Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"
Описание и краткое содержание "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" читать бесплатно онлайн.
Книга «Тайны археологии» рассказывает о множестве загадок, с которыми сталкиваются археологи, пытающиеся проникнуть в самые потаенные глубины истории человечества.
Авторы предлагают свои варианты разгадок этих тайн, охватывая период от первобытных времен и самых древних памятников до библиотеки Ивана Грозного и морских катастроф нынешнего века.
Две из откопанных фигур — самых сохранных — археолог отправил в Лондон. Кроме того, им было отправлено множество найденных мелких вещей: за два года раскопок Лэйярд расчистил пять дворцовых сооружений. Ассирийские цари строили их с IX по VII века до н. э. Но открыл он не Ниневию, а другой город — Калах.
Ниневию Лэйярду еще предстояло раскопать. Он сделал это в 1849 году. И где же? На том самом холме Куюнджик! Лэйярд верил, что этот холм тоже не простой. Более того, по всем предположениям, именно здесь и должны были покоиться останки разрушенной библейской Ниневии, захваченной халдеями. Англичанин решился попытать счастья на холме, не давшем результата Ботта после целого года раскопок. И ему повезло в самые первые дни! Землекопы наткнулись на остатки величественных стен, а чуть позже — и на таких же чудовищ, которые археолог раскопал на холме Нимрода. Раскопанные комнаты, залы и коридоры были выложены по стенам разноцветными изразцами и алебастровыми плитами с барельефами. Однако всё это было закопчённым или разбитым: руины носили явные следы разрушения после захвата и пожара. И другое было несомненно: перед исследователями богатый царский дворец. Его великолепие и совпадение стиля со стилем дворцов в Калахе говорило о том, что дворец принадлежал ассирийским царям. Дворец был захвачен, в этом не было сомнений. А жители города поголовно истреблены, и сам город разрушен. Среди скульптур, скульптурок и барельефов Лэйярд обнаружил шедевр древнего искусства — барельеф с изображением умирающей львицы, раненой тремя стрелами. Поражала реалистичность изображаемого, но создавший шедевр художник остался неизвестным.
Лэйярд сделал и ещё одно потрясающее открытие, как археолог и как агент британской разведки: он обнаружил великолепную библиотеку царя Ашшурбанипала, находившуюся хоть и в разбитом состоянии (тысячи глиняных табличек в виде осколков устилали пол двух огромных комнат в глубине холма), но на том же месте, где ее уничтожали варвары. Слой черепков от глиняных табличек с клинописью составлял около полуметра. Лэйярд распорядился погрузить осколки табличек в ящики и отправить в Лондон. Больше он к этому вопросу не возвращался. Небрежно загрузили таблички в ящики и отправили. Потом в Лондоне не досчитаются одной из самых ярких находок — «Песни о Гильгамеше».
Дворец, который раскопал Лэйярд, построил царь Синахериб, царствовавший с 704 по 681 год до н. э.
При Ашшурбанипале государство Ассирия достигло вершины своего могущества. Ашшурбанипал и впрямь был просвещенным монархом: по его приказу в библиотеку доставлялись письменные памятники Шумера, Вавилона и Ассирии. При дворце находилась огромная служба, задачей которой было поиск, копирование и хранение табличек. В них была собрана своеобразная история региона, отражающая все стороны жизни, энциклопедия веков, будто специально для исследователей, которым вздумается через две с половиной тысячи лет раскопать древнюю Ниневию. После смерти просвященного царя начался период упадка.
Ассирийское государство просуществовало с 1250 по 605 год до н. э., прекратив существование после битвы с халдеями на реке Евфрат у города Кархемиш. А еще раньше, в 612 году, погибла Ниневия.
Несмотря на заслуги Лэйярда, надо признать, что многое из того, что могло и должно было сохраниться, при его раскопках безвозвратно исчезло. Откапывая только крупногабаритные предметы, мелкие он собирал, если по случайности они не были разбиты его же кирками и не засыпаны его же лопатами. Не фиксировались место и глубина находок. Однако выставка находок в Ниневии, открытая Лэйярдом в 1854 году в Хрустальном дворце в Лондоне, поразила ее посетителей величием и своеобразием. Таким образом, археолог как бы передавал зрителю свою собственную мечту о Востоке. Всеобщий интерес к Востоку в Англии не иссяк: наоборот, он возрос в конце XIX века и перевалил за рубеж XX.
В следующие после Лэйлрда полвека многое произошло. История Месопотамии продлилась в глубь веков на несколько тысячелетий. Было установлено, что земля, прежде очень плодородная из-за богатства влаги, эту влагу теряла, менялись русла рек, и в конце концов она превратилась почти в пустыню. Однако никогда эта земля не становилась безлюдной. Бесконечная смена государств на земле Месопотамии еще не означала смену культур: захватчики не только не навязывали побеждённым свою культуру, но перенимали культуру аборигенов. Правильнее сказать — тех народов, которые населяли землю до ее завоевания.
