Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"
Описание и краткое содержание "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" читать бесплатно онлайн.
Книга «Тайны археологии» рассказывает о множестве загадок, с которыми сталкиваются археологи, пытающиеся проникнуть в самые потаенные глубины истории человечества.
Авторы предлагают свои варианты разгадок этих тайн, охватывая период от первобытных времен и самых древних памятников до библиотеки Ивана Грозного и морских катастроф нынешнего века.
Как бы то ни было, связанные между собой общностью религии, культуры, способа существования, языка, шумеры на протяжении всей истории не построили в Месопотамии своего государства. Разрозненные и очень сильные города-государства регулярно наносили друг другу ощутимые удары — вероятно, основанием для борьбы были земли, вода и торговля. У городов-государств не было стремления сплотиться в единое государство с единым царем (или правительством). А вот северные города аккадцев — семитических племен — объединились и легко завоевали себе все города шумеров. Над единым государством установилась власть семитского царя Саргона. Этот завоеватель царствовал с 2369 по 2314 год до н. э. Но не долго властвовали аккадцы над более культурным шумерским населением: восприняв культуру Шумера (впервые чужими руками шумеры построили свое собственное государство), аккадцы просто растворились в ней, и государство почти с самого начала существования стало носить имя побежденного народа.
Учёные, в том числе и Леонард Вулли, считали царя Саргона легендарным и собирательным, а не реально существовавшим историческим лицом. Однако в один из сезонов, заинтересовавшись городской свалкой Ура и начав там раскопки, Вулли сделал множество серьезных находок, он всегда был убежден, что груды мусора, сбрасываемого на протяжении столетий, могут оказаться самой ценной частью поселения. Так вот под грудой шумерского мусора он неожиданно обнаружил… городское кладбище! Всего археолог раскопал тысячу четыреста могил горожан. А под ними нашел богатое захоронение не простых людей, как прежде, а — приближенных царя. Мало того: найденные в могилах две цилиндрические печати с именами и профессиями владельцев позволили узнать, что это были парикмахер (первая печать) — и переписчик и мажордом дочери… царя Саргона!
Ниже могил эпохи Саргона Вулли нашёл ещё царские могилы. Кто в них был захоронен, археолог установить не мог: в двух известных династических списках указывались слишком большие сроки правления первых царей, исчисляемые десятками и сотнями тысяч лет, а потому они были отброшены историками, как недостоверные. Первый из списков составил шумерский летописец, а второй — вавилонский жрец Берос в III веке до н. э. По крайней мере, допотопные династии никак нельзя было принимать во внимание из-за мифических качеств царей и их «бессмертного» возраста….
Ничего не оставалось делать, как закрыть на это глаза и попытаться все же поименовать безымянные могилы.
Вулли повезло в Эль-Обейде. Там он откопал храм матери богов Нин-хурсаг. И нашел в нем табличку, в которой значилось: «А-анни-падда, царь города Ура, сын Мэс-анни-падды, царя города Ура, построил храм для богини Нин-хурсаг».
Известными археологам методами, соотнесенными с характерными для эпохи орнаментами и другими стилевыми признаками, Вулли датировал время строительства храма 2700 годом до н. э. Он занялся этим лишь потому, что требовалось узнать истинное время царствования отмеченного в династических списках царя Мес-анни-падца. А еще потому, что, как оказалось, списки были подлинными.
Из найденной же в гробнице Ура надписи Вулли узнал, что покоившийся в ней царь носил имя А-бар-ги. Его в династических списках не было — ни в том ни в другом. К тому же А-бар-ги был старше по времени царствования, чем упомянутый Мес-анни-падда. Этот А-бар-ги уж точно не являлся мифическим царём: его гробница ломилась от сокровищ!
Объяснение нашлось тогда, когда были прочитаны глиняные таблички: около 2700 года Ур приобрел статус главного города Шумера, и потому династии главных царей вошли в список. А те, кто правил Уром до указанного события, в династические списки не попали.
Здесь мы наталкиваемся на еще одно противоречие: в 20-е годы нашего века стало известно, что у Шумера, за четыре века до завоевания его Аккадом (Саргон), была своя столица?.. Почему историки считают, что у древних шумеров не было единого государства?.. Ответ может быть один: вероятно, это была некая региональная власть Ура всего над несколькими городами, как в свое время А-бар-ги был вассалом Лабаша.
Если Мес-анни-падда стал более значительным царем Ура, чем прежние его цари, становится ясно, почему в годы его правления кладбище царей было превращено в городскую свалку, — из-за незначительности прежних царствований.
Интересны подробности обнаружения царских гробниц.
