» » » » Сергей Махов - Борьба за испанское наследство


Авторские права

Сергей Махов - Борьба за испанское наследство

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Махов - Борьба за испанское наследство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Махов - Борьба за испанское наследство
Рейтинг:
Название:
Борьба за испанское наследство
Издательство:
Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5084-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Борьба за испанское наследство"

Описание и краткое содержание "Борьба за испанское наследство" читать бесплатно онлайн.



Война за испанское наследство (1701–1714) началась в 1701 году после смерти испанского короля Карла II. Главным поводом послужила попытка императора Священной Римской империи Леопольда I защитить право своей династии на испанские владения. Война длилась более десятилетия, и в ней проявились таланты таких известных полководцев, как герцог де Виллар и герцог Бервик, герцог Мальборо и принц Евгений Савойский. Война завершилась подписанием Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) соглашений. В результате Филипп V остался королём Испании, но лишился права наследовать французский престол, что разорвало династический союз корон Франции и Испании. Австрийцы получили большую часть испанских владений в Италии и Нидерландах. В результате гегемония Франции над континентальной Европой окончилась, а идея баланса сил, нашедшая свое отражение в Утрехтском соглашении, стала частью международного порядка.






В 1707 году произошла самая знаменитая конвойная битва — бой у мыса Лизард (французский вариант — сражение у Уэссана). Английский караван из 100 войсковых транспортов с охранением из 50-пушечного «Руби» и 54-пушечного «Честера» должен был отплыть в Португалию в октябре. С ним решили отправить и 30 торговых купцов из Вирджинии, идущих в Средиземное море с товарами. Таким образом, количество судов достигло 130, а охранение увеличилось на два 80-пушечных, «Кумберленд» и «Девоншир», и один 76-пушечный «Ройал Оак». Командиром эскорта был назначен кэптен Эдвардс 10 октября конвой был обнаружен эскадрами Дюгэ-Труэна в составе 4 линейных кораблей и 2 фрегатов[43] и Форбэна, насчитывавшей 5 линкоров и 1 фрегат[44]. Дюгэ-Труэн сразу же повел свой «Ли» на флагман конвоя — 80-пушечный «Кумберленд», буквально протаранив его, он схватился с англичанином на абордаж. При этом «Ашиль» был направлен на «Ройал Оак», «Мор» — на «Честер», а «Ясон» — на «Руби». Фрегаты корсар оставил в резерве, надеясь, что 80-пушечный «Девоншир» возьмет на себя Форбэн. Форбэн, в свою очередь, задержался, приняв колонну английских торговых судов за вторую линию кораблей эскорта. «Ашиль» не смог справиться с «Честером», шальное ядро попало в крюйт-камеру француза, но по счастливой случайности взорвалась только часть пороховых зарядов, хотя от этого взрыва погибли 120 человек. «Кумберленд» смог наконец освободиться от «Ли», хотя уже потерял 100 человек команды, однако вскоре подошли «Блэкуолл» и «Глуар», и на флагмане английского эскорта взвился белый флаг, британские моряки отказались сражаться дальше. «Марс» подошел к «Руби» с другой стороны, и они вместе с «Мором» взяли англичанина на абордаж. «Солсбери», «Гриффон» и «Проте» атаковали «Девоншир», освободившись, подошли также «Ли» и «Марс», но английский корабль в течение часа не допускал абордажа, однако на его корме вспыхнул пожар, и вскоре «Девоншир» горел от киля до клотика Последовал взрыв крюйт-камеры, и горящие обломки разлетелись в радиусе 300 метров. Спасти удалось только 3 человек. «Ройал Оак» еще в начале боя последовательно отступал, сначала он отошел подальше от «Руби», позже — не оказал помощи «Девонширу» и, наконец просто сбежал с поля боя[45]. Оставшиеся корабли эскорта французы взяли на абордаж, а также захватили 10–12 торговых судов. Остальные успели рассеяться благодаря мужеству «Девоншира». Потери французов в людях были велики — к примеру, «Ли» потерял от огня «Девоншира» более 300 человек убитыми и ранеными.

Бой этот во многих случаях показателен. Во-первых, несмотря на более сильное вооружение англичан (они имели 32-фунтовые, 24-фунтовые и 22-фунтовые пушки, тогда как французы тяжелее 18-фунтовых орудий ничего не имели), они были повержены, волнение на море не дало им возможности использовать тяжелые орудия с нижних деков. Во-вторых, хотя эскорт был полностью уничтожен, суда конвоя успели рассеяться и урон был не так велик

Победа при Уэссане вызвала во Франции национальный подъем, пленные англичане были с позором проведены по улицам Бреста, а толпа кричала: «Смотрите, вот они, владыки морей!» Дюгэ-Труэн был представлен в Версале королю, который пожаловал ему ежегодный пенсион в 1000 ливров. Эту пенсию корсар тут же отдал своему первому помощнику, раненному в бою у Уэссана, чем привел Людовика в восхищение. Особенно поразил короля тот факт, что Дюгэ-Труэн очень хлопотал о наградах и повышениях своим офицерам. Людовик тотчас же возвел капера в дворянство вместе со всем его потомством.