В середине XIX века ученые уже догадывались, что некоторые несообразности, встречавшиеся в письменности Вавилона и Ассирии, отголоски более древней культуры. В 1877 году стало уже совершенно ясно: да, такая культура была! Причем не менее богатая, чем впоследствии ассиро-вавилонская. В 1877 году французский консульский агент Эрнест де Сарзек обнаружил в Телло статуэтку неизвестного периода. И дилетант Сарзек начал раскопки. В той же местности он выкопал новые статуэтки, черепки и клинописные таблички. Всё, что находил, француз тщательно запаковывал в ящики и отправлял в Лувр. И всем стало ясно: находки Сарзека относятся, по крайней мере, к рубежу III и IV тысячелетий до н. э., то есть ко времени, когда ассиро-вавилонской культуры ещё не существовало. Позже выяснилось, что Сарзек откопал в Телло остатки города Лагаш. Когда-то он был культурным центром Шумера.
Многие ассириологи не хотели верить в Шумер и пытались доказать, что даже материальные находки в виде табличек с клинописью — не что иное, как подделка, или, например, образец культового письма, применявшегося только в обрядах жрецов. Наподобие мёртвой ныне латыни, используемой только в католичестве. Версия о искусственном языке не выдерживала критики: ведь и латинский язык был когда-то живым, на котором разговаривал целый народ. Тогда французский семитолог Галеви решил, что шумерский письменный язык — это образец секретного письма, использовавшегося вавилонскими жрецами или чиновниками. Шумерские таблички, оказавшиеся в Москве и содержавшие странные знаки и рисунки, были сфотографированы и опубликованы. На это французский ученый Менант и некоторые другие европейские ассириологи заявили, что таблички — подделка! Они считали, что «такой нелепой письменности не было и быть не могло в истории человечества».
Однако выдающийся русский ассириолог Михаил Никольский подтвердил подлинность табличек и даже нашел, что они содержат линейно-иероглифическое письмо. А некоторые знаки этого письма ученый даже прочёл.
Тем временем археология не стояла на месте. Американцы Петере, Фишер и Хайнес открыли развалины города Ниппура. Это оказался религиозный центр шумерской культуры. Параллельно с раскопками и полемикой в ученом мире Джордж Смит занимался расшифровкой шумерских табличек с эпосом о Гильгамеше и, вынужденный заняться собственными раскопками, находил недостающие главы. К 1914 году никто уже не сомневался в реальном существовании государства Шумер. А сенсационные находки Леонарда Вулли, раскопавшего в 1922 году древнейший город Ур, перевернули представления о Месопотамии, оказавшейся на несколько тысячелетий старше, чем предполагали. Археология добралась до поселений эпохи неолита, основанных неизвестными народами еще до шумеров. Цивилизацию условно назвали убаидскои (по поселению Эль-Обейда). Об этом народе мы говорили в главе о Всемирном Потопе.
Шумеры сами себя называли народом, вышедшим «из-за моря». Следы шумерской цивилизации, действительно, частично встречаются в долине Инда и в Белуджистане. Однако ведь до земель южной Индии от Шумера две с половиной тысячи километров!.. Отчасти ответ, если не всю разгадку, дает позднейшая находка Вулли в Уре — пустая царская гробница, в склепе которой остались две серебряные модели шумерских лодок. Возможно, основатели шумерских поселений приплыли на таких или подобных лодках из-за моря. Интересно то, что до сих пор в этой местности форма лодки точно такая же, как у этих моделей и на барельефах пятитысячелетней давности. Но есть и другая версия: по ней шумеры — высокогорный народ, пришедший в Месопотамию, где нет гор, из южного Ирана. В пользу этой версии говорит тот факт, что для своих храмов шумеры строили специальные пирамиды из необожженной глины (так называемые зиккураты), на срезанной вершине которой возводили храм божеству. В каждом раскопанном шумерском городе имеется хотя бы один подобный зиккурат. Устраивать святилище на вершине горы — обычай горных народов. В Месопотамии не было естественных гор, и пришельцы строили искусственные. Впрочем, этот взгляд относится к упрощенному пониманию пирамиды, как строительного сооружения, необходимого лишь с архитектурной точки зрения. Исследования последних десятилетий, вскрывшие свойство пирамиды сохранять и усиливать положительную энергию (даже задерживать процессы старения, гниения и т. д.!), таят в себе иной ответ на происхождение шумеров, возможно, не имевших к иранским горам никакого отношения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"
Книги похожие на "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Бацалев - Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий"
Отзывы читателей о книге "Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий", комментарии и мнения людей о произведении.