И. Алимов - Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира"
Описание и краткое содержание "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира" читать бесплатно онлайн.
Современная этнографическая наука достигла успехов в самых разных областях. Труды учёных, посвящённые этногенезу, этнографической истории, обычаям и обрядам, фольклору, материальной культуре и быту разных народов мира, заполняют в библиотеке не один шкаф. Всякий интересующийся может составить довольно ясное представление о самых разных сторонах повседневной жизни практически любого народа. И только одна тема традиционно обходится в науке стыдливым молчанием — это отхожие места, правила их использования и связанный с этим комплекс поведенческих норм (в том числе часто религиозного характера), а также способы утилизации прочих отходов жизнедеятельности (мусора различного характера).
Между тем трудно не признать, что туалеты и мусор занимают существенное место в любой культуре: посещение туалета (в самом широком смысле этого слова) так же естественно, как своевременный приём пищи (что очевидно хотя бы потому, что первое есть логичное следствие второго), а дистанцирование от отходов входит в повседневную жизнь любого этноса наряду с обрядом инициации. Однако в научной и даже в научно-популярной литературе столь занимательному предмету посвящено до обидного мало исследований.
Настоящая книга предназначена не только и не столько специалистам (есть ли специалисты в науке «туалетоведение»?), но всем интересующимся, а также может быть использована как пособие по туалетному этикету, принятому в странах Востока.
Верующие! Когда вы хотите совершить молитву, то умывайте свои лица и свои руки до локтей и отирайте ваши головы и ваши ноги до щиколоток. Если бываете осквернены истечением семени, то очищайтесь; если вы больны, или в дороге, или когда кто из вас пришел из отхожего места, или когда вы совокуплялись с женами, и не найдете воды, то очищайте себя чистым песком: им обтирайте лица свои и руки свои. Бог не хочет сделать вам стеснения, но хочет очистить вас и вполне проявить свои благодеяния вам: может быть, вы будете благодарны [Коран/ал-Ма'ида (Трапеза), 5: 8–9].
В другом месте Корана сказанное подтверждается ещё раз:
Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, что говорите: ни тогда, когда вы бываете осквернены истечением семени, до тех пор, пока не омоете всего тела; исключаются от этих требований путешествующие в дороге. Если вы больны, или в дороге, или когда кто из вас пришел из отхожего места, или когда вы совокуплялись с женами, и не найдете воды, то очищайте себя чистым песком; им обтирайте лица и руки свои. Истинно, Бог извиняющий, прощающий [Коран/ан-Ниса' (Жёны), 4: 46].
Однако то, что включает в себя понятие ритуальной чистоты, не является неким раз и навсегда застывшим образованием. Напротив, в разные времена и в зависимости от принадлежности к тому или иному толку ислама отдельные составляющие ритуальной чистоты претерпевали изменения, которые можно проследить по письменным источникам[73]. И хотя последние показывают не столь значительные расхождения во взглядах на повседневную ритуальную практику, они, тем не менее, дают основание считающим себя мусульманами смело заявлять о том, что это не их ислам и что сами они руководствуются тем-то и тем-то.
К сожалению, за советский период в нашей стране по известным причинам религиозная литература, в том числе и мусульманская, приказала долго жить. Но и до сих пор не видно, чтобы образовавшийся вакуум заполнялся теми сочинениями современных религиозных деятелей, которые помогали бы в доступной форме освещать как вопросы бытового ислама, так и его исторически сложившиеся традиции[74].
Мусульманская пресса целевого распространения в России также не берет на себя эту нагрузку, в ту пору как религиозные деятели шиитского Ирана не считают для себя зазорным писать на туалетную тему в жанре «вопросов и ответов», освещая таким образом в популярной форме фактически все стороны жизни мусульманского общества. Количество таких вопросов и ответов, например, в книге «Толкование положений» («Таузих ал-маса'-ил»)[75] покойного айаталлаха Хомейни (1900–1989) приближается к трем тысячам.
Вопросы вероисповедания не ограничиваются только редкими посещениями мечети и осознанием самого себя как мусульманина лишь по происхождению или по отсутствию крайней плоти. Это — и соблюдение многочисленных религиозных предписаний, и знание мусульманской традиции, и умение соотнести себя с той или иной исламской школой, и многое другое, призванное укрепить веру, придать ей необходимый фактический материал, без которого невозможны ни существование, ни передача религиозной традиции.
В связи с тематикой данного сборника не удержусь, чтобы не привести самый простой пример из повседневной жизни. Всем тем, кто называет себя мусульманином, должно быть хорошо известно, какое уважение придается направлению на Мекку — кибле и какую огромную роль оно играет во всех ритуальных действиях. Теперь давайте спросим, а многие ли, заходя с утра в свои домашние туалеты, садятся поперек комфортных и малокомфортных унитазов так, чтобы Мекка была справа или слева, но никак не спереди или сзади? Многие ли вообще знают, как у них ориентирована квартира по сторонам света и где по отношению к ним расположена Мекка? Маловероятно, чтобы около 400 тысяч питерских мусульман перестроили свои отхожие места в соответствии с нормами ислама. А ведь это — всего лишь один небольшой пример из богатейшей мусульманской традиции, незнание которой создает информационный вакуум, очень быстро заполняющийся чем угодно, вплоть до досужих домыслов и нарочитых измышлений с далеко не благими целями.
