Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борьба за господство на Черном море"
Описание и краткое содержание "Борьба за господство на Черном море" читать бесплатно онлайн.
Господство на море — один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это собственно то, ради чего вообще государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимается ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море или часть этого моря. Главное — в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны.
В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.
В связи с отсутствием на Черном море достаточного количества транспортных судов, а также необходимостью перевозок в интересах готовившихся к наступлению войск в начале 1942 г. немцы приступили к формированию на театре десантных флотилий барж MFR. Впоследствии роль барж еще более возросла, когда в начале 1943 г. на них лета задача снабжения войск 17-й армии на Кубанском плацдарме. В ноябре — декабре того же года десантные флотилии составили основу сил блокады наших войск на Эльтигенском плацдарме южнее Керчи, а в мае 1944-го вывезли из Севастополя не менее половины от числа эвакуированных морским путем военнослужащих противника. Столь активное применение MFR обусловило и многочисленность имевшихся на театре флотилий и довольно большие потери.
1 L-F1 сформировали в феврале 1942 г., 3 L-F1 — в октябре 1942 г., 5 L-F1 — в апреле 1943 г. и 7 L-F1 — в июле 1943 г. Всего в разное время в их состав входили: F-121, F-122[120], F-125, F-128, F-130 — F-139, F-142 — F-145, F-162, F-168, F-170, F-176, F-211, F-217, F-229, F-301 — F-307, F-312—F-316, F-322, F-323, F-325, F-326, F-329, F-332—F-337, F-339 — F-342, F-353, F-367 — F-369, F-371 — F-374, F-382, F-386, F-394, F-395, F-401, F-405, F-406, F-418, F-419, F-445 — F-449, F-467, F-469 — F-476, F-492, F-493, F-521, F-532—F-539, F-558 — F-586, F-589, F-591 — F-594, F-848 — F-852, F-893 — F-898.
Количество MFR на Черном море постоянно изменялось. Дело в том, что их строили в Варне (80 единиц) и в портах на реке Дунай. Таким образом, германские силы на Черном море не только в основном укомплектовывались кораблями местной постройки, но и передавали их на другие театры. Например, F-123, F-124, F-126, F-127, F-129, F-331, F-338, F-370 после непродолжительного пребывания на Черном море перешли в Эгейское. Корабли последних серий, вошедшие в строй в 1944 г: F-899 — F-908, — уже к середине года в основном ушли на Дунай и далее воевали там.
К сожалению, исчерпывающей информации по потерям MFR нет — они были очень велики и на завершающем этапе даже не всегда фиксировались документально. Самым страшным врагом MFR являлась авиация Черноморского флота. Она потопила: F-134 и F-125[121](9.9.1942), F-533 (18.9.1942), F-176 (26.2.1943), F-535 (27.2.1943), F-386 (19.11.1943), F-309 и F-367 (19.5.1943), F-328 (27.5.1943), F-144 (7.7.1943), F-217 (24.9.1943), F-229 (9.10.1943), F-418 (17.10.1943), F-449(9.11.1943), F-594(28.11.1943), F-306 (30.11.1943), F-573(1.12.1943), F-360 (3.12.1943), F-305 и F-369 (5.12.1943), F-565 (13.4.1944), F-395, F-564 и F-569 (15.4.1944), F-132 (6.5.1944), F-130 (поврежденная советской авиацией и брошенная экипажем, 12.05.1944 добита артиллерией подводной лодки С-33), F-568 (20.8.1944).
На втором месте оказались мины: F-145 (3.6.1942), F-133 (10.8.1942), F-138 (5.10.1942), F-336 и F-538[122] (19.12.1942), F-162 (2.1.1943), F-323 (24.1.1943), F-473 (17.2.1943), F-143 (24.2.1943), F-371 (9.3.1943), F-136 (14.3.1943), F-475 (15.3.1943), F-121 (15.6.1943), F-583 (6.09.1943), F-302 и F-315 (2.10.1943), F-125 (4.10.1943), F-128 (26.10.1943). Навигационные аварии, в том числе при уклонении от ударов советских сил, стали причиной гибели F-470 (23.5.1943), F-126 (4.11.1943), F-419 (11.11.1943 затоплен на мелководье в результате повреждений, полученных в ночном бою с F-305), F-536 (23.11.1943), F-341 и F-574 (30.11.1943, уклоняясь от удара штурмовиков Ил-2, сели на мель, где их позже уничтожили), F-446 (9.01.1944), F-558 (16.02.1944). Не раз попадали MFR и под торпедные удары черноморских подводников, которые потопили F-329 (тяжело повреждена 23.5.1943 в бою с подлодкой Л-4, не восстановлена), F-474 (10.10.1943), F-592 (15.11.1943), F-566 (2.12.1943), F-580 (9.12.1943). Береговая артиллерия уничтожила F-313 (6.11.1943), F-135 (20.02.1944), торпедные катера — F-334 (1.08.1942). F-303, F-492, F-493, F-577 были затоплены 28.10.1943 при эвакуации из Геническа, a F-560 — 2.11.1943 в Скадов- ске. F-374 и F-521 потоплены 25.08.1944 в Килийском гирле. Остальные MFR погибли в результате не установленных по документам причин, либо были затоплены в конце августа 1944 г. в румынских и болгарских водах. Часть из них подняли и ввели в состав советского Черноморского флота.
