» » » » Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа


Авторские права

Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Описание и краткое содержание "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать бесплатно онлайн.








текстом, новые веяния в виде тех общетеоретических проблем,

которые впоследствии получили название постструктурализма, и

нашли наиболее благоприятную почву. Лишь только со второй

половины 80-х годов британские постструктуралисты начали от

казываться от социологизированных идеологом в их прямолиней

ном преломлении, столь типичных для леворадикального фило

софского утопизма, и переходить на менее политизированные

культурологические позиции.

Как следует из этого беглого обзора хронологической карти

ны формирования постструктуралистской доктрины, она пред

ставляется довольно пестрой и вряд ли способной претендовать

на строго систематизированное единство своих постулатов. Неда

ром некоторые исследователи постструктурализма предпочитают

говорить о нем во множественном числе как о

"постструктурализмах". Впрочем, подобный плюрализм стал

своеобразной приметой современного мировосприятия и мышле

ния: воспитанная самим постструктуралистским взглядом на мир

фрагментарность видения, дающая, как фасеточный глаз насеко

мого, только мозаичное изображение, побуждает во всем разли

чать лишь детали и множественности, с трудом сводимые в сум

марное целое. Поэтому если и есть что общее у разных концеп

ций постструктурализма, так это определение его как критики,

понимаемой в самом широком смысле слова: и как выявление

духа общего неприятия действительности и ее теоретического ос

мысления предшествующим постструктурализму состоянием наук,

47

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

так и в более узком смысле -- как критика несостоятельности

различных теоретических представлений.

Определения постструктурализма

как "парадигмы критик": Харари, Янг, Саруп

Наиболее систематические

попытки в этой области были

сделаны Дж. Харари, Р. Янгом

и М. Сарупом. Каждый из них

дал свою "парадигму критик",

стремясь выявить основные на

правления, по которым шла эта

критика традиционных понятий

гуманитарного знания (традиционных, разумеется, в том смысле,

в каком они сложились к середине XX столетия под влиянием

структурно-семиотических ориентаций). Для Харари -- это

структурность, знаковость. коммуникативность, для Янга -- ме

тафизика, знак и целостность субъекта, для Сарупа -- субъект,

историзм, смысл, философия. При этом следует иметь в виду, что

и сами эти понятия интерпретируются весьма расширительно, да и

воспринимаются лишь в качестве основных, но далеко не единст

венных.

Три признака постструктурализма по Янгу

Английский исследователь

Роберт Янг пишет в своем пре

дисловии к антологии

"Развязывая текст: Постструкту

ралистский читатель" (1981):

" Постструктурализм, следова

тельно, предполагает перенос акцента со смысла на игровое дей

ствие, или с обозначаемого на означающее. Он может рассматри

ваться с точки зрения того, как предпосылки постструктурализма

отвергают любое однозначное или "истинное" его определение. В

самом общем виде он предполагает критику метафизики (понятий

причинности, личности, субъекта и истины), теории знака и при

знание психоаналитических модусов мышления. Короче, можно

сказать, что постструктурализм расщепляет благостное единство

стабильного знака и целостного субъекта. В этом отношении тео

ретическими источниками теоретических ссылок постструктура

лизма лучше всего могут быть работы Фуко, Лакана и Дерриды,

которые разными путями довели структурализм до его пределов"

(295, с. 8).

48

ГЛАВА 1

Критика метафизики как очередная метафизика

Как следует из всех этих

определений, весьма, надо при

знать, осторожных, главными

существенными признаками пост

структурализма были основные

"три критики": критика понятий

структуры, знака и суверенности целостной личности. С этим

тесно связана также критика всего предыдущего образа мышле

ния, т. е. рационализма, как метафизического, и обращение к

неофрейдизму в его преимущественно лакановской версии. Эта

характеристика постструктурализма сразу выдает ее анг

ло-американскую специфику, поскольку рисует облик традицион

ного структурализма с точки зрения его сциентистского пафоса.

