Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борьба за господство на Черном море"
Описание и краткое содержание "Борьба за господство на Черном море" читать бесплатно онлайн.
Господство на море — один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это собственно то, ради чего вообще государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимается ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море или часть этого моря. Главное — в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны.
В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.
К началу июня 1942 г. на Черное море прибывает 1-я флотилия торпедных катеров (S-26, S-27, S-28, S-40, S-72, S-102). Полностью разоруженные катера перевозились из Дрездена на Эльбе в Ингольштадт на Дунае на специальных большегрузных автомобильных платформах, после чего спускались на воду, собирались и шли своим ходом в Черное море. Все шесть катеров приняли участие в блокаде Севастополя, причем S-102 19 июня потопил транспорт «Белосток». С августа флотилия, пополненная присланными из Германии катерами S-47, S-49, S-51 и S-52, базировалась на Феодосию и действовала на коммуникациях у берегов Кавказа вплоть до района Туапсе; весной 43-го она принимала участие в блокаде малоземельского плацдарма. В июне в состав флотилии вошли S-42, S-45, S-46, а в начале 1944-го — S-131, S-148, S-149. Последние выходы катеров на наши коммуникации относились к январю — февралю 1944 г., после чего активность советской авиации заставила перенести базу в Севастополь. В последние месяцы войны катера в основном использовались для сопровождения своих же конвоев в качестве противо-катерного охранения.
В ходе боевых действий погибли:
S-27 — 5 сентября 1942 г. торпедирован неисправной торпедой с S-72;
S-102 — 8 июля 1943 г. подорвался на мине в Керченском проливе;
S-46 — 11 сентября 1943 г. потоплен истребителем;
S-42, S-52 и S-131 — 20 августа 1944 г. уничтожены советской авиацией в Констанце (на тяжело поврежденных в этом же налете S-28 и S-149 личный состав уничтожил двигатели);
S-26 и S-40 —19 августа 1944 г. уничтожены авиацией в Сулине, тяжело поврежденный в этом налете S-72 позднее затоплен;
S-148 — 22 августа погиб от подрыва на мине в устье Дуная.
Практически одновременно с флотилией 1 S-F1 на театр перебросили 3-ю флотилию тральщиков (3 R-F1 — R-33, R-35, R-З6, R-37, R-163, R-164, R-165, R-166), действовавшую ранее в Ла-Манше. В связи с отсутствием на Черном море более крупных надводных кораблей катерные тральщики решали широкий круг задач: от траления и конвоирования торговых судов до обстрела занятого советскими войсками побережья Азовского моря в августе 1942 г. В 1943–1944 гг. флотилию усилили катерами R-196, R-197, R-203 — R-209, R-216 и R-248.
R-36 29 апреля 1943 г. подорвался на румынской мине у Констанцы, и его оставшаяся на плаву кормовая часть не восстанавливалась. R-33 19 июля 1943 г. потопила у Ялты советская авиация. Та же судьба постигла в Феодосии 11 апреля 1944 г. R-204. 25 апреля R-208 погиб на Дунае в результате подрыва на британской донной мине. Поврежденные в ходе налета на Констанцу R-37, R-203 и R-205 затопили при эвакуации базы 25 августа, а все остававшиеся «раумботы» — 30 августа в Варненском заливе.
Второй флотилией катерных тральщиков на Черноморском театре стала 30-я, которую сформировали в июле 1943 г. из катеров, ранее входивших в состав Дунайской флотилии. Она включала «раумбот» R-30 (потоплен авиацией 23 сентября 1943 г. в Керчи), катерные тральщики голландской постройки RA-51, RA-52, RA-54 и RA-56 (затоплены экипажами в августе 1944 г.), прорыватели минных заграждений «Sperrbrecher-192» и «Sperrbrecher-193» (последний потоплен советской авиацией 10 апреля 1944 г.), девять катерных тральщиков типа FR, 18 катеров типа FZ и два буксира. Большая часть кораблей этой флотилии в августе 1944 г. успела уйти вверх по Дунаю и продолжила там боевые действия до конца войны.
