» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








или иной мере основываются на его постулатах, исходят из них и

практически развивают их. Что же касается критики, то она

вполне объяснима и закономерна, поскольку теория Лакана скла

дывалась еще в 50-х годах и, как уже отмечалось, в определен

ной степени сохраняет переходный характер между структурализ

мом и постструктурализмом.

Разумеется, влияние Лакана на такое разношерстное и раз

ноликое течение, каким выступает постструктуралист

ско-постмодернистский комплекс, при всей своей константности

никогда не было однозначной и равновеликой величиной. Его

воздействие гораздо более ощутимо во французском и английском

87

ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ

вариантах постструктурализма, почти сходит на нет в йельском

деконструктивизме и, напротив, сильно возрастает в постмодер

нистской и феминистской критике, в то время как в так называе

мом левом деконструктивизме существенно варьируется в зависи

мости от индивидуальных пристрастий и ориентации.

Заметим попутно, что выводы, которые делают исследовате

ли из лакановского наследия, бывают прямо противоположными:

если Кристева, например, десоциализирует и радикально биологи

зирует сознание человека и его личность, то английские пост

структуралисты (К. Белей, Р. Кауард, Э. Истхоуп), напротив,

подчеркивают социальный характер становления субъекта как

такового.

Разумеется, проблема теоретической аннигиляции субъекта

не сводима лишь к одному Лакану -- это давняя и почтенная

традиция, прочно закрепившаяся в теоретическом сознании за

падной мысли с начала нашего века, как об этом свидетельствует

хотя бы та концепция личности, которая получила определение

"модернистской". Это связано в первую очередь с кризисом

буржуазного индивидуализма, и из всей обширной литературы на

эту тему меня здесь интересует лишь та ее часть, что непосредст

венно касается постструктуралистской проблематики. Пожалуй,

социальный аспект этой темы более детально разработан англий

скими постструктуралистами -- это было преимущественной сфе

рой их интересов, и фактически именно эта черта является опре

деляющей для специфики английского постструктурализма при

всей его неоднородности как целостного явления.

Примечательным фактором, объединяющим столь разных

английских исследователей, как Розалинду Кауард и Джона Эл

лиса (86), Кэтрин Белси (66), а также таких сотрудников жур

нала "С крин", как Колина МакКейба (230) и Стивена Хита

(178), было их обращение к авторитету не только Дерриды, ут

верждающего, что субъект вписан в язык или является его функ

цией, но и Лакана, пытавшегося теоретически оправдать (или

описать) процесс растворения или децентрации индивидуального

субъекта действия.

Трактовка английских постструктуралистов: бессознательное

угрожает символическому

В частности, К. Батлер от

мечает, что "в терминах Лакана

противоречия внутри индивида

возникают из бессознательного

(порождаются действием бессоз

нательного) по мере того, как

оно пытается разрушить симво

88

ГЛАВА II

лическии порядок в том виде, в каком он налагается семьей и в

конечном счете обществом" (76, с. 128). На этом основании

делаются выводы, что существуют "диалектические" противоре

чия между индивидами и языком, в котором "конструируется" их

субъективность, и поэтому "в моменты кризиса или переходного

состояния в социальной формации" внутри субъекта возникают

противоречия: "В процессе того, как мы инициируемся в

(соссюровскую) символическую систему... мы берем на себя

"роль субъекта" и в результате этого занимаем внутри ее идео

логически предписываемую позицию" (там же, с. 128).

Сам Батлер с подобной позицией не соглашается, отнюдь не

считая, что выбор человека, его мышление и, следовательно, по

ведение ("социальная роль") жестко социально запрограммиро

ваны: "Мы способны принимать рациональные решения на гра

ницах между этими дискурсами (имеются в виду господствующие

дискурсы различной, в том числе и полярно противоположной,

социальной ориентации, синхронно сосуществующие в историче

ски конкретном обществе. -- И. И.), если мы осознаем их нали

чие" (там же, с. 129). Подробнее о позиции самого Батлера не

сколько ниже, здесь же необходимо отметить, что он совершенно

верно зафиксировал общую тенденцию: в интерпретации многих

английских постструктуралистов лакановская структура субъекта

действительно рассматривается как весьма хрупкое сооружение, в

котором символическое, как сфера действия культуры (или, вер

нее, культурного социума), постоянно находится под угрозой под

рыва со стороны бессознательного.

