И. Алимов - Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира"
Описание и краткое содержание "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира" читать бесплатно онлайн.
Современная этнографическая наука достигла успехов в самых разных областях. Труды учёных, посвящённые этногенезу, этнографической истории, обычаям и обрядам, фольклору, материальной культуре и быту разных народов мира, заполняют в библиотеке не один шкаф. Всякий интересующийся может составить довольно ясное представление о самых разных сторонах повседневной жизни практически любого народа. И только одна тема традиционно обходится в науке стыдливым молчанием — это отхожие места, правила их использования и связанный с этим комплекс поведенческих норм (в том числе часто религиозного характера), а также способы утилизации прочих отходов жизнедеятельности (мусора различного характера).
Между тем трудно не признать, что туалеты и мусор занимают существенное место в любой культуре: посещение туалета (в самом широком смысле этого слова) так же естественно, как своевременный приём пищи (что очевидно хотя бы потому, что первое есть логичное следствие второго), а дистанцирование от отходов входит в повседневную жизнь любого этноса наряду с обрядом инициации. Однако в научной и даже в научно-популярной литературе столь занимательному предмету посвящено до обидного мало исследований.
Настоящая книга предназначена не только и не столько специалистам (есть ли специалисты в науке «туалетоведение»?), но всем интересующимся, а также может быть использована как пособие по туалетному этикету, принятому в странах Востока.
Положение 58. Не обязательно прикрывать свои гениталии чем-то особым. Достаточно, если их прикрыть, например, рукой.
Положение 59. Во время опорожнения не следует располагаться спиной или передней частью тела, то есть животом и грудью, к кибле.
Положение 60. Недостаточно во время опорожнения располагаться лицом или спиной к кибле, разворачивая в сторону гениталии. Если же передняя или задняя часть тела не будут обращены к кибле, то осторожность необходимо проявить в том, чтобы и гениталии не смотрели передней или задней частью на киблу.
Положение 61. Не предосудительно располагаться лицом или спиной к кибле во время очищения мест выхода мочи и кала. Однако если во время дополнительного очищения (истибра') из канала появится моча, то в этом состоянии находиться лицом или спиной к кибле запрещено.
Положение 62. Если для того, чтобы укрыться от глаз постороннего, вынуждают сесть лицом или спиной к кибле, то следует сесть лицом или спиной к кибле. Также если по другим причинам вынуждают сесть лицом или спиной к кибле, то это не воспрещается.
Положение 63. Необходимую предосторожность следует соблюсти в том, чтобы не усаживать дитя лицом или спиной к кибле во время опорожнения. Однако если сам ребенок сел так, то нет необходимости его удерживать.
Положение 64. В четырёх местах опорожнение запрещено:
во-первых, на тупиковых улицах в случае, если живущие вокруг не дали разрешения;
во-вторых, на территории чьей-то собственности, опорожняться на которой не разрешается;
в-третьих, в том месте, которое было отдано под целевой вакф[81], например, некоторые из мадраса;
в-четвёртых, на могилы верующих, избегая проявить к ним неуважение.
Положение 65. В трех случаях анус может быть очищен только водой:
во-первых, когда вместе с каловыми массами выходит другая скверна, типа крови;
во-вторых, когда к анусу снаружи пристала какая-либо скверна;
в-третьих, когда загрязнение каловыми массами вокруг ануса больше обычного.
Кроме данных трех случаев анус можно как обмывать водой, так и очищать тканью, камнями и чем-то наподобие того, согласно указаниям, речь о которых пойдет ниже. Хотя лучше все-таки обмывать водой.
Положение 66. Место выхода мочи очищается только водой. Достаточно после мочеиспускания обмыть один раз. Однако тем, у кого моча выходит неестественным путем, необходимо из предосторожности обмывать два раза. То же самое предписание для мужчин относится и к женщинам.
Положение 67. Если анус промывается водой, то в нем не должно оставаться ничего из каловых масс. Наличие цвета и запаха допускается. Если за один раз он промыт так, что в нем не осталось ничего из каловых масс, то повторное мытье не обязательно.
Положение 68. Несмотря на то, что всякий раз при устранении каловых масс из ануса камнем, глиняным комком или [чем-то] сродни тому его чистота наводит на размышления[82], тем не менее чтение намаза допустимо. И если что-то соприкоснется с анусом, то не будет осквернено. А незначительные частицы и липкость не вызывают вопросов.
Положение 69. Не обязательно очищать анус тремя камнями или тремя кусками материи, но вполне достаточно использовать один камень или кусок ткани с разных сторон. Кроме того, если за один раз каловые массы устранены, то больше не требуется. Однако если это место очистить костью, пометом или чем-то, что обязывает проявлять к себе уважение, типа листа бумаги с написанным на нем именем Бога, то тогда, исходя из необходимой предосторожности, намаз читать нельзя.
