Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
Великая вина, какую навлекает на себя человек из-за немилосердия к ближним
“Сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым…” и проч. (ст.30–31).
К числу тягчайших грехов, заслуживающих великого наказания перед Богом, относится грех немилосердия к ближним.
С заповедью о любви к Богу находится в тесной, неразрывной связи заповедь о любви к ближним, посему они и поставлены вместе: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя” (ст.27). Где нет любви к ближнему, там нет и любви к Богу (1 Иоан. 4:20[904]). Двоякий пример такого греха, происходящего от немилосердия к ближнему, предлагает нам Иисус Христос в нынешнем Евангелии (ст.30–31).
1. Немилосердие, посредством которого навлекается вина.
Оно бывает, частью более грубое, частью более тонкое.
а) Более грубое.
а. Когда человек душит, истязает и угнетает своего ближнего, или иначе причиняет ему физический вред.
Такое грубое немилосердие мы видим в поступке разбойников (ст.30[905]), в братьях Иосифа по отношению к своему родному брату (Быт. 37:27–28[906]).
b. Что поступать так с ближним, значит, оказывать ему немилосердие, — это очевидно для всякого, ибо любовь не делает ближнему никакого зла (Рим. 13:10); а в этих поступках явно выражается нелюбовь, немилосердие.
б) Более тонкое.
а. Такое немилосердие обнаруживается в том, когда человек хотя прямо и не причиняет ближнему зла, однако, не делает ему и добра, по крайней мере такого добра, в котором ближний более всего нуждается и которое он может оказать.
Пример такого немилосердия представлют священник и левит, каждый из которых, вместо того, чтобы помочь несчастному, “прошел мимо” (ст.31, 32).
Если бы они видели в несчастном своего ближнего и действительно любили его, то не оставили бы его страдать в таком положении, но поступили бы также, как поступил самарянин (ст.33–35).
b. Тоньше, конечно, было это немилосердие священника и левита сравнительно с немилосердием разбойников, однако, — это тоже немилосердие. По суду человеческому оно, быть может, и не удостоилось бы названия немилосердия, но перед Богом оно одинаково преступно, как и немилосердие грубое и даже, в некотором отношении, еще преступнее.
2. Великая вина, навлекаемая немилосердием.
Как грубым, так и тонким немилосердием, человек погрешает против великой заповеди (1 Иоан. 4:20[907]).
В том и другом случае он подлежит великой ответственности и наказанию.
а) Уже здесь на земле, в совести и праведном Божьем мздовоздаянии. Когда совесть пробудится, как грозно будет ее напоминание не только о делах насилия грубейшего немилосердия, но и о грехах нерадения, происшедших вследствие более тонкого немилосердия! Как ужасна покажется эта мысль: “того или этого постигло несчастье. Ты мог ему помочь, и не помог. Ты перед Богом — его убийца!”
И кто поручится за тебя, немилосердый, что Бог, по своему праведному мздовоздаянию, не попустит и тебе, когда ты будешь находиться в нужде, испытать то же самое немилосердие от других людей, какое ты оказывал своим нуждающимся братьям?
б) Еще более в вечности. В день страшного суда люди дадут отчет за каждый опущенный случай к деланию добра.
Тогда исполнится то, что Господь возвестил в своем слове: “суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2:13).
На основании любви к ближним праведный Судья произнесет грозный приговор (Мф. 25:41–43[908]).
Заключение. Кто из нас в этом случае без греха?
Загладим свои грехи искренним покаянием и благотворением (Ис. 58:7[909]).
Самые плохие христиане те, которые много говорят, но мало делают
“Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” (ст.25).
Законник, как видно из его слов, принадлежал к числу таких людей, которые хорошо говорят, но ничего не делают (Мф. 23:3[910]) Он знал закон и “правильно отвечал” на вопросы (ст.28), но все это было одним холодным знанием, без приложения к делу.
Не вера на словах спасает нас, но дела, соединенные с верой (Иак. 1:22;[911] Гал. 5:6[912]). “Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною” (1 Иоан. 3:18[913]). Самые плохие христиане те, которые много говорят, но мало делают.
Худое христианство таких людей. Это — самые худшие христиане, если они даже и много говорят:
а) о Боге и Его слове. Книжник в нынешнем Евангелии много спрашивал и отвечал, но он был преступник (Рим. 2:23[914]), хотящий “оправдать себя” (ст.29). Таковы все умные болтуны нашего времени, которые отвергаются Христа.
