Сергей Махов - Борьба за испанское наследство

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борьба за испанское наследство"
Описание и краткое содержание "Борьба за испанское наследство" читать бесплатно онлайн.
Война за испанское наследство (1701–1714) началась в 1701 году после смерти испанского короля Карла II. Главным поводом послужила попытка императора Священной Римской империи Леопольда I защитить право своей династии на испанские владения. Война длилась более десятилетия, и в ней проявились таланты таких известных полководцев, как герцог де Виллар и герцог Бервик, герцог Мальборо и принц Евгений Савойский. Война завершилась подписанием Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) соглашений. В результате Филипп V остался королём Испании, но лишился права наследовать французский престол, что разорвало династический союз корон Франции и Испании. Австрийцы получили большую часть испанских владений в Италии и Нидерландах. В результате гегемония Франции над континентальной Европой окончилась, а идея баланса сил, нашедшая свое отражение в Утрехтском соглашении, стала частью международного порядка.
И последнее, Лорд-Адмирал желает, чтобы Их Лордства отнеслись к нему со всей справедливостью и верили ему, ибо никто так не принимает близко к сердцу потери наших купцов, как он, и он тем более сострадает им, потому что эти джентльмены ведут торговлю на одиночных беззащитных кораблях, учитывая методы противника, когда сам Король и многие его подданные используют так много кораблей и средств исключительно для ведения войны против наших купцов, такие потери будут продолжаться. Однако Его Королевское Высочество искренне надеется, что Их Лордства поверят, что флот Королевы не был бесполезным в этой войне и что война не может продолжаться без поддержки нашего превосходства на море у берегов Португалии, Испании и Италии, во всех местах, где флот Королевы, осуществлял обширную деятельность за последние 4 года и предпринял многое для защиты Британии от морских сил Франции».
Приложение 5
Рейд Дюгэ-Труэна к Шпицбергену
В 1703 году Рене Дюгэ-Труэну исполнилось 40 лет. Подвиги этого молодого и бесстрашного моряка из Сен- Мало времен войны Аугсбургской лиги были известны каждому. Он нанялся на корсарский фрегат в 16 лет, а уже через год получил под командование первый корабль. В 1697 году, перед окончанием войны Аугсбургской лиги, он стал капитаном, но заключенный в том же году мир поставил под вопрос его дальнейшую военную карьеру. В мае 1702 года разгорелся новый конфликт, и он снова занялся каперством, которое больше всего удовлетворяло и его вкусам, и его характеру. Одной из первых целей в начале Войны за испанское наследство стал громадный голландский китобойный флот, находившийся тогда в районе Шпицбергена.
Сам он так рассказывает об этом в своих мемуарах: «Король предоставил мне линейные корабли „Эклатан“ (66 орудий), „Фурье“ (62) и вооруженный приватир „Бьенвето“ (30). Я поднял свой флаг на „Эклатане“, но велел сократить на нем количество пушек до 58, а на „Фурье“ — до 56, чтобы сделать их маневреннее. Мой лейтенант Демаре-Эрпен взял на себя командование „Фурье“, а лейтенант Демарк — „Бьенвеню“. Из Сен-Мало ко мне пришли 30-пушечный „Морине“ и 28-пушечный „Этоле“. Мы определили своей целью район Шпицбергена, дабы разорить голландский китобойный флот».
7 июля 1703 года отряд оставил Брест и направился к Датскому проливу. У Оркнейских островов Дюгэ-Труэн столкнулся с 15 кораблями и фрегатами голландского адмирала Ван дер Дуссена. Сильный туман позволил французам уйти от преследования. После этого неприятного инцидента отряд вошел в Датский пролив и взял курс на Шпицберген, где захватил врасплох голландских китобоев. Дюгэ-Труэн писал: «Мы захватили или сожгли более 40 китобойных судов, но сильный туман спас часть других. По моему мнению, в заливе Грюнхэйв было не менее 200 купцов, занимавшихся промыслом. Как только я приближался к берегу, мой корабль охватывала настолько плотная завеса, что иногда мы, стоя в носу корабля, не видели его кормы. Течением нас отнесло на север, к острову Форланд (недалеко от Шпицбергена), мы очутились на 81-м градусе северной широты, таким образом, оказались очень близко от кромки льдов. Постоянное наблюдение за морем и опасение повредить корабли помешало нам в атаках голландцев. В конце концов задул зюйд-ост, и мы вернулись в Грюнхэйв. У местных охотников мы узнали, что пока нас снесло на север, большое количество китобоев ушло с эскортом из 2 военных кораблей». Несмотря на упорство и боевой задор, Дюгэ-Труэн понимал, что в этих опасных и малоизвестных водах при слепом преследовании бегущего противника он сильно рискует своими кораблями. У него не было также шкипера, знакомого с этими глухими местами, который бы мог провести эскадру через дрейфующие льдины и мелководья, поэтому вынужден был удовлетвориться уже захваченными призами. Дюгэ-Труэн повернул обратно, но около южной оконечности Шпицбергена 8 захваченных китобоев вылетели на скалы, и их пришлось бросить. В сентябре 1703 года отряд взял курс домой. К этому моменту с Дюгэ-Труэном оставалось только 15 купцов, остальные были сожжены из-за плохого состояния. Дело оказалось не слишком прибыльным, по крайнем мере каперы из Сен-Мало были разочарованы малым количеством призов. 28 ноября 1706 года Дюгэ-Труэн представил морскому министру Жерому Поншартрену предложение о новой экспедиции в район Шпицбергена, однако в ответе было сказано, что есть более перспективные для славы и прибыли районы. Таким образом, французский корсар не смог еще раз посетить арктические воды, чтобы исправить неудачи своего первого похода.