Если подводить итоги 1707 года, то он окажется явно неудачным для корсаров. Да, бой при Уэссане был выигран Дюгэ-Труэном и Форбэном, однако все основные конвои были прикрыты сильным эскортом и потери торговых судов были минимальны. Во многом это заслуга вице-адмирала Лика, грамотно распределившего силы Хоум Флита

В 1708 году король попытался помочь Джеймсу Стюарту (сыну Якова II) и приказал Форбэну высадить в Шотландии 6000 человек (12 батальонов), где они вкупе со сторонниками Якова должны были организовать «второй фронт» на территории самой Великобритании. Надо сказать, что затея с самого начала была никчемной — английская Королевская секретная служба под началом герцога Харли и его помощника Даниэля Дефо (известного писателя-публициста) с самого начала была в курсе планов высадки. В марте 1708 года из Дюнкерка вышли 4 линейных корабля (54-пушечные «Марс» и «Огюст», а также 52-пушечные «Блэкуолл» и «Солсбери») и 10 фрегатов, насчитывавших от 16 до 46 орудий[46]. Эти силы сопровождали 23 войсковых транспорта, на которые загрузились 6500 человек. Англичане были осведомлены своими шпионами за неделю до выхода каравана, поэтому заранее сосредоточили у Дюнкерка и берегов Шотландии свои отряды. Французский капитан Заус сделал попытку выхода на день раньше, англичане сняли блокаду и устремились за ним в погоню, благодаря чему Форбэн без помех вышел из Дюнкерка. В середине марта корсару удалось достичь Шотландии, он бросил якорь недалеко от Эдинбурга, в заливе Ферт-оф-Форт, однако ожидаемые шотландские повстанцы так и не появились (к этому моменту большая часть заговорщиков была арестована, и выступлений якобитов не последовало). Вместо этого на горизонте была обнаружена эскадра адмирала Джорджа Бинга в составе 40 кораблей. Форбэн понял, что высадка уже не состоится. Он отдал приказ кораблям взять курс на Дюнкерк, поставив сзади самые сильные свои корабли — «Блэкуолл», «Марс», «Грифон», «Огюст» и «Солсбери». Бинг ринулся в погоню. На траверзе Ньюкасла часть английской эскадры сумела нагнать французов, первым огонь по замыкающим открыл 64-пушечный «Мидуэй», вскоре его поддержал «Солсбери»[47], а потом «Антилоуп» и «Леопард». Однако Форбэн сумел уйти. В районе эстуария Хамбера корсара атаковало соединение кэптена Уолкера в составе 66-пушечного «Свифтшура», 70-пущечного «Орфорда», 64-пушечного «Ноттингема», а также 54-пушечных «Сваллоу» и «Уэймута». Форбэн еще раз доказал свое искусство моряка — он сумел перехватить ветер у английской эскадры и скрылся в сумерках. К сожалению, один из его кораблей — «Солсбери» — отбился от эскадры и был захвачен противником. В плен вместе с 330 матросами попали командир экспедиционного отряда маркиз де Леви, 4 полковника и 5 рот беарнского полка. В конце апреля Форбэн вошел в Дюнкерк. Узнав о потере «Солсбери» и провале высадки, король, подзуживаемый главой военной разведки, военным министром Барбезье (сыном Лувуа), был разъярен — он публично выразил корсару свою немилость. Блокаду Дюнкерка осуществляли 10 линейных кораблей, 3 фрегата и 2 флейта, флагманом эскадры был 60-пушечный «Нотгингэм» под командованием контр-адмирала Бейкера.

Дюгэ-Труэну удалось выскользнуть из Бреста в непогоду с 5 линейными кораблями и 6 фрегатами, он устремился к берегам Португалии в надежде перехватить «бразильский флот», но только потерял время.

Форбэн, не сумевший выйти из Дюнкерка, был сменен в конце 1708 года капитаном Турувром, который сумел 16 сентября выйти в море с «Марсом», «Аугустом», «Блэкуоллом», «Проте» и «Гриффоном». Эскадра вышла с неполными экипажами, 17 октября соединение зашло в Брест, где оставили «Гриффон», у которого появились опасные течи в корпусе, а его команду растасовали по другим кораблям. 5 декабря, ничего не обнаружив, Турувр был принужден повернуть обратно, 29 декабря от него отделился «Аугуст», а 2 января — «Проте», которые пошли в Брест. 9 января 1709 года Турувра перехватил Бинг с 9 линейными кораблями, но корсар сумел ускользнуть и прошел в Дюнкерк.

Этим и закончилась для каперов кампания 1708 года Если подробно разобрать действия на море за этот год, становится ясно, что надежды на корсаров не оправдались, регулярный флот союзников плотно обложил базы приватиров, свел торговые суда в конвои, исключил по возможности переходы одиночных судов, наладил сильное охранение для воинских и торговых караванов. Победа при Уэссане не должна вводить в заблуждение: Дюгэ-Труэну и Форбэну повезло — они смогли обнаружить конвой, сильное волнение не дало возможности англичанам ввести в бой свои тяжелые орудия, а бегство «Ройал Оака» довольно сильно уменьшило боевую ценность эскорта

Триумф системы конвоев

В новый, 1709 год корсары входили с мрачными чувствами — количество призов за последние 2 года сильно уменьшилось, блокады портов усилились, система конвоев у союзников была отлажена и караваны шли с сильным охранением. Однако каперы были полны решимости снова выйти в море и сразиться с врагом.

12 марта 1709 года Дюгэ-Труэн вышел из Бреста с 60-пушечным «Ашилем» и 3 фрегатами. У мыса Лизард он обнаружил конвой из 50 торговых судов, эскортировавшихся 5 линейными кораблями от 50 пушек и выше. Дважды корсар пытался взять на абордаж 66-пушечный «Эйшуренс», но был отбит. Англичанин потерял 25 человек убитыми и 53 — ранеными. Фрегаты француза смогли захватить только 5 торговых судов, 2 из которых были сразу лее отбиты подошедшими 50-пушечными «Хэмпширом» и «Ассистенсом».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Борьба за испанское наследство"

Книги похожие на "Борьба за испанское наследство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Махов

Сергей Махов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Махов - Борьба за испанское наследство"

Отзывы читателей о книге "Борьба за испанское наследство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.