Эскортные функции выполняли 1-я, 3-я и 23-я флотилии противолодочных кораблей. 1 Uj-Fl сформировали в июне 1943 г. на базе существовавшей с сентября 1942 г. группы противолодочных кораблей Дунайской флотилии «Сулина». В ее состав входили переоборудованные в охотники за подводными лодками военные транспорта типа КТ: UJ-101 (КТ-39), UJ-102 (КТ-40), UJ-103 (КТ-37), UJ-104 (КТ-17), UJ-105 (КТ-24), UJ-106 (КТ-23), UJ-107 (КТ-33), UJ-108 (КТ-29), UJ-109 (КТ-4), UJ-110 (КТ-38), UJ-111 (КТ-30), три корабля: разных типов: UJ-115 «Rosita», UJ-116 «Xanten», UJ-117 «SchifF-19»; а также переоборудованная MFRUJ-118 (F-308).
UJ-102 (КТ-40) погиб 15 декабря 1943 г. в районе Евпатории при довольно курьезных обстоятельствах. Командир корабля доложил о контакте с подводной лодкой, которую он намерен атаковать, после чего связь с ним пропала. Спустя несколько часов на воде обнаружили обломки корабля и тела членов экипажа, из которых не спасся никто. Проведенное расследование предложило в качестве основной версии гибель корабля в результате взрыва боеприпасов на лежавшем на дне транспорте «Santa Fe» — взрыв был спровоцирован глубинным бомбометанием. UJ-117 «SchifF-19» 28 марта 1944 г. выбросило штормом на берег в районе Констанцы. UJ-104 (КТ-17) 27 апреля был торпедирован советским торпедным катером у Севастополя, отбуксирован в порт, где его впоследствии и затопили. UJ-115 «Rosita» потопила советская авиация 20 августа в ходе удара по Констанце. UJ-113 (КТ-39), по-видимому, тогда же получил тяжелые повреждения и его спустя пять дней затопили на внешнем рейде порта. UJ-103 (КТ-37), UJ-105 (КТ-24), UJ-107 (КТ-33), UJ-111 (КТ-30) и UJ-118 (F-308) 26–30 августа были затоплены или брошены экипажами в болгарских водах. Та же судьба постигла в октябре UJ-106 (КТ-23) и UJ-110 (КТ-38), когда они пытались прорваться вверх по Дунаю. UJ-108 (КТ-29) и UJ-109 (КТ-4) в июне 1944 г. в разоруженном состоянии ушли в Эгейское море, где спустя три месяца погибли уже под другими номерами.
Кроме того, на театре имелось две флотилии малых охотников за подлодками KFK. В апреле 1943 г. сформировали 23 Uj-Fl. Эту флотилию укомплектовали военнослужащими из хорватского морского легиона, хотя офицеры оставались немецкими. Позднее, в марте 1944 г. корабли соединения получили полностью германские экипажи. С июля 1943-го флотилия приступила к сопровождению конвоев между Констанцей и Одессой, а позднее и между Констанцей и Севастополем. В ее составе имелись охотники UJ 2301 (KFK-81), UJ-2302 (KFK-82), UJ-2303 (KFK-83), UJ-2304 (KFK-84), UJ-2305 (KFK-85), UJ-2306 (KFK-86), UJ-2307 (KFK-92), UJ-2309 (KFK-15), UJ-2310 (KFK-372), UJ-2311 (KFK-20), UJ-2312(KFK-17),UJ-2313(KFK-373),UJ-2314(KFK-202), UJ-2316 (KFK-31), UJ-2317 (KFK-200), UJ-2318 (KFK-47).