Более того — это был единственный за все столетие поход французского корабля к архипелагу Шпицбергена.
Приложение 6
«Корсарский» капитан Кассар. Биография
Знаменитый корсар родился в Нанте 30 сентября 1679 года в семье торговцев. С 14 лет он плавал на торговых судах, принадлежавших его семье, совершил несколько походов на Антильские острова и в Новую Голландию. С началом войны Аугсбургской лиги служил в военном флоте, плавал с дю Кассом В 1697 году на мортирном судне «Эклатан» он участвовал в набеге на Картахену Индейскую.
25 мая 1700 года Кассар получил звание капитана и был принят на военную службу. В Сен-Мало в 1705 году он вооружил корвет «Сент-Гилльом», с которым отправился в крейсерство к берегам Ирландии. 28 августа около Корка он атаковал караван из 12 рыболовных судов и все их захватил. В 1707 году Кассар вышел в море на «Дюшес Анн», в районе Уэссана он обнаружил английский конвой из 13 торговых судов под эскортом 48-пушечного приватира «Жерсей». Корсар атаковал британцев, взял на абордаж «Жерсей» и захватил всех купцов. В 1708 году Кассар на «Дюшес Анн» и переоборудованный в корсарский корабль «Жерсей» отправились к берегам Ирландии, где захватили множество призов. В районе Лондондерри Кассар столкнулся с 38-пушечным английским фрегатом «Эксетер», который вступил в бой, но, получив сильнейшие повреждения, еле ушел к Ливерпулю. На следующий год по личной просьбе Жерома Поншартрена корсар отправился на Средиземное море — помочь провести во Францию караваны с зерном. Дело в том, что осень 1708 года выдалась во Франции очень дождливой, в декабре неожиданно ударили морозы, которые погубили всю пшеницу. В стране начался голод, и Людовик закупил зерно у берберов и турок. Однако эти суда, доверху загруженные пшеницей, не могли дойти до Марселя или Тулона — в Средиземном море господствовал английский флот и драгоценный груз мог быть легко захвачен.
Вначале 1709 года Кассар вышел из Тулона с 66-пушечным «Эклатаном», 58-пушечным «Серье» и 6-пушечным «Дилижентом». Около острова Табарка он встретил конвой в Марсель из 25 судов, который и взял под охрану. На следующий день впередсмотрящие заметили английские корабли, и Кассар пошел в атаку. Хотя противник имел 5 линкоров, но сражался нерешительно, и корсару удалось отбить англичан и провести конвой в Марсель.
Следующим делом стала защита французского смирнского конвоя. В середине декабря из Тулона вышел большой торговый караван — из 84 торговых судов, 4 линкоров и 2 фрегатов[72], на который неподалеку от Сицилии напали 8 английских кораблей. Эскорт смог с большим трудом отбиться от атаки противника, но весь конвой теперь был заблокирован в заливе Хуан. На выручку начальник тулонской эскадры послал отряд Кассара, который вышел с 70-пушечным «Парфетом», 60-пушечным «Серье» и 52-пушечным «Фенни». 29 декабря 1709 года (по старому стилю) отряд Кассара встретил у Сицилии английские 64-пушечный «Пэмброк» и 36-пушечный «Фалькон». Французы подняли английские и голландские флаги и благодаря этой уловке смогли сблизиться с британцами вплотную (Кассара приняли за эскадру вице-адмирала Бейкера). После ожесточенного боя (только на «Пэмброке» 140 убитых, в том числе капитан) англичане были взяты на абордаж — все решило численное преимущество корсаров. За это дело Кассар получил чин капитана фрегата
В наступившем 1710 году корсар планировал атаковать английские транспорты в бухте Вадо (Каталония), но, по данным разведки, там оказалось еще и 15 английских линкоров, поэтому Кассар отказался от боя.
В 1711 году по просьбе самого короля корсар согласился на прямо-таки самоубийственную задачу — сопроводить торговые суда в Стамбул, загрузиться там зерном и привести караван в Испанию. Следует понять, что в это время в Средиземном море безраздельно господствовали эскадры англичан и голландцев, поэтому поход в Стамбул был равносилен путешествию по тылам врага. 43 транспорта с эскортом из «Парфета», «Нептюна», «Серье» и «Фенданта» вышли из Тулона в начале апреля. Около Сардинии их обнаружили английские дозорные фрегаты, но в сумерках французам удалось скрыться. Недалеко от Мальты Кассару удалось захватить один голландский транспорт, корсар вспоминал, что атаковал это судно «не по особой надобности, а ради секретности нашего следования». Каперу удалось дойти до Стамбула и вернуться через все море обратно — он оставил торговые корабли в Паламосе, где снабжалась армия Вандома.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борьба за испанское наследство"
Книги похожие на "Борьба за испанское наследство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Махов - Борьба за испанское наследство"
Отзывы читателей о книге "Борьба за испанское наследство", комментарии и мнения людей о произведении.