Журнал «Если» - «Если», 2007 № 05

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 2007 № 05"
Описание и краткое содержание "«Если», 2007 № 05" читать бесплатно онлайн.
Евгений ЛУКИН
БЫТИЕ НАШЕ ДЫРЧАТОЕ
Новая поездка писателя в город Суслов не привела его к старым знакомым. На сей раз никакой магии, сплошная наука и техника.
Дмитрий ГРАДИНАР
БОЛЬШОЕ ШОУ ДЛЯ СТАЛКЕРА
…играет на самом сокровенном — извечном стремлении человека к Марсу.
Нил ЭШЕР
ТИХО МОЛВИЛ БОРМОКРЯК
Проводник — опасная профессия. Однако порой угрозу представляют отнюдь не «на лицо ужасные» аборигены…
Сергей КУПРИЯНОВ
КОРОЛЕВА КУБА
В азартные игры, как известно, пагубно не столько играть, сколько отыгрываться.
Чарлз СТРОСС
ХОБОТ И НЕРАЗБЕРИХА
А вам никогда не приходилось таскать за собой слона?
Карл ФРЕДЕРИК
ПОТОМОК
По мнению автора, искусство ради жизни по-настоящему вечно.
Алистер РЕЙНОЛДС
ЗИМА. ГОЛУБОЙ ПЕРИОД
Как говорил Пикассо, работу молодого талантливого художника способны оценить всего несколько человек. И еще меньше — полотно признанного мастера.
Майкл СУЭНВИК
ЛЕТО ДИНОЗАВРОВ
Если вы увидели у себя во дворе мирно пасущихся трицератопсов, значит, вам пора в отпуск.
Антон ПЕРВУШИН
ПЕРВАЯ МЕЖЗВЕЗДНАЯ
Космические первопроходцы готовы к полету!
Сергей КУДРЯВЦЕВ
В СМЕРТИ КИНО ПРОШУ ВИНИТЬ «ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ»
Иногда и культовые ленты бывают вредны для кино.
ВИДЕОРЕЦЕНЗИИ
Рецензент считает, что увидел лучший российский фантастический фильм. Многие ли с ним согласятся?
267 Дмитрий ВОЛОДИХИН
ЁРШ МОХИТО ИНКОРПОРЭЙТЕД
…или блеск и нищета жанровой критики.
ЭКСПЕРТИЗА ТЕМЫ
Кто лучше писателей ее оценит!
РЕЦЕНЗИИ
Давно доказано: чтение делает человека лучше, а рецензент — лучший друг читателя.
КУРСОР
Путешествия во времени, сквозь червоточины и другие НФ-события.
Вл. ГАКОВ
«В СРЕДНИЕ ВЕКА ВСЕ МЫ БЫЛИ БЫ ТЕОЛОГАМИ»
Почитатели называли его уважительно Янтарным Принцем фантастики. В этом месяце знаменитому писателю исполнилось бы 70 лет.
ПРИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
Большое жюри закончило свою работу.
Дмитрий БАЙКАЛОВ, Евгений ХАРИТОНОВ
РОВЕСНИК ВЕКА
Рассказ о «Росконе-2007» и мини-интервью лауреатов.
ПЕРСОНАЛИИ
Классики и современники, мэтры и дебютанты, постоянные авторы журнала и новички на наших страницах.
Все последующее, написанное Желязны, по-прежнему воспринималось как нечто филигранное, поражало богатством отделки, но уже не удивляло так, как его ранние романы.
А теперь пора вспомнить цикл о Янтарной стране — самый коммерческий в творчестве писателя и особенно популярный в 1990-е годы у нас в стране. Не говоря уж о том, что сам цикл многие отечественные фэны по сей день считают классическим образцом жанра фэнтези.
Все началось с того, что в 1970 году вышел роман «Девять принцев Янтарной страны» (или «Амбера»). За ним весьма резво последовали продолжения — «Пушки Авалона» (1972), «Знак Единорога» (1975), «Рука Оберона» (1976), «При дворе Хаоса» (1978)… Десятый, юбилейный роман «Принц Хаоса» вышел в 1991-м. Вначале замысел автора был таков: Желязны хотел, чтобы каждый из девяти принцев пересказал бы одну и ту же историю по-своему. Писателю явно не давали покоя лавры Лоуренса Даррелла («Александрийский квартет») или Акутагавы («Ворота Расемон»). Вообще же, по авторскому замыслу, цикл должен был стать своего рода «философским комментарием к реальности и ее восприятию людьми». А реальность, по Роджеру Желязны, не что иное, как веер параллельных миров, в каждом из которых отыскиваются лишь небольшие отличия от хорошо известного «нашего» мира.