Двойная детерминированность субъекта...

Любопытно сравнить с этой

точкой зрения мнение Г. Ко

сикова: "Символическое" -- это

область сверхличных, всеобщих,

социокультурных смыслов, зада

ваемых индивиду обществом; это, следовательно, область бессоз

нательного" (выделено автором. -- И. И.) (9, с. 590), и с

этим трудно не согласиться. Но если это так, то это значит, что

индивид детерминирован дважды: с одной стороны, импульсами

своего физически "биопсихического бессознательного", а с другой

-- надличными языковыми кодами "социального бессознатель

ного".

Подобного рода сверхдетерминизм в принципе вообще был

характерен для того любопытного момента в развитии постструк

турализма, когда четко обозначился переход от структурализма к

89

ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ

постструктурализму. Именно тогда были выявлены теоретические

тупики структуралистской мысли, и оказалось, что дальнейшее

следование по пути структуралистской догмы неизбежно ведет к

совершенно безвыходному сверхдетерминизму. Четче всего этот

ход мысли был продемонстрирован в работах Ю. Кристевой,

Ф. Соллерса рубежа 60-70-х годов, а также английских пост

структуралистов "скриновского периода" (труды английских тео

ретиков кино и литературы, печатавшихся в журнале "Скрин" в

первой половине и середине 70-х годов). Рецидивы данного типа

мышления сохранились у тех ученых Великобритании, которые

вышли из неотроцкистских кругов и сформировали размытое те

чение культурного материализма или "культурных исследований"

(оба термина весьма условны, подробнее об этом см. в разделе

об английских постструктуралистах и левых деконструктивистах),

обретшее свои наиболее законченные формы в шекспироведении.

... в частности, у Кристевой

В целом же сама проблема

сверхдетерминированности чело

веческого мышления может рас

сматриваться как одна из форм кризиса доктрины структурализ

ма. Если мы обратимся к опыту Кристевой, то убедимся, что в ее

работах рубежа 60-70-х годов субъект (говорящий субъект, по ее

терминологии) был также детерминирован дважды; причем в

обоих случаях эта детерминированность носила иррациональный

характер. С одной стороны, его сознание обусловлено языковыми

стереотипами господствующей идеологии. Иными словами, как

только интересы человека вступают в противоречие с интересами

господствующей идеологии (под которой Кристева в 70-х годах

понимала идеологию монополистического капитала), его сознание

оказывается иррациональным по отношению к самому себе

(любая логика, сформировавшаяся в русле этой господствующей

идеологии, ведет лишь к духовному порабощению человека: чело

век бессознательно мыслит себе во вред, и никакой другой логи

ки, кроме как служащей интересам господствующей идеологии.

Кристева в то период не признавала).

С другой стороны, противостоящее этой сверхдетерминиро

ванности стихийное начало, представлявшееся французской иссле

довательницей в "Революции поэтического языка" (1974) (203)

в виде мистической платоновской "хоры", бессознательного и,

следовательно, надличного ритмически пульсирующего семиотиче

ского процесса, якобы лежащего в основе любого рода жизнедея

90

ГЛАВА II

тельности; фактически это начало также представляло собой не

что иное, как детерминированность, только носящую откровенно

иррациональный характер, поскольку утверждалось, что она бес

сознательно обуславливает поэтическое словотворчество и всякое

иное творчество. Если первая детерминированность, называемая

Кристевой вслед за Лаканом символической функцией, иррацио

нально обусловливает социальное поведение людей, то вторая -

семиотическая функция -- также иррационально обуславливает


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.