Разгребая насыпь, рабочие нашли пять скелетов, уложенных в ряд. Впервые в Уре Вулли наткнулся на коллективное захоронение. Оно было тем более необычным, что в других могилах покойники лежали на боку, с подтянутыми к животу коленями, а руки подносили к лицу кубок. Здесь кубки были, но отсутствовала другая ритуальная атрибутика: мертвым давалась в дорогу пища, какие-то предметы обихода…. Если не считать положенных рядом стилетов: только по этой детали можно бьшо предположить, что все пятеро — воины. Вероятно, они не погибли в бою и не умерли одновременно от болезни. За таким захоронением скрывался какой-то смысл. И все пятеро было похоронены без гроба.
Стали копать дальше. Дело в том, что все пятеро лежали на подостланном мате из лозы, и мат располагался не горизонтально, а с заметным уклоном. Более того, часть мата была засыпана вне могилы. Раскапывая в этом направлении, обнаружили наклонный ход. Стала ясна задача, исполняемая воинами: охранять этот ход.
Дальше вдоль галереи лежали останки десяти женщин. Все они были богато украшены. Ожерелья, золотые перевязи с инкрустацией камнями из ляпис-лазури и сердолика. И возле них также не было обычных погребальных предметов. Рядом с женщинами были найдены остатки арфы с резонатором, покрытым листовым золотом, а края его украшала мозаика из сердолика и ляпис-лазури. На арфе лежали останки арфистки. В глубине хода были найдены останки ослов, при них — истлевшая колесница с полозьями вместо колес. Рядом лежали скелеты двух мужчин-возниц. Колесницу украшала мозаика и золотые барельефы львов. Вокруг валялись мелкие предметы, в том числе шахматные или близкие к этой игре мозаичные доски, вазы из золота, серебра, алебастра, инструменты, туалетные принадлежности и изделия из вулканического стекла. Две львиные головы из листового серебра, представлявшие собой остатки трона, дерево которого истлело полностью. Полусгнивший ящик с остатками орнамента из раковин и ляпис-лазури.
Когда пришёл черед обрабатывать для консервации ящик, он был сдвинут с места, и оказалось, что своим дном ящик прикрывал каменную кладку, в которой существовал пролом вниз. Кладка была частью купола гробницы, ограбленной в незапамятные времена. Там-то, в склепе, и были обнаружены две серебряные модели лодок, о которых уже шла речь. Самой ценной находкой была цилиндрическая печать царя А-бар-ги. В склепе он был похоронен также не один, а либо с любимыми слугами, либо с родственниками. Однако ход, вдоль которого Вул-ли обнаружил описанные скелеты, вел не в могилу А-бар-ги. Оставив пока эту гробницу, находившуюся в стороне, в покое, археолог решил найти ход к гробнице А-бар-ги. И нашел его двумя метрами ниже раскопанного.
Перед входом также лежали воины — шестеро, в два ряда. У них были копья и бронзовые шлемы. Две четырехколесные повозки (обе совершенно истлели) были запряжены волами. Поверх скелетов волов, чья упряжь была очень богатой, лежали костяки двоих мужчин-возниц. У стены гробницы царя найдены останки девяти сидящих женщин. Золотые украшенные ляпис-лазурью и сердоликом диадемы украшали их головы, у ног археологи нашли золотые серьги, гребни, многоцветный бисер. Опираясь спинами о стену гробницы, женщины вытянули ноги поперек раскопа. По обе стороны от входа в гробницу стояли вооруженные воины. На удалении лежали две арфистки. Арфы украшали головы быков из листового серебра с глазами и бородой из перламутра и ляпис-лазури. На пластинах из перламутра были вырезаны юмористические сцены из жизни животных.
Вулли установил, кто ограбил гробницу А-бар-ги: те, кто копал гробницу, находившуюся выше. Вероятно, случайно задев кладку и проломив ее, землекопы вошли через образовавшийся лаз в склеп царя и похитили из него все драгоценности. Трупы царя и приближенных были вынесены, чтобы было удобней грабить: в темном склепе и второпях невозможно собрать все золото. А вот выводы, сделанные археологом о двух серебряных моделях лодок, вряд ли соответствуют истине: грабители не забыли и не не заметили их. Лодка (ладья) — похоронный ритуальный предмет. Взяв из могилы модель лодки, вор обрекал себя на смерть. У многих народов с древних времен существовал обычай хоронить покойников в лодке. Особенно у народов-мореплавателей, каким, видимо, и были шумеры до того, как поселились в Месопотамии. Такой же обычай существовал и у варягов. Древние греки, чей Харон перевозил души умерших в лодке, тоже поняли бы назначение серебряных лодочек в могиле шумерского царя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"
Книги похожие на "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"
Отзывы читателей о книге "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий", комментарии и мнения людей о произведении.