Но за исключением пересмотра структуралистских представлений

о структуре и знаке она во всем остальном не совсем точна. Дело

в том, что само понятие личности уже в структурализме было

сильно редуцировано и лишено абсолютной суверенности

(нападки на эту суверенность независимой, самодостаточной лич

ности велись на протяжении всего XX в., и даже своеволие эк

зистенциалистской личности было заранее запрограммировано

жестким набором обязательных параметров); и метафизичность

структурализма как сугубо позитивистского способа мышления

была весьма относительна и выступала лишь в виде гипотетиче

ского предположения, что законы мира устроены по аналогии с

законами грамматики. В этом плане нигилистическая метафизика

постструктурализма также лингвистически ориентирована и столь

же по своей сути метафизична, так как исходит из предпосылки о

существовании "культурного текста" (или "текста культуры"),

вне которого, как утверждается, либо ничего нет, либо его связь с

действительностью настолько туманна и ненадежна, что не дает

оснований судить о ней с достаточной степенью уверенности. Не

чуждались никогда структуралисты и фрейдистских идей.

Еще раз повторю. Дело не в том, что неверно перечислены

признаки постструктурализма, они как раз намечены совершенно

правильно, а в том, что дается слишком упрощенная картина

структурализма, который был гораздо более сложным и неодно

родным явлением, причем явлением, развивающимся во времени.

Поэтому так трудно с предельной точностью определить, когда

структурализм кончил свое существование и зародился постструк

турализм (кстати, кончился структурализм лишь для тех, кто пе

решел на другие позиции; на Западе, как, впрочем, и в России,

осталось немало его приверженцев, успешно развивающих его

49

РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

отдельные постулаты и положения). При всей неизбежной услов

ности той даты, которая приводится в данной работе -- 1968 г.

-- год выхода коллективного сборника статей "Теория ансамбля"

(277), она может быть принята в качестве отправного пункта,

той исходной временной точки отсчета, когда постструктурализм

осознал себя как течение, собравшее в себе разрозненные усилия

многих ученых в некое более или менее единое целое, объединен

ное определенным корпусом общих представлений. До этого по

степенно накапливавшиеся признаки нового явления вполне без

болезненно укладывались в естественный ход развития структура

лизма, и 60-е годы во Франции воспринимались (да и сейчас

оцениваются так же) как пора расцвета этого движения, несмотря

на критику Дерриды или "семиотическую ревизию структурализ

ма" Юлией Кристевой.

Четыре направления критики

структурализма по Сарупу

Можно, пожалуй, во многом

согласиться с Маданом Сарупом

в его общей характеристике

структурализма и постструктура

лизма -- для него они прежде

всего выражение пафоса критики,

критического отношения. Таких

основных "критик", как уже

отмечалось, он насчитывает четыре. Это "критика человеческого

субъекта", "критика историзма", "критика смысла" и "критика

философии". Практически по всем этим пунктам Саруп отмечает

в постструктурализме радикализацию и углубление критического

пафоса структурализма. В частности, если структурализм видит

истину "за" текстом или "внутри" него, то постструктурализм

подчеркивает взаимодействие читателя и текста, порождающее

своеобразную силу "продуктивности смысла" (тезис, наиболее

основательно разработанный

Ю. Кристевой).

Чтение как "перформация"; критика стабильного знака

Таким образом, чтение ут

ратило в глазах постструктурали

стов свой статус пассивного по

требления продукта (т. е. произ

ведения) и стало перформацией,

актом деятельности. "Пост

структурализм весьма критичен

по отношению к идее единства стабильного знака (точка зрения

Соссюра). Новое движение подразумевает сдвиг от означаемого

к означающему: поэтому постоянно возникает проблема

50

ГЛАВА I

окольной дороги по пути к истине, которая утратила какой-либо

статус определенности и конечности. Постструктуралисты сделали

предметом своей критики декартовскую "классическую концеп


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Книги похожие на "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Ильин

Илья Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Ильин - Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа"

Отзывы читателей о книге "Постмодернизм от истоков до конца столетия - эволюция научного мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.