Так что это, скорее, не фэнтези (хотя все формальные признаки жанра присутствуют), а фантастика на тему параллельных миров. Увлекательно написанная, богатая деталями, спору нет. Но, на мой взгляд, все-таки изящная безделушка — во всяком случае, по сравнению с другими произведениями того же автора, о коих речь шла выше. Продолжая «янтарную» аналогию — брошь, которая приковывает внимание даже не ценностью материала (янтарь дешевле бриллиантов и прочих драгоценных камней), а каким-нибудь жучком или паучком, нашедшим в доисторической смоле свой вечный покой…
В последние десятилетия жизни Роджер Желязны писал все так же много и изобретательно. В основном — лихо закрученную, хотя по-прежнему литературно отточенную научную фантастику; а порой, не мудрствуя лукаво, ставил на «верняк» американского книжного рынка — на фэнтези. Читались эти книги легко, но многие забывались еще легче. Ряд романов был написан в соавторстве с признанными мастерами — достаточно назвать Альфреда Бестера, Филипа Дика и Роберта Шекли. И так же регулярно пополнялась в 1980-е годы коллекция литературных трофеев Роджера Желязны — высшими премиями были отмечены еще три отличные повести: «Вариации на тему единорога», «24 вида Фудзи» и «Вечная мерзлота».
Но вот сенсаций больше не случалось. А затем в область литературной истории отошло и все творчество Роджера Желязны. Он умер от рака в июне 1995 года, двух лет не дожив до своего шестидесятилетия.
ПРИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
Что принес минувший год нашему любимому жанру? Что сгинет без следа, а что останется в памяти — быть может, и в истории фантастики? Есть повод подумать об этом, сверившись с мнением 308 членов Большого читательского жюри.
По традиции осмотр литературного пейзажа у нас начинается с романа. Ведь для журнала самый приоритетный жанр — это рассказ, вот и оставим его «на сладкое».
На романной ниве по сравнению с 2005 годом изменилось немногое. Разве что число их еще увеличилось («скоро книг станет больше, чем читателей», — уныло шутят фантасты). Однако известная философская доктрина о переходе количества в качество никак не реализуется на практике. Заметных книг в прошлом году появилось немного, поклонники НФ и фэнтези назвали лишь 18 романов (если учитывать только те, которые заслужили более двух упоминаний). Но и в этом невеликом ряду особой конкуренции не наблюдалось, шестерка лидеров сразу же оторвалась от остальной группы, а вскоре и она разделилась на две устойчивые тройки. В первой шли А.Громов («Исландская карта»), О.Дивов («Храбр») и Г.Л.Олди с А.Валентиновым («Тирмен»), во второй — А.Зорич («Время — московское!»), С.Лукьяненко («Последний Дозор») и О.Овчинников («Арахно: в коконе смерти»).
Победителем стал Александр Громов, он получает приз «Сигма-Ф» за роман «Исландская карта».
В номинации «Повесть» участники предпочли парный забег, с ощутимой дистанцией между двойками. «Земля веснаров» М. и С.Дяченко состязалась с «Прыткой и Потаскуном» А.Громова, «Ампула» В.Крапивина соперничала с «Дагором» М.Галиной (любопытно, что оба произведения были опубликованы в одном номере журнала), «Недотепа» С.Лукьяненко пытался одолеть «Королей ванадия» В.Мясникова, «Эль Корасон» К.Бенедиктова боролся с «Майором Богдамиром» Л.Каганова.
Лучшей повестью признана «Земля веснаров» Марины и Сергея Дяченко.
Рассказчики, как водится, шли тесной и теплой компанией. Чаще слышался голос С.Логинова, который рассказал читателям сразу две истории: «Гибель замка Рэндол» и «Барская пустошь». Убедителен был О.Овчинников («Педант»), красноречив С.Синякин («Странствующие гости табора»), страстны Д.Колодан и К.Шаинян («Затмение»), задумчив Г.Л.Олди («Лодочник»), меланхоличен А.Громов («Фальстарт»), мятежен Б.Руденко («Слабое звено»). Самым ярким выступлением читатели сочли рассказ Олега Овчинникова «Педант».