В феврале 1943 г. формируется 3-я флотилия артиллерийских барж. В нее входили артиллерийские лихтеры типа MAL: 1–4, 8-11. Поскольку лихтеры строились в Германии, а затем посекционно перевозились по железной дороге на Черное море, окончить формирование флотилии удалось только к июню. В последующие месяцы флотилия занималась сопровождением конвоев, ходивших на Кубань, а также несением дозорной службы в Азовском море, причем неоднократно участвовала в боевых столкновениях с бронекатерами Азовской флотилии. MAL-8, поврежденный 18 сентября штурмовиками Ил-2, выбросился на берег, где 26 сентября его взорвали саперы; MAL-1, MAL-3, MAL-9 — MAL-11 были взорваны своими экипажами 29 октября в Геническе при эвакуации порта. MAL-2 и MAL-4, находившиеся в разобранном состоянии в Севастополе, перевезли в Констанцу, но в строй так и не ввели.
Расформированную в октябре 1943 г. флотилию воссоздали в феврале 1944 г. — на этот раз она состояла из свежепостроенных артиллерийских барж. В нее входило шесть AF: 51–56. В апреле — мае плавбатареи флотилии принимали участие в артиллерийской поддержке фланга сухопутных войск у Севастополя, а также несении ночных противокатерных дозоров. Все они были затоплены своими экипажами в румынских и болгарских водах в конце августа.
Кроме флотских соединений, на Черном и Азовском морях действовали армейские морские транспортные средства. Прежде всего, это уже упоминавшиеся самоходные паромы типа «Siebel». Кроме этого в состав понтонно-мостовых парков входили десантные мотоботы PELB (Pionier-Landungs boot) четырех типов.
Военно-морские силы Италии на Черном море
В ходе Второй мировой войны итальянцы перебросили на Черное море шесть сверхмалых подводных лодок типа СВ и десять торпедных катеров типа 500. Все они были доставлены в Констанцу по железной дороге. Подлодка СВ-5 была потоплена в Ялте торпедными катерами, а СВ-1 — СВ-4 и СВ-6 в сентябре 1943 г. захвачены немцами, но вскоре переданы Румынии. В январе 1944 г. их официально вернули обратно Италии — точнее, марионеточной профашистской «республике Сало». Но перевезти обратно их не успели, и СВ-1—СВ-4 советские войска захватили в Констанце.
Первые четыре торпедные катера MAS 570 — MAS 573 появились на Черном море 20 мая 1942 г., из них сформировали 4-ю флотилию. Затем 30 июля прибыли MAS 568 и MAS 569, 30 августа — MAS 566 и MAS 567,21 октября — MAS 574 и MAS 575.
Таблица 6
Основные тактико-технические элементы кораблей на Черном море
Крейсера
Примечание: «Ворошилов» мог принять на борт баркасов — 6, самолетов — 1, танков легких (автомашин) весом до 6 т — 10, 122-мм пушек с передками — 8, войск — 5000 человек.
«Красный Крым» мог принять на борт торпедных катеров — 2, танков легких (автомашин) — 4, войск—3500 человек.
«Красный Кавказ» мог принять на борт торпедных катеров — 2, самолетов —1, танков легких (автомашин) —10, войск — 4000 человек.
Приборы 1-Н и ПМР-2 — упрощенные автоматы стрельбы, позволяющие применять оружие с мостика при внезапной встрече с противником без задействования основной схемы приборов управления стрельбой; АКУР — автомат курсового угла и расстояния.
Эскадренные миноносцы
Примечание: Эсминцы пр.7 могли брать на борт до 700 человек с личным оружием, пр.7у — до 500, типа «Новик» — противотанковых пушек со снаряжением — 8, войск — 1500 человек.
На «Regele Ferdinand» в ходе войны 76-мм орудие заменено на 37-мм и добавлено четыре 20-мм зенитных автомата.
На «Marasti» в ходе войны количество 37-мм автоматов увеличилось до четырех и установили счетверенный 20-мм зенитный автомат; кроме этого корабли получили по два итальянских бомбомета.
Эскортные корабли различных классов
Примечание: «Шторм» могли принять на борт 350 человек с личным оружием. Т-406 мог принять на борт: 45-мм противотанковых орудий с передками — 10, войск — до 600 человек с личным оружием, запасом продовольствия на 5 суток и комплектом боезапаса.
Боевые катера
Примечание: Бронекатера пр. 1124 имели бронирование борта 7 мм, а палубы и боевой рубки — 4 мм.
На Г-5 торпедные аппараты желобные.
На германских торпедных катерах торпедные аппараты трубные. На итальянских торпедных катерах торпедные аппараты бугельные.
Подводные лодки
Тактико-технические элементы германских десантных кораблей типа MFR и MNL
Примечание: MFR А на Черном море несли до 10 глубинных бомб.
Десантные корабли тала MFR строились сериями А, В, С и D с несколькими модификациями каждая, из которых на Черном море отмечены:
А1 — с усиленными палубой и аппарелью для десантирования 52-т танков; к этой модификации относились: F-121, F-123 — F-138, F-142 — F-145, F-162, F-176, F-301 — F-306, F-313 — F-315, F-322, F-323, F-329, F-331 — F-334, F-336, F-338, F-340 — F-342, F-353, F-367 — F-369, F-370 — F-372, F-382, F-386.
А — прерыватель минных заграждений — имел усиленное днище, а в трюме два дизель-генератора по 50 кВт. С помощью механических трещоток и мощных электромагнитов мог создавать акустическое и магнитное поля, соответствующие транспорту 5000 т; к этой модификации относились: F 122, 139, 168, 170, 307, 312, 316, 325, 326, 335, 337, 339, 373, 374.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борьба за господство на Черном море"
Книги похожие на "Борьба за господство на Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море"
Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.