.
Проблема взаимоотношения между рассказом-нарративом и
жизнью, рассматриваемая как выявление специфически нарратив
ных способов осмысления мира и, более того, как особая форма
существования человека, как присущий только ему модус бытия,
в последнее время стал предметом повышенного научного интере
са в самых различных дисциплинах. Особую роль сыграло в этом
литературоведение, которое на основе последних достижений
лингвистики стало воспринимать сферу литературы как специфи
ческое средство для создания моделей "экспериментального ос
воения мира", моделей, представляемых в качестве примера для
"руководства действиями". Среди наиболее известных работ дан
________________
6 Более подробно об этом см. Постструктурализм. Деконструктивизм. По
стмодернизм. С. 217-218.
95
ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ
ного плана можно назвать "На краю дискурсам
Б. Херрнстейн-Смит (181), "Формы жизни: Характер и вооб
ражение в романе" М. Прайса (252), "Чтение ради сюжета:
Цель и смысл в нарративе" П. Брукса (74), книгу
Ф. Джеймсона "Политическое бессознательное: Нарратив как
социальной символический акт" (191).
Ту же проблематику, хотя несколько в ином аспекте, разра
батывают философ и теоретик литературы П. Рикер ("Время и
рассказ", 255) и историк X. Уайт ("Метаистория: Историческое
воображение в XIX столетии", 288). Первый пытается доказать,
что наше представление об историческом времени зависит от тех
нарративных структур, которые мы налагаем на наш опыт, а вто
рой утверждает, что историки, рассказывая о прошлом, до из
вестной степени заняты нахождением сюжета, который смог бы
упорядочить описываемые ими события в осмысленно связной
последовательности.
Социологический конструктивизм и его концепция
Особый интерес вызывают
работы современных психологов,
представителей так называемого
"социологического конструкти
визма", которые для обоснования
своей теории личности, или, как
они предпочитают ее называть, "идентичности", обращаются к
концепции текстуальности мышления, постулируя принципы само
организации сознания человека и специфику его личностного са
мополагания по законам художественного текста. Например, под
редакцией Т. Г. Сарбина был выпущен сборник "Нарративная
психология: Рассказовая природа человеческого поведения"
(260), где его перу принадлежит статья "Нарратология как кор
невая метафора в психологии".
Нарративные модусы по Брунеру
В частности Дж. Брунер в
книге "Актуальные сознания,
возможные миры" (75) различа
ет нарративный модус самоос
мысления и самопонимания и
более абстрактный научный модус, который он называет
"парадигматическим". Последний лучше всего приспособлен для
теоретически абстрактного самопонимания индивида; он основан
на принципах, абстрагирующих конкретику индивидуального опы
та от непосредственного жизненного контекста. Иными словами,
парадигматический модус способен обобщить лишь общечеловече
ский, а не конкретно индивидуальный опыт, в то время как
96
ГЛАВА II
"нарративное понимание" несет на себе всю тяжесть жизненного
контекста и поэтому является лучшим средством ("медиумом")
для передачи человеческого опыта и связанных с ним противоре
чий. Согласно Брунеру, воплощение опыта в форме истории, рас
сказа позволяет осмыслить его в интерперсональной, межличност
ной сфере, поскольку форма нарратива, выработанная в ходе раз
вития культуры, уже сама по себе предполагает исторически опо
средованный опыт межличност
ных отношений.
Психосоциальная идентичность Эриксона
Американские психологи
Б.Слугоский и Дж. Гинзбург,
предлагая свой вариант решения
"парадокса персональной иден
тичности -- того факта, что в любой момент мы являемся одним
и тем же лицом, и в то же время в чем-то отличным от того, ка
ким мы когда-то были" (275, с. 36), основывают его на переос
мыслении концепции Э. Эриксона в духе дискурсив
но-нарративных представлений. Эриксон, представитель
эго-психологии, выдвинул теорию так называемой
"психосоциальной идентичности" как субъективно переживаемого
"чувства непрерывной самотождественности", основывающейся на
принятии личностью целостного образа своего Я в его неразрыв
ном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение
последних вызывает необходимость трансформации прежней
идентичности, что на психическом уровне проводит к утрате, по
тере себя, проявляющейся в тяжелом неврозе, не изживаемом,
пока индивидом не будет сформирована новая идентичность.
Слугоский и Гинзбург считают необходимым перенести ак
цент с психических универсалий эриксоновской концепции иден
тичности, находящихся на глубинном, практически досознатель
ном уровне, на "культурные и социальные структурные парамет
ры, порождающие различные критерии объяснительной речи для
социально приемлемых схем" (275, с. 50). По мнению исследо
вателей, люди прибегают к семиотическим ресурсам
"дискурсивного самообъяснения" для того, "чтобы с помощью
объяснительной речи скоординировать проецируемые ими иден
тичности", т. е. воображаемые проекты своего Я, внутри которых
они должны выжить" (там же).
97
ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ
Личность как "самоповествование" у Слугосского и Гинзбурга
Слугоский и Гинзбург вы
ступают против чисто внутрен
него, "интрапсихического" обос
нования идентичности человека,
считая, что язык, сам по себе
будучи средством социально
межличностного общения и в
силу этого укорененным в социо
культурной реальности господствующих ценностей любого кон
кретного общества, неизбежно социализирует личность в ходе
речевой коммуникации. Поэтому они и пересматривают эриксо
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"
Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"
Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.