Но это еще не конец нашей художественной части. Есть ведь номинация «Лучшее произведение зарубежного автора», где в силу единичности дистанции темным-темно от участников с романами, повестями и даже рассказами. В толпе были замечены мэтры: С.Кинг («Мобильник»), М.Крайтон («Государство страха»), П.Бигл («Два сердца»), Т.Пратчетт («Хватай за горло»), Г.Бенфорд («Водородная стена»), Д.Симмонс («Олимп»), С.Брюссоло («Вид больного города в разрезе»). Но не потерялись и новички (для российского читателя): Дж. Хемри («Леди-Будьте-Добры»), К.Бейкер («Мадам Айгюптос»), У.Бартон («Урожайная Луна»), Дж. Форд («Империя мороженого»).
Как ни странно, победу одержал не роман, а повесть, написанная в полном соответствии с традициями «Золотого века» американской фантастики — «Леди-Будьте-Добры» Дж. Хемри. В этой номинации мы награждаем издателей, познакомивших с произведением российских читателей, но так как повесть была напечатана в «Если», то диплом «Сигма-Ф» получает переводчик Владимир Гришечкин.
Следующий диплом предназначен фирме-прокатчику самой заметной картины. Никто не сомневался, что фильмом года станет «Дневной Дозор» — но простят нас создатели ленты: не потому, что фильм на голову выше конкурентов, а потому, что он наш. И хороший наш, в отличие от тех, которые смотреть просто стыдно… На втором месте оказались «Пираты Карибского моря-2», а на третьем опять-таки наша «Азирис Нуна» — и вновь по мотивам повести Сергея Лукьяненко (в соавторстве с Юлием Буркиным). Заметными экранными явлениями стали также «Люди Икс: Последняя битва», «Сайлент-Хилл», «Парфюмер»; остальные ленты набрали ничтожное количество упоминаний.
Нарушим последовательность анкеты и останемся в кинотеатре. Ибо с разделом «Видеодром» тоже все было ясно. Как и ожидалось, диплом — уже не «Сигма-Ф», а «Если» — за лучшее выступление о кино, напечатанное в журнале, получает Антон Первушин (цикл очерков «Кинопробы космической экспансии»). Следом идут материал Л.Каганова «Запах книги», диалог В.Рыбакова и К.Лопушанского «Гадкие лебеди после работы», тематический обзор Д.Караваева «Погибшая в звездных войнах», рассказ Д.Байкалова о творчестве Ника Парка «Пластилин нежней, чем глина», очерк В.Мидянина о фильмах, воплотивших образ чудовища Франкенштейна, «Душа монстра». А вот и наши давние знакомые — прошлогодние победители в разделах «Критика» и «Публицистика». В прошлом году мы торжественно вручали им дипломы «Если», в этом преподнесем такие же, за другие выступления, но в излюбленном жанре: у одного это солидные тематические обзоры, у другого — парадоксальные, ироничные наблюдения за нашими непростыми отношениями с языком и любимым жанром (и их отношениями с нами).
Критических заметок, реплик, статей, обзоров «Если» в прошлом году напечатал немало — и немало было замечено публикой. Да почти все материалы были упомянуты в листе для голосования, почти каждый нашел своего благодарного читателя. Назовем лидеров: это Г.Елисеев «Битва за репутацию» (в числе лучших — его же «Устроители ближнего космоса»), В.Каплан «Суворовец в Хогвартс принес пулемет…», С.Алексеев «Гомеры нового времени», М.Галина «Волшебная лампа киборга», И.Найденков «Mobilis in mobile» и очерки Вл. Гакова в рубрике «Вехи». Ну а большинство почитателей оказалось у «Битвы за репутацию» Глеба Елисеева. В разделе «Публицистика» абсолютным чемпионом стал Евгений Лукин: его заметки «Сравнительное естествознание» и «Кризис номер два» заняли первые два места. Третье практически поделили О.Дивов («Последний трамвай в мейнстрим») и В.Силин («Бесконечное детство»), следующее взял П.Амнуэль («Опаляющий разум»), затем Е.Харитонов («Сломанная табакерка») и замкнул группу лидеров Д.Володихин («И пусть никто не уйдет обиженным»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 2007 № 05"
Книги похожие на "«Если», 2007 № 05" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал «Если» - «Если», 2007 № 05"
Отзывы читателей о книге "«Если», 2007 № 05", комментарии и мнения людей о произведении.