Для того чтобы ясно представить себе, что подразумевалось под понятием ритуального очищения (тахарат, ) в средневековом исламе и что изменилось в нем к третьему тысячелетию по христианскому летоисчислению, ниже будут изложены основные требования к тахарату у мусульман-суннитов по книге виднейшего мыслителя мусульманского мира Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси (1058–1111) «Ихйа' 'улум ад-дин» («Воскрешение религиозных наук»)[76], данные в сравнении с шиитскими требованиями, описанными в жанре «толкований» по уже упомянутой книге айаталлаха Хомейни «Таузих ал-маса'ил» («Толкование положений») и с такими же руководствами других шиитских имамов. Таким образом, можно будет воочию убедиться, как «этот» ислам в быту отличается от «того» и отличается ли вообще.
Оскверняющие и очищающие
Согласно шариату, десять вещей могут, осквернив, нарушить ритуальную чистоту верующего. В их число входят: 1 — моча, 2 — каловые массы, 3 — сперма, 4 — мертвечина, 5 — кровь, 6 — собака, 7 — свинья, 8 — неверный (кафир), 9 — вино, 10 — пот верблюдов, а иногда всех животных, питающихся скверной. По аналогии с вином, некоторыми законоведами добавляется еще и одиннадцатый элемент — содержащее алкоголь пиво. Из этого перечня два пункта, занимающие в нем первые места, имеют самое непосредственное отношение к нашей теме. Причем, я думаю, ясно, что осквернять они могут только при выходе из организма, находясь внутри они не создают проблем. Поэтому основные предписания ислама сводятся к тому, как экскрементам следует покидать тело, что еще кроме тела они в состоянии осквернить (этико-экологический вопрос) и как оскверненному вновь войти в состояние ритуальной чистоты.
Осквернение при выходе скверны наружу именуется хадас (). Различают большое осквернение — мочой, каловыми массами, спермой и кровью, и малое осквернение — например, при метеоризме. Большое осквернение приводит к гарантированной потере верующим ритуальной чистоты. Отделившись от человека, скверна в состоянии привести к потере ритуальной чистоты не только своего бывшего владельца, но и третье лицо, если оно войдет со скверной в контакт (наступит или испачкается). Она начинает, так сказать, самостоятельное существование и именуется — наджасат ().
К очищающему от скверны в первую очередь относятся вода, земля, солнце, изменение состояния (оскверненное дерево, сгорая, превращается в уголь), метаморфоза (вино превращается в уксус), перемещение и т. д. По степени своей функциональной значимости воде и земле отдается главенствующая роль. Однако и в отношении них проводится детальное разграничение, например, различают до пяти категорий воды, а глиняные комья для подтирания должны быть определенных размеров. Довольно обстоятельное описание всего физиологического процесса можно найти у ал-Газали, который был не просто мусульманином-суннитом, но богословом с большой буквы, или Доводом ислама, как его называли современники в конце XI — начале XII в. В нижеприведенном переводе ал-Газали цитирует высказывания самой молодой из жен Мухаммада — 'А'иши бинт Аби Бакр (613–678), тестя Мухаммада и второго праведного халифы — 'Умара ибн ал-Хаттаба (ок. 585–644), изречения сподвижников Пророка — Хузайфы ибн ал-Йамана (ум. 656) и Салмана ал-Фариси (ум. 655 или 657), а также одного из самых известных передатчиков пророческих преданий — Ибн Мубарака (ум. 797).
При чтении этих рекомендаций следует более или менее отчетливо представлять реалии эпохи: скажем, идущий неспешно по пустыне караван, вода — на вес золота, бумага — только для письма, и вдруг кому-то приспичило, то ли от тряски на верблюде, то ли от съеденной на привале пищи, то ли от того и другого вместе. Вопрос: за какой бархан убежать и что можно использовать в качестве заменителя сегодняшней туалетной бумаги, находясь в таких условиях? Вот что пишет ал-Газали в 3-й книге своего труда, которая носит название «Таинства ритуального очищения и его суть»[77]:
Правила поведения при отправлении нуждыВ пустыне следует удалиться с глаз людских и прикрыть себя тем, что можно найти. Не достигнув места, где можно присесть, нельзя оголять гениталии. Нельзя обращаться лицом к солнцу и луне. Следует проявить осторожность, чтобы не поворачиваться лицом или спиной к кибле, разве только в доме, но и там тоже лучше проявить в этом осмотрительность[78].
В пустыне дозволительно использовать в качестве прикрытия попону, равно как и свой подол. Не следует присаживаться там, где люди садятся поговорить. Нельзя мочиться в стоячей воде, под фруктовыми деревьями и в разного рода отверстия, следует воздерживаться от твердой почвы и от встречного ветра, чтобы не обрызгаться каплями мочи. Сидя следует делать упор на левую ногу. При посещении отхожего места входить туда следует с левой ноги, а выходить оттуда — с правой. Нельзя мочиться стоя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира"
Книги похожие на "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И. Алимов - Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира"
Отзывы читателей о книге "Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира", комментарии и мнения людей о произведении.