3 Uj-Fl сформировали 16 ноября 1943 г. из группы каттеров 30-й флотилии. В ее состав входили UJ-301 (KFK-7), UJ-302 (KFK-8), UJ-303 (KFK-9), UJ-304 (KFK-10), UJ-305 (KFK-11), UJ-306 (KFK-12), UJ-308 (KFK-44), UJ-309 (KFK-193), UJ-310 (KFK-194), UJ-312 (KFK-45), а позднее также UJ-307 (KFK-19), UJ-313 (KFK-21), UJ-314 (KFK-22), UJ-315 (), UJ-316 (•), UJ-317 (KFK-46) и UJ-318 (KFK-195).
Обе флотилии принимали активное участие в защите коммуникаций на последнем этапе войны, в том числе и во время эвакуации войск 17-й армии из Крыма. Соответственно потери их оказались чувствительными. UJ-2304 (KFK-84) 3 мая 1944 г. потопила советская авиация, UJ-2313 (KFK-373) и UJ-2314 (KFK-202) погибли 9 мая от огня советской полевой артиллерии в Южной бухте Севастополя. UJ-2303 (KFK-83) получил при этом серьезные повреждения и, по некоторым данным, затонул 11 мая на подходах к Варне. UJ-310 (KFK-194) 11 мая получил попадание тяжелого снаряда у мыса Херсонес и затонул на мелководье. UJ-316 18 июня погиб на мине у Сулины, a UJ-2307 (KFK-92) — 23 июня у Варны. В конце августа большая часть катеров оказалась затоплена своими экипажами, а часть стала советскими трофеями.
Летом 1943 г. для эскортной и сторожевой службы у побережья Румынии и Болгарии сформировали 30-ю и 31-ю эскортные флотилии. Их основу составили сторожевые катера Дунайской флотилии типа «Дельфин», новопостроенные KFK и мобилизованные рыболовные катера. 30-ю флотилию (находилась в оперативном подчинении командующего Дунайской флотилией) составляли 29 катеров с номерами между G-3001 и G-3080, 31-ю — 26 с номерами между G-3101 и G-3184.
1 августа 1944 г. все эскортные флотилии и флотилии охотников за подлодками переформировали в 1 и 2-ю флотилии обороны побережья Черного моря (Kuestenschutzflotillie Schwarzes Меет). Флотилии имели в своем составе корабли с литерным обозначением SM: 1-я — 101–111, 121–132, 141–147, 161–166, 2-я — 201–231, 241–247. Как уже отмечалось, частично флотилии комплектовались катерами типа KFK, частично — обычными рыболовными катерами.
Как и на других театрах войны, на Черном и Азовском морях в основных базах и портах имелись небольшие соединения базовых сторожевых кораблей и каптеров. Соединения охраны рейдов имелись в Бердянске (RJB01 — RB10), Феодосии (RF01 — RF15), Геническе (RG01 — RG10), Керчи (RK01 — RK14), Мариуполе (RM01 — RM10), Очакове (R01 —
R015), Николаеве (RN01 — RN04, RN21 — RN25), Одессе (PI — Р5, R021 — R029), Севастополе (RS01 — RS10, RS24 — RS31, RS1701 — RS1710), Таганроге (RTa01 — RTa10), Темрюке (RT01 — RT10) и Варне (BW01 — BW04, BW19, BW20). Часть кораблей и катеров этих флотилий погибла в боевых действиях, часть затопили при эвакуации портов, а уцелевшие в августе 1944 г. пополнили флотилии обороны побережья.
В связи с отсутствием на Черном море достаточного количества транспортных судов, а также необходимостью перевозок в интересах готовившихся к наступлению войск в начале 1942 г. немцы приступили к формированию на театре десантных флотилий барж MFR. Впоследствии роль барж еще более возросла, когда в начале 1943 г. на них лета задача снабжения войск 17-й армии на Кубанском плацдарме. В ноябре — декабре того же года десантные флотилии составили основу сил блокады наших войск на Эльтигенском плацдарме южнее Керчи, а в мае 1944-го вывезли из Севастополя не менее половины от числа эвакуированных морским путем военнослужащих противника. Столь активное применение MFR обусловило и многочисленность имевшихся на театре флотилий и довольно большие потери.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борьба за господство на Черном море"
Книги похожие на "Борьба за господство на Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море"
Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.