Положение 70. Если есть сомнение, вымыты места выхода или нет, то, несмотря на привычку постоянно очищаться непосредственно после мочеиспускания и опорожнения кишечника, следует подмыться.
Положение 71. Если после совершения намаза возникло сомнение, были ли подмыты места выхода до намаза или нет, то намаз, который был прочитан, — верный, но для последующих намазов нужно подмыться.
Дополнительное очищение (истибра')
Положение 72. Истибра' — действие желательное, которое совершают мужчины после мочеиспускания. Его выполняют по-разному. Самое лучшее, когда после отхода мочи сначала подмывают анус, если он был осквернен. Затем три раза средним пальцем проводят от ануса до основания «инструмента» (алат ), после чего большим пальцем сверху, а указательным снизу «инструмента» три раза проводят до места обрезания. Вслед за этим три раза придавливают головку «инструмента».
Положение 73. Жидкость, иногда появляющаяся у человека после любовных игр и забав и называемая маз[83], — чиста. А также жидкость, иногда появляющаяся после спермы и именуемая ваз, равно как и жидкость, иногда появляющаяся после мочеиспускания и носящая название вад, если не смешались с мочой, — чисты. Если после мочеиспускания было проделано дополнительное очищение, а вслед за тем вышла какая-то жидкость, вызвавшая сомнение относительно того, моча это или одна из тех трех, то чистота не нарушается.
Положение 74. Если человек, видя какую-то выделяющуюся влагу, сомневается, сделал он дополнительное очищение или нет, не зная при этом, чистая это [влага] либо нет, то он осквернен. Если он до этого совершил омовение вузу', то оно сходит на нет. Однако если он, видя какую-то выделяющуюся влагу и не зная, оскверняющая она или нет, сомневается относительно правильности совершенного дополнительного очищения, то он не осквернен, и вузу' также остается в силе.
Положение 75. Если у того, кто не сделал дополнительного очищения после мочеиспускания, через какое-то время появляется уверенность, что в канале не осталось мочи, и при этом он наблюдает у себя жидкие выделения, сомневаясь, чистые они или нет, то эти выделения чисты, и они также не нарушают омовение вузу'.
Положение 76. Если человек после мочеиспускания совершает дополнительное очищение и делает омовение вузу', а после вузу' вдруг наблюдает у себя жидкие выделения, считая их мочой или спермой, то обязательно из предосторожности совершить омовение гусл, а также вузу'. Однако если до того он не сделал вузу', то вполне достаточно будет сделать только вузу'.
Положение 77. Для женщины нет дополнительного очищения от мочи. И если она, наблюдая у себя увлажнение, сомневается, чистое оно или нет, то она чиста, и оно не нарушает ни ее омовение вузу', ни омовение гусл.
То, что желательно и порицаемо при опорожнении
Положение 78. Желательно во время опорожнения садиться там, где никто не сможет увидеть. Заходить в место для опорожнения с левой ноги, а выходить — с правой. Также при опорожнении желательно прикрывать голову, а тяжесть тела переносить на левую ногу.
Положение 79. Порицается во время опорожнения сидеть напротив солнца и луны, однако если каким-либо способом прикрыть гениталии, то это не порицаемо. Также во время опорожнения порицается сидеть против ветра, на дорогах, проспектах, улицах, у дверей домов и под фруктовыми деревьями, что-то есть, надолго засиживаться и подмываться правой рукой, равно как и разговаривать во время опорожнения, однако если вынужденно или поминая Господа, то ничего.
Положение 80. Порицается мочиться стоя, на твердую почву, в норы животных и, в особенности, в стоячую воду.
Положение 81. Порицается сдерживать себя от мочеиспускания и выхода кала. Если же это наносит вред, то вообще нельзя сдерживаться.
Положение 82. Желательно мочиться перед намазом, перед отходом ко сну, перед совокуплением и после эякуляции.
Приведённый современный взгляд мусульманского богослова на посещение туалета, как можно видеть, по сути мало чем отличается от средневекового. Принимая во внимание естественные достижения прогресса, здесь основное значение при очищении от остатков продуктов жизнедеятельности придается воде, поэтому качество очистки камнями уже вызывает сомнение. Но ведь и во времена Пророка, по свидетельству ал-Газали, сухой способ очищения сочетался с подмыванием, а последнее считалось предпочтительным, служа главным критерием ритуальной чистоты.
Тем не менее айаталлах Хомейни отсылает верующего, у которого могут возникнуть резонные вопросы по поводу сухой очистки, к иным авторитетным мнениям. В качестве примера можно привести мнение другого шиитского имама современного Ирана айаталлаха ал-'узма хаджж шайха Насира Макарима Ширази (род. 1345 г. лунной хиджры)[84], разъясняющего те же вопросы повседневной практики.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира"
Книги похожие на "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И. Алимов - Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира"
Отзывы читателей о книге "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира", комментарии и мнения людей о произведении.