б) О любви к ближним. Жалуются на испорченность людей, вздыхают о злобе сильных, дают нравоучения другим, а сами не шевелят и пальцем (Мф. 23:4[915]). Уста их полны (Иак. 2:16), но руки — пусты. Хотят обманщику сломать голову, а сами похищают у бедного единственную овечку (2 Цар. 12:5–7[916]). Говорят о братстве, а враждуют дни и годы со своими братьями. К чему служит тогда ангельский язык (1 Кор. 13:1[917])?
Это овцы, которые мычат, но не имеют никакой шерсти.
2. Лучше мало говорить, а много делать. Научимся познавать истинных христиан по делам самарянина, который в исполнении своих обязанностей больше делает, чем говорит. Это он показывает:
а) как в отношении к Богу — молится втайне (Мф. 6:6[918]), повинуется воле Божией;
б) так и в отношении к ближнему, которому он оказывает помощь, чтобы левая рука не знала, что делает правая (Мф. 6:3[919]).
Заключение. Достаточно и между нами таких, которые на словах готовы переставить горы, но если дойдет до дела, то не уберут и камешка с пути.
Как часто они обещают на исповеди исправиться, и остаются, однако, теми же грешниками! Они подобны тому сыну, который лгал Отцу (Мф. 21:30[920]).
Но что если бы и Бог также поступал с вами и кормил вас одними словами? Вы никогда не думаете о словах Господа (Мф. 7:21[921]).
Говорите много, если это нужно для во славу Божью. Но также и поступайте, и что вы хотите делать, делайте скоро. Тогда вы будете “блажен будет в своем действии” (Иак. 1:25).
Нет ничего случайного, но все от Бога
“По случаю один священник шел тою дорогою” (ст.31).
Случайно, по-видимому, человек в нынешней притче попадается в руки разбойников; случайно, как будто является самарянин на помощь несчастному; по случаю, будто бы, проходит священник, не обратив никакого внимания на больного.
Но в мире нет ничего случайного (Псал. 13:1;[922] Прем. 2:1–2;[923] Еккл. 9:11[924]). Напротив, Бог всем управляет (Псал. 103:24[925]) и определяет участь каждого человека (Деян. 17:28;[926] Иов. 37:7;[927] Псал. 138:5[928]). Нет ничего случайного, но все от Бога.
1. Всякое несчастье. Наводнения, землетрясение, войны, моровые язвы, повальные болезни, народные бедствия. “Я, Господь, делаю все это” (Ис. 45:6–7;[929] Амос. 3:6[930]).
Это относится также и ко всем несчастьям, постигающим каждого человека, в частности. Часто эти несчастья суть стрелы Всемогущего. Молния, буря, болезнь (Еккл. 2:26;[931] Иер. 18:8–9[932]).
Положим даже, что наше несчастье происходит от людей (3 Цар. 22:34[933]). Но, ни вол не ударит меня (Числ. 35:22[934]), ни зверь не укусит, ни змея не уязвит (Тов. 2:10[935]), без воли Божьей.
Бог, по крайней мере, допускает зло (2 Цар. 16:10[936]), допускает расти бодающим терниям, хотя Он тотчас затем ввергает их в огонь.
2. Всякое счастье.
Бог удержал руку убийц, привел именно на это место самарянина, открыл его сердце для оказания помощи.
Не мы сами устрояем наше счастье (Псал. 126:1; Иер. 10:23). Зависит ли только от мудрости кормчего, что его корабль не разбивается? Что поможет нашим сеяниям и орошениям, если Бог не даст удобрения?
Все от Господа (Псал. 118:23). Почему я православный христианин? Откуда мое звание, должность, уважение в свете (Руф. 9:2. 3; Прит. 10:22; Прем. 14:3. 4)?
3. Всякий случай к деланию добра.
По Божественному манию встречаются здесь бедные и богатые между собой (Прит. 29:13).
Если мы обязаны уже во время оказывать помощь волам и ослам (Исх. 23:4): то что значит после этого человек бедный и больной?
Не случайно, что Лазарь лежал перед воротами богача (Лук. 16:20), что слепец сидел на пути и просил милостыни (Лук. 18:35). Каждый случай к благотворительности требует нашей любви к ближним. Будьте поэтому честными Иосифами (Быт. 40:2. 3), милосердыми самарянами (Гал. 6:10)!
Заключение. Ни один волос не падает без воли Божией (Мф. 10:29. 30). Бог именно через то еще более прославляется, что Он велик даже в малом (Псал. 146:5). Мудрый хозяин дома обо всем печется.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.